Новый адрес страницы:
https://tannarh.wordpress.com/2007/08/02/самоактуализация-в-странствии/
Tannarh
САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ В СТРАНСТВИИ
Бытует мнение, согласно которому странники, как и многие другие асоциальные элементы, являются ущербными недоразвитыми личностями с кучей проблем и комплексов, не способные испытывать простые человеческие эмоции, радоваться жизни, любить, сострадать и т.п. Иначе говоря, странникам не доступно так называемое «счастье» простых людей, поэтому их путь усеян «страданиями» и ведет в конечном итоге в ад одиночества. Это мнение ошибочно по ряду причин. Во-первых, потому, что жизнь обычных людей со всем ее содержанием не привлекает странников, скорее наоборот — вызывает внутреннее отторжение. Жизнь обывателей — суть бестолковое кружение вокруг вымышленных идеалов. Они живут, чтобы есть, и едят, чтобы жить. Во-вторых, так называемое «обывательское счастье» — это миф. Счастье обывателей — не процесс, а всего лишь отсутствие страданий, которое само по себе никакого счастья принести не может. Это счастье достигается ими только в опьянении или в забытьи, которое дарует современная массовая культура (кино, телевидение, интернет). В христианской мифологии высшим счастьем является «созерцание бога», иначе говоря, отсутствие всякого движения, абсолютная пассивность, то есть смерть. В противоположность этому, философия странствия превыше всего ценит движение, то есть энергию жизни. Жизнь служит источником как наслаждений, так и «страданий»; смерть не способна породить ничего. И, в-третьих, психология, изучающая обывателей, их внутренний мир, не способна в адекватных терминах описать и классифицировать психику странников, что приводит к ошибочным выводам о «неполноценности» странников. Попробуем доказать, что с психологической точки зрения странник является более здоровой и полноценной личностью, нежели обычные люди, составляющие большинство существующего общества.
По мнению А. Маслоу самоактуализация является наиболее полным использованием талантов и способностей, имеющихся у человека. В процессе самоактуализации человек достигает наиболее оптимального, эффективного и здорового уровня функционирования. При этом следует учитывать, что для исследования самоактуализирующихся людей, Маслоу выбрал тех, кого сам считал таковыми. Помимо прочих, в их число вошли Авраам Линкольн, Томас Джефферсон, Альберт Эйнштейн, Элеонор Рузвельт, Олдос Хаксли и Барух Спиноза. Мне представляется очевидным, что если бы в этот список были включены личности вроде Карлоса Кастанеды или Жака Деррида, то выводы, к которым пришел Маслоу, несколько отличались от полученных им в результате проделанной работы. Тем не менее, с некоторыми оговорками, касающимися моральных оценок самоактуализирующихся людей и их действий, работу А. Маслоу «Мотивация и личность» можно принять как отправную точку для понимании психологии странников.
Самоактуализация означает полное, живое переживание с полной концентрацией. Иначе говоря, максимальное осознание своих действий и происходящего вокруг. Обывателям свойственно полубессознательное существование. Они редко когда осознают в полной мере причины своих желаний и поступков. Странникам же присуще четкое разграничение причин и следствий, внутренних и внешних побуждений и мотивов. В этом отношении их можно назвать более реальными, чем обычные люди. За редким исключением любого обывателя можно свести к простым наборам схем и шаблонов, которые заменяют ему личность. В противоположность этому каждый странник — уникальная личность, обладающая неповторимым набором качеств.
Самоактуализация означает — в каждом выборе решать в пользу роста, прогресса; открывать себя новому опыту, рискуя оказаться в неизведанном. Страх перед неизвестным постоянно отравляет жизнь обывателям, укрепляя в них стремление к постоянству и стабильности. Обыватель хочет иметь твердые гарантии относительно своего будущего, однако в глубине души прекрасно понимает, что никто ему таких гарантий не даст. В странниках же сильно стремление ко всему новому, им всегда тесно в рамках уже достигнутого и понятого. В постоянном стремлении к развитию находит выражение их воля к могуществу. Странники желают власти над новыми знаниями и умениями. Посредством процесса приобретения этой власти странники реализуют творческую энергию, которая в других людях присутствует лишь потенциально.
