Новый адрес страницы:
https://tannarh.wordpress.com/2015/03/13/театр-иллюзий/
Tannarh
ТЕАТР ИЛЛЮЗИЙ
Человек не знает, чего хочет, и хочет, чего не знает.
Трущобы духа. Современный человек вступает в спор не для того, чтобы переубедить оппонента, но с единственной целью — убедиться в собственной правоте. На самом деле его не волнует ни политика, ни религия, ни экономика (если она напрямую не касается его кармана), ни что-либо другое, кроме иллюзорного ощущения собственной значимости. Такой человек может неделями спорить о якобы распятых карателями мальчиках в соседней стране, однако его сердце нисколько не затронет тот факт, что ежедневно в мире только от голода умирают 25 тысяч детей. Ему глубоко наплевать на них, потому что о них не говорят по телевизору и не дискутируют в Сети. Очевидности таким образом наиболее противны самовлюбленному Эго, поскольку в них отсутствует значимый потенциал для показного самовозвеличивания.
Святая простота. Говорить простые вещи стало не модно. Публика требует парадоксов и блестящих афоризмов, которые можно разместить на своей страничке Вконтакте, демонстрируя окружающим сопричастность к потреблению эксклюзивных духовных благ. Беда в том, что окружающие занимаются ровно тем же самым, поэтому погоня за показной оригинальностью чаще заводит человека в болото бессмыслиц и вычурных нелепостей, нежели возносит его на вершины духовного совершенства. Оригинальность вообще не является верной приметой большого ума или таланта, поскольку присуща в большей степени сумасшедшим, нежели прочим.
Get the Balance Right. Сегодняшний обыватель постоянно играет в одну и ту же шизофреническую игру: с одной стороны он всеми силами старается не отрываться от коллектива, занимаясь весьма успешным воспроизводством массовых имиджей и дискурсов, а с другой — стремится как-то выделиться из толпы. И поскольку умом и материальным благосостоянием обыватели никогда не отличались, показная оригинальность становится той самой волшебной палочкой, с помощью которой каждый гадкий утенок хочет превратиться в прекрасного лебедя (или хотя бы убедить окружающий в том, что его преображение прошло успешно). При этом обывателю даже не приходит в голову, что желание выделиться из толпы представляет собой всего лишь еще одну программу, запущенную в его голове социумом и эволюцией. Иными словами, оригинальность стала сегодня одним из первых признаков посредственности, и чем причудливее она проявляется, тем больше вероятность, что мы имеем дело с полным идиотом.
С точки зрения кошки. Многие люди исходят из необоснованного предположения будто они интересны, если в них нуждаются, однако одно не выводимо из другого. Кошке мы нужны, чтобы кормить ее, однако наш богатый внутренний мир совершенно ей безразличен. Это ошибочное мнение имеет два наглядных примера: во-первых, так называемые «звезды», которые, добившись успеха в какой-то одной области, начинают думать, что могут авторитетно судить обо всех мировых событиях, и, во-вторых, люди попроще, полагающие, будто их полезная деятельность дает им право делиться наболевшим с окружающими и требовать от них внимания, сочувствия и т. д. Во всяком случае мы начинаем чувствовать себя неловко, когда нам пытаются излить душу незнакомые люди вроде продавщиц, дворников или случайных попутчиков в автобусе. К сожалению это чувство неловкости мгновенно забывается, когда человек сам, повинуясь внезапному порыву, принимается рассказывать о своих проблемах незнакомым людям. У кошек есть еще один потрясающий талант, наличию которого можно только позавидовать, а именно умение слушать не слушая.
Мудрость. Дети несравненно умнее взрослых, ведь они безошибочно умеют выявлять важное и отсекать лишнее. Наиболее ярко этот талант проявляется в общении. Дети и подростки говорят о действительно важных вещах, то есть о том, что доставляет им радость и делает их счастливыми, а взрослые в основном грузят друг друга проблемами, которые в основном даже не пытаются начать решать. Особенно раздражают типы, социализировавшиеся до такой степени, что полностью отождествляют себя со своей работой, о которой они могут говорить часами, годами и десятилетиями. Представьте себе ребенка, обсуждающего со сверстниками только уроки и домашние задания в школе, — встретив такого в реальной жизни мы подумали бы, что у него не все в порядке с психикой. В сущности, взрослые — это просто больные старостью дети, поверившие в сказку о потерянном времени.
