Новый адрес страницы:
https://tannarh.wordpress.com/2013/06/09/новые-мировоззрения/
Tannarh
НОВЫЕ МИРОВОЗЗРЕНИЯ
Пока ты чувствуешь, что наиболее важное и значительное явление в мире — это твоя персона, ты никогда не сможешь по-настоящему ощутить окружающий мир.
Карлос Кастанеда «Путешествие в Икстлан»
Некоторым людям недостаточно самим воспринимать мир серьезно. Они не успокоятся, пока не заставят окружающих сохранять серьезность.
Линус Торвальдс «Just for fun»
Есть вещи, к пониманию которых человек приходит с огромным трудом. Многие готовы смириться с собственной ничтожностью, в конце концов не могут же все быть гениями и великими полководцами. К тому же в жизни обывателя нет ничего принципиально плохого, многим она даже нравится. Крах юношеских надежд и притязаний на нечто большее, нежели суетливая беготня в повседневности и решение бытовых проблем, еще не является поводом для самоубийства, хотя и вызывает порой легкую тоску по беззаботному детству, изредка переходящую в непродолжительную депрессию. Короче говоря, люди вполне способны оставить притязания на величие и спокойно существовать в качестве рядовых члена общества. Собственно, большинство так и живут, сохраняя чувство собственной важности на комфортном уровне. Однако ситуация кардинальным образом меняется, когда речь заходит о мировоззрении и верованиях человека. Многие люди искренне полагают, будто мысли, овладевшие их разумом, обладают чрезвычайно высоким уровнем важности, превосходящим порой даже жизни других людей. И здесь начинаются серьезные проблемы, причем у всех.
Линус Торвальдс как то в шутку предложил трехступенчатую схему эволюции любого социально значимого явления: первая ступень — выживание, вторая — общественный уклад, третья — удовольствие. Например, секс изначально служил выживанию, затем он стал частью общественного уклада, будучи оформленным в виде института семьи, а потом он перешел в разряд развлечений. Тоже самое с научно-техническим прогрессом, который сначала помогал выживанию человечества, вслед за этим сделался частью общественного уклада и, наконец, стал просто развлечением. Торвальдс создал операционную систему Linux просто для удовольствия, что нашло отражение в названии его автобиографии «Just for fun». И он оказался не одинок в своем «несерьезном» на первый взгляд отношении к жизни, а ОС Linux вскоре превратилась в самый крупный коллективный проект за всю историю человечества.
Серьезное выражение лица — это еще не признак большого ума, однако эта маска позволяет многим людям скрывать под ней полное отсутствие мыслительных процессов. Мировоззрение большинства людей представляет собой отнюдь не плод долгих и кропотливых раздумий, а готовый товар, помещенный в их головы в процессе воспитания и социализации (см. Право на Реальность). Человек считает картину мира своей, однако он не принимал никакого участия в ее создании, он просто взял ее готовой, словно упаковку быстрорастворимой лапши в супермаркете, разбавил жизненным опытом и теперь потребляет, не задумываясь о последствиях для себя и окружающих. А последствия эти бывают весьма негативными и порой даже катастрофическими. Террористы и смертники, чье вероисповедание нам запрещено называть, убивают людей именно потому, что слишком серьезно относятся к своему мировоззрению и выпестовавшей его религиозной картине мира. «Православные джедаи», избивающие на улицах людей за их национальность и половую ориентацию, поступают точно так же — они верят в значимость мыслей, вложенных в их голову проповедниками. Они считают, будто мировоззрение обладает более высокой ценностью, чем человеческая жизнь, однако это путь взаимного уничтожения. Справедливости ради следует отметить, что некоторые священнослужители приходят в ужас от действий «православных джедаев», однако их мнение ничего не значит в глазах тех, кто одержим серьезностью «своих» взглядов.
Вера в значимость своего мировоззрения питает чувство собственной важности, помогает искать единомышленников и чувствовать свою нужность обществу. Звенья этой цепи связаны слишком сильно, поэтому борьба с чувством собственной важности бессмысленна в отрыв от победы над верой в значимость своего мировоззрения. Внушенное мировоззрение никогда не бывает «своим», но почти всегда служит делу порабощения и закрепощения человека. Лечить нужно причину болезни, а не ее симптомы. Вера в превосходящую ценность мыслей и слов есть исток большинства проблем современности, начиная с терроризма и фундаментализма и заканчивая банальным троллингом в Сети. В этом отношении старые картины мира просто безнадежны, они насквозь отравлены серьезностью и слепой убежденностью в значимости своих предпосылок и догм. На протяжении тысячелетий они коверкали и уродовали людей, превращая их из детей, свободно играющих с миров, в зажатых, закомплексованных и мрачных бедолаг, с вымученной гордостью несущих свои воображаемые кресты к Голгофе смерти. Все попытки реформировать их благополучно провалились, поскольку были ориентированы на изменение отдельных положений, но никоим образом не касались фундаментального недостатка. Горящий дом нельзя потушить, просто переставляя мебель в его комнатах. Если пожар охватил все здание, то лучшим вариантом будет дать ему догореть дотла.