Самоактуализироваться — значит становиться более реальным, укорененным в бытии, существовать фактически, а не только в потенциале. Это умение существовать в согласии со своей подлинной природой, самоопределяться независимо от мнений и точек зрения других. Границы человеческого потенциала пока не найдены, поэтому допустимо говорить о безграничных возможностях, которые ежесекундно открываются перед нами. Однако большинство людей предпочитают не задумываться об этом, продолжая следовать в своей жизни проторенными путями. За это они расплачиваются скукой, неудовлетворенностью жизнью, отвращением к рутине и к самим себе. Странникам подобные проблемы не свойственны. Их кипучая деятельность не прекращается ни на секунду. Они буквально врастают в реальность, питаясь ее соками, используя ее энергии и силы в собственных целях. Они хотят воплотить все, на что способен человек и двигаться дальше.
Честность с собой также является существенным моментом самоактуализации. Самообман — одна из любимейших игрушек обывателей. Самообман позволяет им забыть о своей ничтожности, обрести душевный покой, забыться в сладких грезах. Странники избегают подобной формы насилия над собой. Для них важно в любой ситуации четко знать кто они и на что способны. В противном случае становятся неизбежными ошибки, которые могут привести к серьезным последствиям или даже к смерти. В отношении странников к себе и к миру нет ни капли позерства, все предельно серьезно. Странники пишут свою жизнь сразу на чистовик. Смерть для них — единственная мера «ответственности» за излишнюю самоуверенность, слабость, трусость, нерешительность, глупость. В связи с этим представляется важным умение доверять себе и действовать в соответствии со своими инстинктами. Большинство людей слишком глупы и трусливы, чтобы взять управление своей жизнью в собственные руки. Им необходимы законы морали и нравственности, боги и вожди, которые ограничивали бы порывы их животной сущности, загоняли бы их в рамки так называемой цивилизованности. Люди боятся самих себя. Каждый странник бесстрашно смотрит в бездны собственной души и познает таким образом свою подлинную сущность. Шагать по жизни с закрытыми глазами, надеясь на удачу, — это не для них.
Самоактуализация это непрерывный и бесконечный процесс развития своих потенциальностей; это способ проживания и отношения с миром, а не единичное достижение. В ней проявляется умение максимально эффективно использовать свои способности и разум. Это приводит нас к следующему выводу: странствие в принципе незавершаемо. Обычные люди стремятся к удовлетворению конечных потребностей (купить дом, завести семью, разбогатеть, прославиться и т.д.). Основанная потребность каждого странника заключается в самом процессе самоосуществления. Никто не может сказать, где заканчивается этот процесс, потому что, достигнув определенного уровня, странник выходит к новым горизонтам, перед ним вырастают новые вершины, новые возможности манят его, и странник не может устоять перед этим искушением.
Переходными моментами самоактуализации являются «пик-переживания». В такие моменты человек более целостен, более интегрирован, более сознает себя и окружающий мир, более свободен от конфликтов, более способен использовать свою энергию. Обычные люди слишком зажаты и стараются не проявлять свои чувства в полной мере, угнетая их или бесконтрольно выплескивая в неподходящей ситуации. В предисловии к своей книге «Бегство от свободы» Э. Фромм указывает на то, что «основная проблема, которую нам следует разрешить, — отсталое развитие эмоций человека по сравнению с его интеллектуальным развитием. Образно говоря, мозг человека живет в двадцатом веке; его душа — в каменном». Странники стараются жить более полной и насыщенной эмоциональной жизнью, не подавлять чувства, но развивать их до такой степени, когда они перестанут вступать в конфликт с разумом. Чувственное восприятие реальности в сотрудничестве с интеллектуальными процессами познания ведут к более эффективному взаимодействию с окружающим миром и людьми. Посредством такого сотрудничества странники обретают целостность самих себя, что является одним из важнейших этапов развития всякого индивида. Невозможно плодотворно развиваться, ведя непрерывную войну с самим собой.