О себе. Полезно иногда поговорить о себе в третьем лице, особенно во время какой-нибудь жаркой дискуссии. Быстро выясняется, что при такой форме общения некоторые вещи невозможно высказать. Например «Иванов посылает вас нах...» звучит слишком глупо и неубедительно, зато делает очевидным саму глупость и неубедительность этой и множества других фраз. С другой стороны появляется возможность сформулировать и высказать мысли, которые было бы чрезвычайно трудно донести до оппонента, говоря от первого лица, сохраняя при этом подчеркнутую отстраненность и искреннее спокойствие.
Так говорил Христос. Иисус с присущей ему прозорливостью считал домашних врагами человека (Мф. 10:36) и призывал любить врагов. Совет в высшей степени мудрый, ведь с врагом, в отличие от друзей и ближних, тебе не нужно притворяться и подстраиваться. Врагу ты можешь сказать в лицо все, что думаешь о нем, не опасаясь, что он обидится или уйдет. С врагом ты можешь быть самим собой или чуть лучше или чуть хуже чем ты есть на самом деле. Враг дает тебе роскошную возможность быть честным, прямым и беспощадным, и только от тебя будет зависеть, как ты распорядишься этим даром. Враг делает тебя лучше, заставляя расти над собой, а друзья и родные тянут в болото уютного домашнего лицемерия и жалкого самодовольства. Быть может именно поэтому большинство женатых мужчин к сорока годам становятся похожи на кастрированных котов с потухшими глазами, а женщины превращаются в старых кляч или в назойливых истеричек. Общение с врагом, по крайней мере, избавляет человека от необходимости мириться с собственной убогостью.
Поступок. Самоубийца превращает смерть из случайности или наказания в поступок — уже одним этим он заслуживает ненависти со стороны людей, вовсе не способных на какой-либо самостоятельный волевой акт.
Вопрос жизни — вопрос смерти. Сегодня мы разучились смеяться над смертью. Мы можем лишь выражать деланное сочувствие, либо злобствовать, если скончавшийся был нам неприятен. Однако ни то, ни другое не помогает нам преодолеть смерть, а наоборот консервирует ее, способствуя ее накоплению в социокультурном пространстве. Мы живем в окружении мертвецов, которых никак не можем закопать. Князь Владимир, Николай Второй, Распутин, Сталин и их многочисленная свита по-прежнему с нами, не говоря уже о тридцати миллионах погибших в ВОВ граждан СССР. С извращенным удовольствием мы продолжаем вылизывать их смердящие трупы вместо того, чтобы сплясать на их костях радостный танец жизни. У нас накопилось так много мертвецов, что скоро сама жизнь станет чем-то настолько постыдным, что в приличном обществе о ней будут либо молчать, либо говорить стыдливым полушепотом, прикрывая рот рукой.
Фантазии. Мы все время упускаем из вида общую картину, сосредотачиваясь на мелких деталях, которые могут вовсе не иметь серьезного значения. Скажем, наши предки верили в то, что Земля находится в центре Вселенной, которая неспешно вращается вокруг нее. Эта вера порождала совершенно иное мироощущение нежели наше. Мы и наши предки по-разному смотрели на мир и по-разному его воспринимали, даже значение многих слов изменилось до такой степени, что мы не всегда можем понять, о чем написано в древних текстах. Поэтому чаще всего мы занимаемся тем, что проецируем наши представления, социальные установки и ценности на людей из других культур и исторических эпох, создавая прекрасную, но совершенно нереалистичную иллюзию понятности или преемственности. Нам кажется, будто мы прекрасно понимаем наших предков, людей с иными взглядами на жизнь и самих себя, но в действительности мы не способны осознать до какой степени заблуждаемся, подменяя подлинное знание фантазиями о нем.
Определение свободы. Если проблема не имеет решения, значит она была сформулирована некорректным или ошибочным образом. Мы придумали общество, индивидов и власть и теперь играем в одну и ту же занудную игру, противопоставляя их в разных комбинациях. Все эти понятия истерлись и обтрепались до такой степени, что их уже едва ли можно отличить друг от друга. Свобода теперь — это слово из рекламы автомобилей, весьма точно отражающей современное значение этого термина. Проще говоря, свобода в наши дни — это психоэмоциональное состояние человека, привязанного к креслу внутри четырехколесного железного ящика, мчащегося с огромной скоростью по узкой дороге в неизвестном направлении. Именно так многие наши современники и представляют себе свободу, что находит отражение в маркетинговых исследованиях, на основании которых строится обновленная версия нашего общего светлого будущего.
Сонное царство. Сознание — это великий театр иллюзий. Жаль, что его величие некому оценить, поскольку главный и единственный зритель беспробудно спит, а актеры слишком увлечены собственной игрой, чтобы обращать внимание друг на друга.