Новый адрес страницы:
https://tannarh.wordpress.com/2013/06/06/право-на-реальность/
Tannarh
ПРАВО НА РЕАЛЬНОСТЬ
Если бы не было света, знал бы ты, что у тебя есть глаза? Если бы не было звуков, знал бы ты, что у тебя есть уши? Пока ты сам не почувствуешь, ты не узнаешь, что еще у тебя есть, кроме глаз и ушей.
Сафар Аль-Дин
С незапамятных времен человек лишен пожалуй одного из главных своих прав — права на реальность. Проблема эта столь запутанная и фундаментальная, что вопрос «кому принадлежит реальность?» вообще мало кому приходит в голову. Обычно считается, что реальность не принадлежит никому, а правом на нее обладают все люди. В действительности это не так. Возможно, люди никогда не обладали реальностью в подлинном смысле слова «обладание». Мы не владеем реальностью, в которой существуем, однако из этого вовсе не следует, что реальность не принадлежит кому-то другому. Она давно уже приватизирована или, если хотите, национализирована силами, определяющими ход мировой истории. В разные эпохи хозяевами реальности были разные узурпаторы: первые шаманы, религиозные институты, политическая власть. Именно они диктовали и продолжают диктовать людям, что есть реальность, каковы ее свойства и структура, что она допускает, а чего в ней нет и никогда не было. Речь идет, разумеется не о самой реальности, к которой у нас давно уже нет непосредственного доступа, а об общечеловеческих картинах мира, созданных и развивающихся по своим собственным законам, имеющим весьма отдаленное отношение к объекту господства.
Начнем с простых понятных вещей. Практически у каждого человека есть картина мира, влияющая на его восприятие действительности, мотивы и поступки. К числу наиболее распространенных и, как следствие, популярных систем интерпретации реальности можно отнести религиозную, научную и магическую. Споры о том, какая из них ближе к истине, бессмысленны, поскольку сам факт наличия интерпретации говорит об ее отличии от реальности, которая не есть своя собственная интерпретация: стул как объект внешнего мира и стул как наиболее удобное приспособление для сидения — это не одно и то же. В последнем случае имеет место именно толкование, подгоняющее реальность под представления человека о целях, смыслах и назначениях различных предметов. Без человека стул-для-сидения не существует, стул не знает о том, что он стул. Так, например, для древесных червей стул есть среда обитания, о форме которой они имеют весьма смутное представление, если здесь вообще уместно говорить о каких-либо «представлениях». Возможно, мы выражаемся несколько сумбурно, однако суть данной предпосылки уловить нетрудно, достаточно лишь мысленно поставить себя на место древесного червя.
Следующий вопрос: кому принадлежат эти картины мира или правильнее было бы спросить кто их создал? Очевидно, что не сам человек. Определенные системы интерпретации навязываются людям в процессе воспитания, обучения и социализации (см. Открытый ум). Обычный человек выступает в роли потребителя, который не имеет права оказывать влияния на картины мира, принятые большинством в качестве общеобязательных. Такие картины мира можно назвать проприетарными в том смысле, что их пользователям запрещено вносить в них изменения и распространять модифицированные версии среди других пользователей. Максимум, что позволено потребителю проприетарных картин мира, — это выбирать и комбинировать набор составляющих их модулей. Данные утверждения требуют пояснения.
Пример с христианством будет весьма показателен. У христианской картины мира есть общепризнанный первый разработчик, имя которого всем нам известно. Правом на распространение и модификацию данной картины мира обладают лишь несколько организаций по всему миру, из них наиболее крупными игроками на рынке духовных услуг являются Католическая и Православная церкви. Они же получают доходы от использования людьми их продукта в виде пожертвований и оказания платной технической поддержки для частных и корпоративных клиентов, например, государств, инсталлировавших христианство в качестве основной идеологии в обществе. Решения о внесении изменений в христианскую картину мира могут принимать только высшие руководители церкви, а созданием патчей и апдейтов занимаются исключительно сертифицированные программисты-богословы. В соответствии с лицензионным соглашением рядовые пользователи лишены обеих этих возможностей, они лишь решают, да и то не всегда, какими готовыми программными продуктами будут пользоваться в жизни: христианским милосердием, воинствующей пропагандой христианских ценностей или прочими. Тех, кто самостоятельно пытается внести изменения в христианскую картину мира, называют еретиками, а распространителей модифицированного продукта (форков христианства) — сектантами. И с теми, и с другими Церковь борется подобно тому, как компания Microsoft воюет с «пиратами» и свободными операционными системами (см. Linux и Windows). Церковные методы борьбы включают в себя не только преследование нарушителей в судах и компании по дискредитации альтернативных картин мира, но и программы по навязыванию своего продукта потребителям с раннего возраста. Школьные компьютеры с предустановленной ОС Windows и преподавание детям основ православия, в сущности, имеют одну цель — захват рынка.
Не следует думать, будто с научной картиной мира дела обстоят лучше (см. Пределы разума). Здесь ситуация примерно такая же, как и в случае с христианством. Правом на разработку и внедрение в массы научного мировоззрения обладает лишь корпорация ученых. Только им позволено решать, что научно, а что нет. Научные учреждения оказывают влияние на государственные структуры и имеют доступ в школы, где занимаются распространением своего продукта. Как и разработчики христианской картины мира, ученые утверждают, что именно их толкование реальности истинно или максимально приближено к истине. Как и в случае с христианством, рядовым пользователям запрещено вносить изменения в научную картину мира без одобрения высшего руководства корпорации. Те же самые методы работы, меняются лишь названия. Так, например, многочисленные форки науки называются «лженаукой», «паранаукой» и прочими терминами, призванными подчеркнуть их нелегитимность. Только Microsoft обладает правом на Windows, только научному сообществу позволено владеть научной картиной мира, только христианские корпорации могут модифицировать христианскую картину мира. Все остальное — воровство, пиратство, нарушение лицензий и патентов. Вопрос о том, что важнее: истина или свобода (иллюзия истины или иллюзия свободы) слишком обширен, чтобы подробно рассматривать его в данной статье.