Самоактуализация заключается также в обнаружении своих «защит» и отказе от них. Механизмы защиты (репрессии, проекции) искажают образы человека и внешнего мира. Боязнь мира связана с тем, что окружающая человека действительность не совпадает с усвоенными им в детстве «идеальными моделями», например религиозными или социальными. Мир огромен и безразличен по отношению к человеку. Люди теряются в его многомерных проявлениях, их эго требует внимания к себе, поэтому издавна человек создавал такие концепции устройства Вселенной, согласно которым он — человек — неизменно находился бы в центре всего происходящего. «Человек — вершина эволюции», «человек — царь природы», «человек сотворен по божьему образу и подобию», «бог и дьявол непрерывно ведут борьбу за душу человека» — таковы лишь некоторые из подобных выдумок. Странники не испытывают насущной необходимости отгораживаться от реального мира фантазиями и домыслами. Человек, по их мнению, — не вершина эволюции, а всего лишь один из ее этапов, причем далеко не самый лучший. Это ступень, на которую следует встать, чтобы двигаться дальше. Человек — это нечто, что следует пре-ступить.
Самоактуализирующиеся личности полностью реализуют все, на что они способны, то есть они развиваются до состояния полностью адекватного их возможностям. Странники раздвигают границы своих возможностей до бесконечности, в которой теряются все обычные человеческие проблемы. В книге «Мотивация и личность» Маслоу выдвигает следующее замечательное предположение: «Вероятно, так называемая «нравственность» большей частью является эпифеноменом (проявлением) неприятия или неудовлетворенности окружающим. Распространение этого открытия на более глубокий уровень позволило автору предположить, что большая часть того, что традиционно называется моралью, этикой и ценностями, может быть просто побочным продуктом навязчивой психопатологии среднего человека. Многие конфликты, фрустрации и угрозы оказываются для самоактуализирующейся личности снятыми и разрешенными так же, как, скажем, конфликты по поводу моды на танцы. Половые, возрастные, классовые и кастовые противоречия являются для них несуществующими».
Теперь рассмотрим странников именно как самоактуализирующихся личностей. Маслоу выделил и описал несколько основных характеристик самоактуализирующихся людей, первой из которых он назвал более объективное восприятие реальности и более удобные отношения с ней. Странники способны очищать феномены реального мира от искусственных понятий, приписываемых миру обычным человеком. Мир скрыт от обывателя целым ворохом стереотипов, убеждений, ожиданий, надежд, страхов, тревог и абстракций. Это затрудняет взаимодействие обывателя с окружающей его действительностью. Отдаваясь во власть иллюзий, человек находит необходимую ему опору в пугающем, непредсказуемом мире, однако опора эта иллюзорна. Достаточно небольшого толчка, чтобы человек упал в бездну отчаяния. Объективность странников заключается, прежде всего, в отказе от иллюзий и заблуждений, присущих обычному человеку. Опорой им служат не научные догмы и религиозная вера, а непосредственное живое знание, добыть которое можно только в процессе приобретения личного опыта во взаимодействии с окружающим миром. Неизвестное не пугает странников, их путь и есть само неизведанное. Мир меняется, и каждый человек, независимо от того, хочет он или нет, меняется вместе с ним. Обыватели страшатся этих изменений, странники принимают их и, в некоторой степени, определяют, ибо неизвестное порой становится именно таким, каким его увидит первый путник. Иначе говоря, язык не только описывает события, но и определенным образом формирует их. Странники стремятся формировать свое будущее и самих себя. Они ничего не отвергают, но и ничего не принимают на веру. Хаос и порядок, анархия и диктат, сомнение и уверенность — всего лишь формы для тех, кто ищет суть. Для странника мир — это вызов его способностям, его воле к странствию.