Новые мировоззрения лишены фундаментального недостатка, заключающегося в чрезмерной серьезности, питающей ЧСВ их носителей. Перефразируя известное выражение можно сказать, что новые мировоззрения — это провайдеры смыслов, а не их генераторы (см. Открытый ум). Сейчас существование подобных картин мира многим кажется невозможным, однако в обществе уже произошел заметный сдвиг, открывающий путь к новым горизонтам. Старые религии, идеологии и учения постепенно теряют хватку, вырождаясь в коммерческие проекты по выкачиванию денег из простаков. Попытки создания новых серьезных мировоззрений вроде неоязычества или сатанизма не принесли ожидаемых результатов — никто не хочет верить в их догмы на полном серьезе. Сегодня в социуме существует огромная прослойка молодых талантливых людей, чей внутренний мир представляет собой свалку из обломков общепризнанных учений вроде христианства, буддизма или атеизма, которые никак не систематизированы, и только мешают им жить полноценной жизни. Открытое общество предполагает открытую архитектуру духа, для которой старые картины мира попросту не предназначены. Потребности этих молодых людей в цельном мировоззрении, гармонично сочетающимся с их повседневной жизнью долгое время оставались неудовлетворенными.
Многовариантность и разнообразие мира плавно перетекло из философских книг в реальную жизнь. Человек, который на работе использует Windows, дома с удовольствием исследует Linux, а общается с друзьями через iPhone никогда не сможет до конца поверить в одного истинного бога или учение. Повседневный опыт вопиет к нашему разуму: у любой задачи есть несколько вариантов правильного решения, у любой программы есть аналоги, у любого товара есть заменители, на любой дороге встречаются развилки, из которых можно выбирать. Старые картины мира утверждали истинность лишь одного пути, но когда они оказались на одном поле, выяснилось, что все их притязания на «истинность» и «универсальность» свидетельствуют лишь об узости смастеривших их умов, не желавших увидеть мир таким, каков он есть — изменчивым, разнообразным, необъятным и восхитительным пространством для игр. Тотальная серьезность убивает любую игру, превращая ее в скучную обузу. Новые картины мира — это мировоззрения just for fun, которые работают (см. Свободные картины мира).
Современная жизнь предъявляет четыре основных требования к новым мировоззрениям: они должны быть функциональными, надежными, удобными и приносящими удовольствие. Функциональность мировоззрения заключается в том, что оно максимально эффективным способом помогает пользователю решать насущные задачи, не вызывая у него проблем и трений с объективной реальностью. Мировоззрение призвано облегчить человеку жизнь, позволив ему сконцентрироваться на том, что для него действительно важно и значимо, отсекая второстепенное и ненужное. Мировоззрение не должно создавать у пользователя комплексы, психологические проблемы и потребность в избыточном чувстве собственной важности. Если мировоззрение разрушает психику человека, убеждая его в собственной греховности, ничтожности или падшести, то его следует признать деструктивным, а точнее — дефективным. Одна из главных целей заключается в адаптации пользователя к окружающей среде, способствующей более полному и всестороннему его развитию.
Мировоззрение должно быть надежным, то есть содержать в себе все необходимые инструменты для взаимодействия с миром и поддерживать их в рабочем состоянии. Если мировоззрение никаким образом не отражается на поведении человека, то его следует признать пустой игрой ума. Человек создает мировоззрение, чтобы освободить ресурсы мозга для собственных целей, а не загружает себя действиями, выполнения которых требует от него мировоззрение, как это было в прошлом, например, в случае с ежедневными молитвами и походами в церковь. Новое мировоззрение делает человека более открытым, повышая адаптационные способности его личности к восприятию и обработке новой информации. Старые картины мира наоборот загоняли людей в узкие рамки ограниченного набора догм и препятствовали прогрессу личности и всего общества в целом, что порой приводило к катастрофическим результатам. Новое мировоззрение не обязывает человека вступать в конкуренцию, но делает его более конкурентоспособным, позволяя ему осознать собственный потенциал.
Удобное мировоззрение позволяет человеку чувствовать себя комфортно в своей собственной голове. Комфорт тела не имеет значения и не приносит подлинного удовольствия, если сознание человека похоже на поле битвы, изрытое окопами и опутанное колючей проволокой. Удобство заключается в том, что человек использует мировоззрение для своих целей, а не наоборот. Человек является не просто носителем определенного мировоззрения, но и его соавтором. Он волен улучшать свою картину мира, внося в нее дополнительные детали и убирая лишние. Это позволяет избегать ненужных внутренних конфликтов, вроде того, что случился с Иваном Охлобыстиным, чей сан священника вступил в противоречие с желанием продолжить актерскую карьеру. Удобство вовсе не означает вседозволенность, но предполагает знание своих потребностей и пределов своих возможностей. Мы обставляем квартиры в соответствии с нашими вкусами и потребностями, точно так же следует поступать и со своим сознанием.
Если три предыдущих условия выполнены, то мировоззрение должно приносить удовольствие от его использования. Мировоззрение, которое вызывает у человека духовные страдания при соприкосновении с реальным миром, содержит в себе грубые ошибки, требующие скорейшего исправления. Среди других признаков деструктивного мировоззрения следует назвать немотивированные страхи, заведомо агрессивное отношение к незнакомым людям и комплекс проповедника. Новое мировоззрение строго индивидуально, хотя и базируется на некоторых общих принципах. Попытки навязать другим людям свое видение мира означает, что в мировоззрении содержатся пробелы и недочеты, которые его пользователь пытается решить за чужой счет, создав некоторую общую виртуальную реальность, где ошибки будут считаться не багами, а уникальными отличительными особенностями, и ищет подтверждения этим ошибочным предпосылкам в чужих глазах. Однако мировоззрение, выполняющее все четыре рассмотренных требования, не нуждается в пропаганде или в навязывании другим, оно будет распространяться само собой среди потенциальных пользователей, что в конечном итоге принесет всем пользу и удовольствие.