Новый адрес страницы:
https://tannarh.wordpress.com/2013/06/07/открытый-ум/

Tannarh
ОТКРЫТЫЙ УМ

Нет среди нас ни одного человека, который не был бы виновен в одном безмерном преступлении — а именно в том, что он не живет полной жизнью.

Генри Миллер «Сексус»

Открытый ум означает сознание, открытое не для зомбирования, но для самостоятельного познания мира и взаимодействия с окружающей действительностью. Открытый ум спрашивает у реальности, какова она, вместо того, чтобы навязывать ей готовые ответы. Открытый ум участвует или соучаствует в разработке свободных картин мира, обеспечивающих более глубокое и интерактивное проникновение в реальность. Закрытый ум является носителем проприетарной картины мира (см. Право на Реальность), в которой помимо всего прочего содержатся: модель реальности, предписанные человеку цели и смыслы существования и правила взаимодействия с другими людьми. Модель реальности описывает мир в рамках определенного учения, идеологии или мировоззрения. Так, например, христианская модель реальности утверждает, что Вселенная представляет собой божественное творение, в научной картине мира Вселенная — это движущаяся материя, а с точки зрения потребительской картины мира Вселенная — это просто склад ресурсов для производства товаров и услуг (см. Гестапо духа).

Каждая модель реальности опирается на отфильтрованный набор фактов, служащих доказательством ее истинности, и при этом игнорирует другие факты, которые опровергают ее притязания на универсальность. В каждой модели реальности существует специально разработанный язык для описания и истолкования фактов. Событие, описываемое христианами как сотворенное Богом чудо, якобы свидетельствующее о его существовании, для ученых будет лишь случайным исключением из общего правила, которое просто не будет учитываться в виду его невоспроизводимости в ходе эксперимента.

Проприетарная картина мира обязывает закрытый ум пользоваться только своим внутренним языком для истолкования событий и фактов. На самом деле любой язык, разработанный внутри проприетарной картины мира, описывает не реальность, а лишь саму эту картину мира, становясь преградой между человеком и окружающей действительностью. Термины вроде «чудо» или «случайность» ничего не объясняют, их главная задача — подчинить мышление человека навязанным паттернам и обеспечить воспроизводство проприетарной картины мира и благосостояние ее разработчиков и владельцев.

Модель реальности нужна для того, чтобы на ее основе создать свой набор ценностей и жизненных целей для людей. Если мир создал Бог, то главная задача человека — служить Богу и подчиняться его легитимным представителям, то есть священникам. Если мир — это промежуточный итог эволюции материи, то цель человечества — познание Вселенной с помощью лучших его представителей, то есть ученых. При этом упускается одна существенная деталь: картины мира, в которых людей обязывают кормить священников или ученых, созданы самими священниками и учеными, а отнюдь не Богом или неразумной материей (см. Шаманский Камень).

На третьем этапе из модели действительности и предписанных человеку целей выводятся правила поведения, запреты и ограничения, загоняющие закрытый ум в узкую колею дозволенного, проложенную по бескрайнему полю запретного. Язык практически каждой проприетарной картины мира служит для разделения человечества на «праведников» и «еретиков», «интеллектуалов» и «глупцов», «своих» и «чужих». «Свои» разделяют общую картину мира, которая представляется им «очевидной», «естественной» и «истинной». При таком подходе «чужаки» могут в лучшем случае «заблуждаться», а в худшем «злонамеренно вредить», «искажать истину» и «совращать» неокрепшие умы, то есть умы не закостеневшие в рамках конкретной проприетарной картины мира. «Чужаков» необходимо «вразумлять» и, если они противятся «правильному» зомбированию, безжалостно уничтожать во имя господства своей «единственно верной» картины мира. У христиан для этих целей была создана Инквизиция, а у сторонников научного материализма — психиатрия. Сходство двух этих институтов анализируется в книге Томаса Саса «Фабрика безумия», поэтому нет нужды заострять на нем внимание.

Закрытый ум подгоняет реальность под завладевшую им проприетарную картину мира, иногда осознанно, но чаще всего в автоматическом режиме. Человек с закрытым умом отделяет себя от реальности, приписывая себе неоправданно завышенную ценность и значимость и низводя окружающую действительность до уровня фона, объекта изучения или дарованной ему Богом собственности. Оказавшись в тюрьме проприетарного мировоззрения, человек начинает думать, что он никаким образом не связан со средой своего обитания, а в худшем случае, что он вообще является нематериальным объектом вроде «души» или «частицы мирового разума», для существования которой реальность не нужна в принципе. Закрытый ум — это тюремная камера, на стенах которой охранниками нарисована искаженная и сильно упрощенна картина реальности, создающая у человека иллюзию свободы и собственной эфемерности. Истинным считается лишь то, что изображено или записано, а не то, что непосредственно наличествует в восприятии (см. Мандала жизни).