Второй характеристикой самоактуализирующихся личностей, по мнению Маслоу, является принятие себя и мира в целом. Обычные люди в повседневной жизни постоянно и без каких бы то ни было объективных причин испытывают чувства стыда, вины, тревоги, страха. Люди отрицают животное начало в себе и других, считают его «низким», «постыдным», «недостойным». Странники принимают себя такими, какие они есть, со всеми своими достоинствами, недостатками, проблемами, желаниями, стремлениями и страхами. Они не пытаются сделать свою природу «лучше» или «хуже», они стремятся к максимальному ее выявлению и осуществлению. Им нужно все, на что они способны. Обычные люди слабы, но странники не презирают их за это, в конце концов, сила и слабость — понятия относительные. Конфликт возможен только там, где немощь обывателя сталкивается с мощью странника, и здесь проявляется сущность неравенства между ними; неравенства, которое многие люди отрицают или не хотят признавать, но которое, тем не менее, существует и дает о себе знать. Странники понимают, что в мире существуют превосходящие их силы, познать и обуздать которые человечеству вряд ли когда удастся. Обычные люди не признают ничего выше себя и всякого человека они оценивают с этой позиции. В этом кроется одна из основных причин скрытой или явной ненависти обычных людей не только к странникам, но и вообще ко всем, кто объективно превосходит их. Странникам же обычные люди безразличны. Им, грубо говоря, плевать на то, что о них думают окружающие. Поэтому странники более свободны в выражении своих желаний и потребностей. Они не только не подчиняются нормам морали и нравственности, но и не задумываются о том, что такие нормы существуют. Реальный человек — это в первую очередь животное, у которого имеется ряд потребностей. «Самоактуализирующиеся люди стремятся быть хорошими животными, полнокровными в своих потребностях и получающими удовольствие без сожаления и стыда, но и без самолюбования, — пишет Маслоу. — Оказалось, что они имеют отличный аппетит, хороший сон; не чувствуют излишних тормозов в своей половой жизни, так и для всех прочих физиологических импульсов… Все это без особых колебаний принимается как нечто достойное просто потому, что эти люди принимают работу природы, какой она есть и не требуют от нее ей неприсущего… Животные процессы, такие, как секс, мочеиспускание, беременность, менструации, старение и т.д., являются частью реального мира и должны быть приняты».
Третья характеристика самоактуализирующейся личности заключается в спонтанности и натуральности. Общество не принимает странников, их мировоззрение и поведение, но это не значит, что странникам приходится прятаться или находиться в изоляции. У них весьма сильно развиты механизмы социальной мимикрии и, если требуется, социальной адаптации. Странником может оказаться любой, кто всего лишь прикидывается обывателем, но не является им. Странники могут играть любую роль в обществе, однако их невозможно принудить к совершению каких-либо действий против их воли. Каждый странник самостоятельно управляет своей жизнью и не позволяет другим вмешиваться в нее без его на то соизволения. По этой причине не существует такого явления как «организованные группы странников». Странники слишком высоко ценят собственную индивидуальность, чтобы подчинить ее общим требованиям. Контакты между странниками носят сугубо прагматический характер — это либо интеллектуальное, либо эмоциональное общение. Ни то, ни другое не является общеобязательным. Другое дело, что в компании подобных себе, странники чувствуют себя более раскованно, отпадает необходимость в социальной маске, посредством которой они общаются с людьми, не готовыми или не желающими принимать их такими, какие они есть.
Странники обладают талантом к манипулированию людьми. Благодаря приятию собственной животной природы они понимают людей на инстинктивном уровне. Обычные же люди даже в сознательной жизни имеют смутное представление о том, кто они такие, чего хотят и к чему стремятся. Их мотивы остаются загадкой даже для них самих, чего нельзя сказать о странниках. Маслоу пишет: «Мотивационная жизнь самоактуализирующегося человека имеет не только количественное, но и качественное отличие от мотивационной жизни других людей. Кажется вполне вероятным, что для мотиваций самоактуализирующихся людей нам придется построить совершенно особую психологию, центральным понятием которой станет не мотивация недостатка, а мотивация роста или метамотивация… Наши испытуемые ни к чему не стремятся в обычном смысле слова, — они, скорее, развиваются. Они растут по направлению к совершенству, развивая все более свой уникальный, собственный стиль… Их мотивация — это рост, развитие, созревание и выражение их характера, — одним словом, самоактуализация».