Итак, проприетарные картины мира принадлежат не пользователям, а их создателям и владельцам. Картины мира оказывают преимущественное влияние на восприятие человеком самого себя, мира и окружающих. Человек не имеет права на законных основаниях вносить изменения в проприетарные картины мира и делиться ими с другими пользователями. За попытки форкнуть христианство раньше уничтожались целые города, как в известном случае с гностиками в Окситании. Из чего следует простой вывод: любые рассуждения о свободе, содержащиеся в проприетарных мировоззрениях, являются не более чем маркетинговым ходом со стороны их разработчиков и хозяев. Если человека сажают в тюремную камеру, где ему не позволено даже прикасаться к стенам, то абсолютно не важно, сколько раз на этих стенах написано слово «свобода». Особенно, если тюремная камера находится в его собственной голове, а писать в ней разрешено лишь другим людям.
Проприетарные картины мира устроены именно таким образом. Они как стекла очков, разрисованные демонами или формулами, за которыми ничего не видно. Стереть эти рисунки нельзя, можно лишь сменить очки на другие. Собственно, так и происходит, когда какой-нибудь ученый вдруг становится священником, или когда прилежный христианин утрачивает веру и переходит в стан атеистов. Можно перейти с Windows на Mac OS или наоборот, однако проприетарная суть этих продуктов не изменится: они не принадлежат вам, вы просто платите за их использование. Можно вообще удалить операционную систему, но тогда компьютер не будет работать. Будде удалось деинсталлировать все картины мира из своего сознания, хотя по вполне понятным причинам его путь не подходит большинству наших современников, живущих в искусственном мире виртуальных моделей, оторванных от природы и, как следствие, от самой реальности.
Единственной разумной альтернативой для тех, кто не желает до конца жизни пребывать в рабстве у тюремщиков сознания, является использование картин мира, построенных в духе идеологии Open Source (см. Свободные картины мира). Путь к свободе начинается со свободной картины мира, в создании и изменении которой вы можете принимать участие вместе с вашими единомышленниками, друзьями и незнакомыми людьми по всему миру. Основное отличие свободной (открытой) картины мира от проприетарной заключается в том, что несвободная картина мира однозначным образом диктует вам, каким вы должны воспринимать мир и живущих в нем людей (единоверцев, еретиков, гомосексуалов, богатых, нищих и т. д.), а свободная предоставляет в ваше распоряжение удобный интерфейс для взаимодействия с реальностью и ее всестороннего (т. е. не ограниченного догмами, стереотипами и установками) познания, который вы можете изменять, дополнять и улучшать в соответствии со своими индивидуальными особенностями и запросами, а так же предлагать ваши модификации и улучшения всем желающим и свободно пользоваться чужими наработками.
Проприетарные идеологии и религии говорят: вот стул — на нем нужно сидеть, вот Бог — ему нужно молиться, вот жизнь — ее нужно тратить на зарабатывание денег. Свободная картина мира предполагает совершенно другой взгляд на порядок вещей, опирающийся не на догмы, а на вопросы «что это?» и «как я могу с этим взаимодействовать?» Это стул — на нем можно рисовать, это Бог — с ним можно дружить, это жизнь — в ней можно найти много интересного и удивительного. Свободная картина мира не навязывает вам громоздкие и порой совершенно неэффективные инструменты для подчинения окружающей действительности, а позволяет использовать индивидуально подобранный набор инструментов и создавать новые. Именно возможность создавать свои собственные инструменты познания и позволяет человеку в конечном итоге осознать чудовищную пропасть между любой картиной реальности и самой реальностью. Карта — это не местность, но если все вокруг с детства убеждают тебя в обратном и не хотят слышать никаких возражений, лишь нарисовав свою собственную карту ты поймешь в чем тут разница.
Другими словами, свободная картина мира — это персональный набор практических навыков и инструментов для взаимодействия конкретного человека с конкретной частью реальности в конкретной уникальной ситуации. Говорить о знаниях и вере здесь бессмысленно, скорее речь идет об инсайтах и обмене опытом, на основе которого создаются алгоритмы, конвертирующие потоки ощущений в мудрость осознания предугадываемости, но не предсказуемости связки человек-событие-реальность и в навыки спонтанного со-бытия с окружающим миром. Вместо страха капли, боящейся раствориться в океане, мы приходим к пониманию того, что на самом деле это океан растворяется в капле человеческого сознания, подобно тому, как целая Вселенная отражается в маленьком зеркале телескопа Хаббл.
Свободные картины мира предоставляют пользователям самые широкие возможности конфигурирования и настройки, обнаруженные в них баги исправляются, а не фетишизируются в качестве «священных фич», они быстро реагируют на изменяющиеся условия и, как следствие, не требуют дополнительных «костылей» для адаптации архаичных кодов к современным реалиям, вроде попыток богословов запрограммировать паству на негативное отношение к противозачаточным средствам, опираясь на библейские тексты двухтысячелетней давности. Свободные картины мира предлают открытую конкуренцию вместо «священных воин», опыт вместо догмы, энтузиазм вместо фанатизма, понимание вместо зубрежки, мудрость вместо эрудиции, признание права на ошибку вместо обещания вечных мук и жизнь вместо разговоров о жизни.