Открытый ум живет и развивается по иным принципам. Закрытый ум строит «свои» представления о реальности на основе внушенной ему проприетарной картины мира, а свободный ум разрабатывает свою собственную картину мира (самостоятельно или с помощью соучастников) на основе непосредственного восприятия реальности (см. Свободные картины мира). Свободные картины мира создаются не для того, чтобы использовать людей в качестве потребителей очередных «святых истин» и «научных парадигм», а в качестве инструментов, с помощью которых человек может самостоятельно исследовать мир, создавать при необходимости его ситуационные модели, определять для себя самого цели и смыслы в жизни и общаться с людьми, не разделенными на «своих» и «чужих». Свободные картины мира не предполагают наличия высшей касты жрецов вроде священников или ученых, содержание которых в принудительном порядке возложено на рядовых пользователей. Авторитет здесь не имеет никакого значения. В мире свободных картин мира ценятся лишь компетентность и репутация.

Требование компетентности заключается не в умении играть словами того или иного описательного языка (проводить ритуалы в храмах или на научных конференциях), а в умении создавать работоспособные модели и алгоритмы, несущие практическую пользу всем соучастникам и последователям в зависимости от их личных способностей, а не от «степени приверженности учению». В свою очередь репутация — это социальная оценка деятельности разработчиков свободных картин мира и их отдельных элементов. Неочевидная для многих разница между авторитетом и репутацией заключается в следующем: авторитет вам навязывают насильно — вы обязаны уважать и чтить высокий статус патриарха или какого-нибудь академика, а репутацию человеку создаете вы сами, давая публичную оценку его деятельности. Или более наглядный пример: высокий авторитет Патриарха Кирилла дает ему статус предстоятеля РПЦ, а его репутацию создали скандалы с торговлей алкоголем, квартирой, часами и т. п.

Для открытого ума реальность первична, а представления о реальности — вторичны. Модели реальности — это что-то вроде элементов общего конструктора, которыми можно делиться с друзьями и единомышленниками, собирая из отдельных кусочков целые мировоззренческие комплексы для работы, для игр или для жизни в целом. Свободные картины мира построены по модульному принципу: вы добавляете в них то, что вам нужно и выбрасываете все лишнее. Как и с любым дистрибутивом операционной системы Linux вы можете свободно экспериментировать со своей картиной мира, не опасаясь обвинений в «ереси», «вероотступничестве», «аморальности», «дикости» и еще в тысячи других «грехов». Это ваша система — вы ее владелец, вы художник своей картины мира, и только от ваших желаний и уровня мастерства зависит, каким получится полотно.

Каждая проприетарная картина мира объявляет истинной себя и только себя одну. В мире свободных мировоззрений критерий универсальной истинности лишен всякого смысла, равно как и борьба за обладание им. Каждая свободная картина мира, сконфигурированная под конкретного пользователя, истинна ровно в той степени, в какой она соответствует каждому уникальному моменту со-бытия человека и окружающего мира. Представляется очевидным, что ни о каких универсалиях здесь не может идти и речи. Настройки одного пользователя вряд ли подойдут другому. Ценность свободной картины мира определяется не тем, сколько раз в инструкции к ней повторяется слово «Истина», а уровнем осознанности и полноты жизни при взаимодействии ее пользователя с реальностью.

Проприетарные картины мира стандартизируют мировоззрение людей, однако подобное единообразие препятствует свободному развитию личности (см. Кризис пустоты). Собственно, никаких «людей» не существует, ведь подобное обобщение является атавизмом, доставшимся нам в наследство от массовых религий и идеологий. Каждый человек существует в уникальной ситуации, события перетекают друг в друга, образуя неповторимый рисунок индивидуального существования разумного существа, способного осознать пройденный путь и проложить свой собственный маршрут, быть может даже за пределами общей колеи. Под словом «люди» мы подразумеваем не одинаковых существ, но единый вектор их движения, заданный проприетарными картинами мира с помощью лжи, пропаганды и зомбирования. Все, что обещают массовые идеологии — ложь. Светлое коммунистическое будущее так и не наступило и вряд ли когда-нибудь наступит. Второе пришествие Христа, которого апостолы ждали еще при своей жизни, не состоялось ни через тысячу, ни через две тысячи лет. Технократический рай, обещанный наукой в конце 19-го века, превратился в экологический ад в начале века 21-го. Все это — ложь и клевета на мир.

Свободные картины мира нужны не для массовой раздачи пустых обещаний, а для решения конкретных задач максимально простыми и эффективными способами. Если вам нужно успокоить нервы, вы не молитесь Богу, ожидая потом годами, когда же он соизволит исполнить вашу просьбу, а занимаетесь подходящим вам видом медитации и своими силами достигаете желаемых результатов. Или не достигаете и тогда пробуете другие методы обретения контроля над собственным эмоциональным состоянием, пока не добиваетесь успеха. Вы меняете один алгоритм действий на другой подобно тому, как удаляете один браузер из операционной системы и ставите на его более подходящий для ваших нужд. Стандартные решения годятся для стандартных задач, стоящих перед закрытыми умами, рассортированными по одинаковым камерам с однообразными рисунками на стенах. Открытый ум самостоятельно ставит перед собой цели, ищет пути их достижения и пользуется результатами своих трудов. Открытый ум не зависит от авторитетов, догм и общественного мнения. Открытый ум принимает реальность такой, какая она есть, и реальность отвечает ему взаимностью.

avatar