Четвертая черта, названная Маслоу, — это проблемная центрация. Обычному человеку свойственна избыточная интроспективность, мешающая ему отвлечься от собственного эго и сосредоточиться на решении внешних задач и проблем. Странники применяют максимум необходимых способностей и концентрации для решения стоящих перед ними насущных проблем. Они не «прячут голову в песок», надеясь, что все как-нибудь само собой разрешится. Там, где обычный человек колеблется и сомневается, странник проявляет твердость и решительность, основанную на трезвом анализе ситуации и разумном подходе к ее разрешению. Это требует предельной концентрации, которая достигается путем тренировок и практики. Можно сказать, что каждый человек на протяжении всей своей жизни мысленно произносит один непрерывный монолог, который мешает ему увидеть мир таким, каков он есть в реальности, не искаженной фантазиями, мечтами, беспокойством о себе, своих проблемах, чувствах и мыслях. Если остановить этот поток сознания, будет достигнута предельная степень концентрации, которая позволит решить любую задачу.
Пятая черта — это потребность в одиночестве; характер самоустранения. Странники стремятся оторваться от общества, возвыситься над проблемами и заботами обычных людей. Собственно, люди как таковые им не требуются. Странники признают значимыми для себя исключительно функции, которые люди исполняют или могут исполнить, а не самих людей. Например, функция одних людей заключается в удовлетворении сексуальных потребностей странников, функция других — производство материальных благ, функция третьих — услужение. Если индивид не является носителем какой-либо полезной функции (актуальной или потенциальной), то его ценность в глазах странника равняется нулю. Противоположным вектором движения является стремление обывателей к стадности. То, что странникам дается относительно легко (в частности, самостоятельное мышление), отнимает у обычных людей слишком много сил, поэтому они предпочитают усваивать готовые образцы поведения и мышления, которые можно найти, вступив в тесные социальные отношения. Самостоятельность странников проявляется во всем, начиная с выбора одежды и заканчивая созданием собственных философий. Им не требуется поддержка или одобрение со стороны людей. В любых ситуациях они поступают так, как считают выгодным для себя. Мотивы их поступков лежат за пределами понимания обычных людей, порабощенных симулякрами «нравственности», «совести», «стыда», «чести», «долга», «духовности» и прочими.
Одиночество — кошмар для обывателя и лекарство для странника, вынужденного общаться с теми, кого в иных обстоятельствах он предпочел бы вообще никогда не видеть. За это люди называют странников надменными, отчужденными, холодными, бесчувственными, недружелюбными, враждебными. В действительности, это не совсем так. Странники уделяют внимание только избранному кругу, в который входят те, кого они выбрали сами, а не те, кто пытается навязать им свое общество. Это касается не только людей. Повседневность обычного человека наполнена множеством бесполезных и ненужных вещей. Маслоу пишет, что «слишком много людей не сами создают содержание своего сознания, а предоставляют это делать другим — продавцам, рекламодателям, родителям, агитаторам, телевидению и газетам. Они марионетки, а не самостоятельные, самоопределяющиеся индивиды. Именно поэтому они столь склонны чувствовать себя слабыми и беспомощными».
Прямым следствием самостоятельности странников является способность к самоуправлению. Они сами выбирают содержание жизни, отдавая предпочтение важным и нужным вещам и безжалостно избавляясь от мусора. «Разнообразные эксперименты Аш, Макклелаанд и др. заставляют думать, что самостоятельные личности составляют от 5 до 30% нашей популяции. Среди моих самоактуализирующихся испытуемых их 100%», — сообщает Маслоу.
Шестая черта самоактуализирующейся личности — это автономность: независимость от культуры и окружения; воля, активность. Обыватели нуждаются в других людях, чтобы удовлетворить свои потребности, происходящие из мотивации недостатка. Любовь, уважение, слава, статус, награды, популярность, престиж, безопасность делают людей зависимыми от внешних факторов и, следовательно, несвободными в принятии решений. Все эти потребности у странников либо уже удовлетворены, либо вообще никогда не возникали. Главной мотивацией странников является развитие, поэтому они не зависят в ее удовлетворении от реального мира, от людей, культуры и вообще от внешних средств. Можно сказать, что каждый странник носит в себе целую Вселенную и только от него зависит, сколь эффективно он распорядится имеющимся в его распоряжении потенциалом. Путь каждого странника начинается у его ног и теряется в бесконечности, и никто другой не сможет пройти по этому пути. Странники учитывают мнения и чувства окружающих (из чувства самосохранения), но не зависят от них. Они более свободны и менее детерминированы извне. Для них люди — всего лишь одно из средств достижения определенных целей и не более того. Странник не разделяет так называемые «общечеловеческие ценности», он — не человек, они со-бытие.
Седьмой характерной чертой является непосредственность оценок. Маслоу подразумевает под этим следующее: «Самоактуализирующиеся люди обладают удивительной способностью вновь и вновь получать свежее и наивное удовольствие и даже экстаз от простых радостей жизни, которые давно опостылели обычным людям… Некоторым из моих испытуемых сексуальные удовольствия и особенно оргазм доставляли не одно только преходящее наслаждение, но и то особое вдохновение, и те силы, которые другие черпали из музыки и природы». В этом отношении странники также более свободны, чем обычные люди. Они принимают любые формы сексуального удовлетворения, основанные на обоюдном согласии и принципе добровольности. Для них не существует никаких нравственных запретов или ограничений. «Грех» и «разврат» — это не явления объективной действительности, а всего лишь субъективные оценки, изобретенные несчастными закомплексованными людьми, чьи глаза не могли смотреть на то, как другие получают удовольствие и наслаждаются жизнью. Религиозные философы и богословы любят рассуждать о «падшести мира и человека», но «падший мир» существует только в их головах и нигде больше. Да и сама «падшесть» зачастую присуща самим философам и богословам, нежели объектам их исследований. «Падшие люди» жалуются на скуку и рутину потому, что не видят ничего, кроме самих себя. В действительности мир удивителен и прекрасен, но увидеть его таким может лишь тот, кто избавился от навязанной ему «падшести» или никогда не болел этой страшной болезнью черни. Каждый странник уникален в своих проявлениях и благодаря этому он способен ощущать неповторимость каждого мгновения жизни, каждого нового восхода и заката, каждого цветка и камня. Подлинная красота заключается в многообразии различий, а не в единстве. Маслоу отмечал, что различия между людьми являются для самоактуализирующихся людей источником удовольствия, а не страха. Соответственно похожесть, одинаковость людей может пробуждать в странниках только негативные эмоции. Одинаковые люди — стадо, в котором страннику нечего делать.
Восьмая характерная черта — пиковые и мистические переживания. Маслоу имеет в виду следующее: «Сильные эмоции… иногда сами становятся достаточно сильными, хаотическими и всеохватывающими, чтобы их можно было назвать мистическими переживаниями… Здесь были также чувства безграничности открывающихся взору горизонтов, одновременно всемогущества и крайней беспомощности, экстаз, восторг и трепетный ужас, потеря ощущения своего места в пространстве и времени и, наконец, уверенность в том, что происходит крайне важное и ценное, что изменяет человека и придает ему силы…» Странники не воспринимают рационализм как абсолютную истину. Слишком во многом современная официальная наука похожа на религию, основанную на своих законах и догмах. Так называемый «здравый смысл» столь же опасен для разума, как и религиозное мракобесие. Поэтому в основе странствия лежат не только философия и психология, но и магия и многое другое. Каждая эпоха имеет свою картину мира, которую большинство людей признают «истинной». Странники считают, что все существующие картины мира относительны, и научная интерпретация мира ничем не лучше магической. Критерием выбора в данном случае служит соответствие той или иной интерпретации задачам, которые стоят перед каждой конкретной личностью. Многие магические техники работают ничуть не хуже, чем научные, а в некоторых особых случаях даже лучше. То, что Маслоу назвал мистическими или пиковыми переживаниями, соотносится с понятиями «расширение сознания» и «трансцендентирование», имеющими отношение скорее к трансперсональной психологии и оккультизму, нежели чем к науке, которая закрывает доступ человеку к неизученным силами природы. Магия позволяет контактировать с этими силами, однако обычных человеческих способностей для этого недостаточно, требуется развитие и усиление новых способностей, применение которых нашло свое отражение в современном странствии. Магии присуще динамическое понимание человеческой природы, он направляет человеческое сознание в область неизведанного, запредельного, контакты с которым и порождают у человека пиковые переживания.
Девятая черта самоактуализирующихся личностей. «Самоактуализирующиеся люди имеют более глубокие и более всеобъемлющие межличностные отношения, чем любые другие взрослые люди… — пишет Маслоу. — Круг их друзей невелик. Возможно, это объясняется тем, что характерная для них степень близости требует очень много времени». Обычные люди используют дружбу и любовь как лекарство от скуки и одиночества. Общение позволяет им заполнить внутреннюю пустоту. Сам объект дружеских или любовных отношений при этом имеет гораздо меньшее значение, чем субъективное отношение к нему. Иначе говоря, люди предпочитают общаться с теми, кто им приятен или полезен, не зависимо от действительных личных качеств другого человека. У странников другое понимание, оно ближе к философскому пониманию человеческих взаимоотношений, о которых Демокрит говорил следующее: «Дружба одного мудреца значит больше, чем дружба всех неразумных». Следует также учитывать, что настоящая дружба возможна только между равными или признающими свое равенство; ее не следует путать с покровительством сильного слабому и отношениями между учителем и учеником. Дружба в отличие от сотрудничества, подразумевающего взаимную выгоду, основывается главным образом на удовольствии от общения с другой уникальной личностью, которую невозможно заменить никакой другой личностью. Здесь кроется одно из основных отличий понимания дружбы, присущего странникам, от обывательского. Обычных людей интересуют только те качества друзей, которые им симпатичны и приятны, прочие качества либо игнорируются, либо отрицаются. Странники принимают человека во всех его проявлениях, они не приписывают своим друзьям несуществующих качеств, их отношение к ним предельно объективно и не строится на самообмане или недомолвках. Странник ищет в друге то, чем не обладает сам. Друг для странника — это прежде всего тот, с кем он может быть самим собой, и которому он может позволить то же самое. Построение подобных отношений и действительно требует сил и времени, поэтому, даже имея множество знакомых и приятелей, странник никогда не назовет их друзьями, настоящих друзей у него всегда немного. Общение с пустыми бесполезными людьми — это «роскошь», которую странник не может себе позволить.
Десятая черта — демократическая структура характера самоактуализирующейся личности. Маслоу обозначает ее так: «Мои испытуемые имели все обычные, поверхностные особенности демократического человека. Они могли быть дружелюбными с каждым, независимо от его класса, образования, политических убеждений и цвета кожи. Иногда даже кажется, что они не замечают подобных различий столь очевидных и существенных для обычных людей. Однако их демократичность распространяется гораздо глубже. Например, они считают для себя возможным учиться у любого, кто бы он ни был — лишь бы ему было чему учить… Они отлично понимают, как мало знают по сравнению с тем, что следовало бы знать и что знают другие… Самоактуализирующиеся люди — действительно элита, и друзей себе они подбирают из элиты, но это элита характера, способностей и таланта, а не элита расы, крови, семьи, возраста, известности или власти». Обывателям в высокой степени свойственно коллективное сознание и отождествление себя с определенными общностями людей. Для странников важны личные качества индивида, а не принадлежность его к той или иной группе. Они прекрасно понимают, что предвзятость и предубежденность мешают личностному росту и не делают скоропалительных выводов о людях и идеях. Этот подход также используется ими при поиске информации о странствии. Идеи странствия содержатся во многих текстах, некоторые из которых были написаны людьми, далекими от самой идеи бесшабашного странствия, однако это не мешает странникам работать с подобными источниками и извлекать из них практическую пользу.
Одиннадцатая черта заключается в различении целей и средств. Маслоу говорит, что поведение самоактуализирующихся людей предполагает ясное различение ими средств и целей. «Они фиксированы на целях, а не на средствах, и отчетливо подчиняют средства целям… — продолжает он. — Наши испытуемые несколько более склонны как цель в себе считать деятельность как таковую». Развитие — это одна из основ философии странствия, ее смысловое ядро. Цель существования странника заключается в развитии всех имеющихся в его распоряжении потенциальных способностей. Средствами являются знания и умения, которые странник приобретает и разрабатывает, явные и скрытые от непосвященных силы мира, окружающие странника люди и в некоторой степени он сам. Подобное отношение вызывает протест со стороны обывателей, однако следует учитывать, что обычный человек во многих отношениях статичен и непригоден для использования в качестве инструмента для динамического развития. В этом отношении другой странник несравненно более «ценен», чем обыватель и даже целые группы. Внутренняя динамика странствия происходит из противоречий между персональными мировоззрениями, составляющими странствие.
Двенадцатая черта: творчество самоактуализирующихся личностей. Маслоу особо подчеркивает, что это универсальная характеристика для всех исследованных случаев. Творчество заключается, прежде всего, в новом, самостоятельном взгляде на мир и человека и переосмыслении уже существующих идей и концепций. Собственно, многое из того, что делают странники в своей повседневной жизни можно отнести к творчеству. Творческий подход составляет один из основных принципов, на основе которых странники строят свои взаимоотношения с действительностью. Не следует также забывать, что само странствие олицетворяет творческую энергию, осуществляющую преобразование идущих неведомыми путями. Странники выражают эту энергию, посредством чего осуществляют заложенный в них природой потенциал. Творчество освобождает нас от оков сущего. В определенном смысле свобода и творчество немыслимы друг без друга. В странствии путь к свободе лежит через максимальное творческое самовыражение, иначе говоря, через самоактуализацию.
Тринадцатая черта: устойчивость к влиянию культуры; трансцендентальность по отношению к любой определенной культуре. По наблюдению Маслоу, самоактуализирующиеся люди сосуществуют с культурой, но про всех их можно сказать, что в некотором глубоком смысле они сопротивляются инкультуризации и поддерживают определенную внутреннюю отстраненность от культуры, в которую они погружены. Современная культура настроена по отношению к странникам и бродягам из других земель не столь враждебно, как в былые времена, однако ни о какой инкультуризации странников в современных условиях не может идти и речи. Культура, предназначенная для обычных людей, слишком противоречит всему, что составляет основы философии странствия. По сути, в сегодняшнем мире, наполненном духовными симулякрами, странствие являет редкий пример осмысленности.
Итак, можно утверждать, что странники являются более развитыми и совершенными личностями, чем средний человек. Их психика организована особым образом и нацелена на удовлетворение потребности в развитии посредством реализации заложенного в них потенциала или самоактуализации. Самоактуализация — это не определенное состояние, которого можно достичь, но непрерывный бесконечный процесс, способствующий более здоровому и полноценному развитию личности странника, установлению более продуктивных взаимоотношений с окружающим миром. В процессе исследования самоактуализирующихся личностей Маслоу задается вопросом: «Может быть, только эти самоосуществляющиеся люди являются людьми?» Может быть, сама жизнь странников служит ответом на этот вопрос?