Новый адрес страницы:
https://tannarh.wordpress.com/2014/06/15/психология-дикаря/
Tannarh
ПСИХОЛОГИЯ ДИКАРЯ
Примитивность мышления Мышление дикаря примитивно не в смысле какой-то особой умственной тупости, а в аспектах, связанных с абстрактным и логическим мышлением. Дикари практически не умеют устанавливать логические связи между различными явлениями. Показательный пример: в одном из племен люди не видели никакой связи между сексом и деторождением, поскольку два этих события отделяют друг от друга долгие девять месяцев. Дикари отказывались поверить в наличие такой связи, когда им рассказали о ней миссионеры, и никакие доказательства не могли убедить их в собственной неправоте.
В представлении дикаря связано лишь то, что наличествует непосредственно здесь и сейчас. Ударил иноплеменника палкой по голове, и тот умер, значит одно следует из другого. Переспал с женщиной, а она родила, когда ты и думать об этом забыл, — где же тут связь? На острове Пасхи местные жители вырубали деревья, чтобы перемещать статуи, создание которых, по их мнению, должно было способствовать обильным урожаям и всеобщему процветанию. Чем больше деревьев вырубалось, тем хуже становилась экологическая ситуация и, соответственно, уменьшались урожаи. Вывод дикарей был прост: если урожаи падают, нужно делать больше статуй, чтобы угодить богам. Результатом этой религиозной горячки стало почти полное вымирание местного населения.
Точно так же дикарь не понимает, что появление Кремниевой долины и смартфонов явилось результатом не божественного вмешательства или указов американского президента, а стихийно сложившихся условий, которыми воспользовались предприимчивые и инициативные граждане. В представлении дикаря все на свете происходит по приказу бога или вождя. Слово самоорганизация для него вообще лишено всякого смысла, потому что в свободное от исполнения приказов время дикарь больше всего на свете любит ничего не делать, употреблять алкоголь и смотреть телевизор. Дикарь в естественном своем состоянии может либо подчиняться, либо воровать, либо бездельничать, но никак не созидать.
Самоорганизация. Самоорганизация недоступна пониманию дикарей: как это, самим организоваться и сделать что-то полезное без приказа и разрешения надзорных органов? Нет, по собственной воле дикари собираются вместе только для того, чтобы выпить или набить кому-нибудь морду, то есть ради неконструктивных или даже преступных целей, поэтому когда кто-то вдруг рядом собирается по собственной воле, дикарь видит в этом признаки враждебного замысла. Простой пример: дикарь, которого регулярно заставляют ходить на митинги в поддержку вождя, ни за что не сможет поверить, что на митинг против вождя протестующие пришли сами. Дикарь упорно будет считать, что этих людей купили, обманули или заставили силой выступать против действующей власти, даже если сам он эту власть ненавидит до глубины души. Дорвавшись до власти, такой дикарь в любой стихийной самоорганизации людей будет видеть угрозу себе и своему положению, исходящую либо от глупости этих людей, либо от стоящей за ней злой воли.
Приватность. Еще одно слово, значения которого дикарь не понимает, — это приватность. Жизнь дикаря проходит напоказ: выпить больше всех не потому, что хочется, а «чтобы уважали»; купить машину не потому, что нужна, а чтоб другие завидовали; выйти замуж и родить ребенка, исходя не из собственных потребностей, а чтобы жить не хуже соседей. Дикарь действует не ради какой-то цели или просто для удовольствия, а исключительно показухой и публичной демонстрации своего статуса, только одним для этого хватает бус и перьев, а другим еще нужны малиновые штаны и мигалка. В подобной системе мировоззренческих координат приватность будет выглядеть как признак ущербности («похвастаться нечем»), отклонения от нормы или коварных замыслов по отношению к «нормальным людям». Дикарь является носителем парадоксальной противоречивой идеологии, сформулировать которую можно следующим образом: коллектив — всё, индивид — ничто. Противоречивость данной идеологии очевидна всем, кроме дикарей: если индивид — это ничто, то и состоящий из таких «ничтожных» индивидов коллектив будет ничем, подобно тому сложение нулей никогда не даст в итоге единицу. Впрочем, объяснять это дикарям столь же бессмысленно, как носить воду в решете, ведь дикарь всегда считает себя правым, и чем слабее его позиция, тем агрессивнее он становится. Если оппонента нельзя опровергнуть, его нужно заткнуть по принципу: у кого дубина больше, тот и прав. Дикарь привык исполнять приказы, а не размышлять о степени их оправданности и необходимости.
Бюрократия судьбы. Приказы дикарь исполняет не ради результата или чьей-нибудь пользы (хотя бы своей), а исключительно «для галочки». Вся его жизнь так и протекает — исключительно для галочки и отметок в разных бюрократических бумагах. Дикари обожают разводить бюрократию, потому что за неимением реальных достижений намного проще и легче гордиться бумажками, званиями и прочими иллюзорными атрибутами состоятельности. А поскольку в дикарском обществе распределением этих благ и званий занимается исключительно правящая верхушка, звания эти и регалии не означают в действительности ничего, кроме умения подстраиваться под существующий режим и обслуживать его интересы. Деятельность дикарей, как правило, не приносит никакой видимой пользы, отчего они постоянно ищут одобрения у своих богов и начальников — это странное занятие называется у них «духовностью» и «патриотизмом».
Математика примитивного дискурса. Дикари всегда живут хуже цивилизованных людей, посему у них постоянно возникает потребность как-то оправдать свое культурное и технологическое отставание. Какие бы средства не изобретались для этой цели, итог примитивного дикарского дискурса неизменен: цивилизованные люди живут лучше, потому что они хуже. У цивилизованных более развита культура (в том числе массовая), потому что они бездуховны; у них есть какая-то непонятная философия, потому что они глупы; их технологическое превосходство объясняется исключительно эксплуатацией дикарей, за счет которых цивилизованным народам удалось подняться. А еще у них мужчины ходят без кольца в носу и прочих традиционных ценностей, и попадаются женщины с бородой и членом, что неизменно возбуждает дикарей на долгие дискуссии о собственной богоданной миссии по спасению земли от «такой цивилизации». То, что цивилизация может быть, по сути, только одна, а все остальное — либо недоцивилизация, либо вовсе не цивилизация, дикари не знают и не понимают.
Признаки цивилизации. Цивилизация, как известно, выражается не через географическое положение, вероисповедания и цвет кожи и прочие декоративные отличия, а через свои наиболее очевидные признаки: доступное образование, широкое распространение культуры, работающие институты власти, гармонизирующие интересы большинства и меньшинства и так далее. Поскольку ничего подобного у дикарей нет, а желание считать себя цивилизованными перманентно присутствует, дикари называют свое общество цивилизацией, присовокупляя к нему какое-нибудь прилагательное: папуасская цивилизация, гондураская цивилизация или цивилизация богооткровенной религии хрюси-пусси.
Многие дикари и сами понимают ущербность подобной лингвистической акробатики, поэтому пытаются хотя бы внешне походить на цивилизованных, правда у них ничего не получается, ведь дикари совершенно не понимают внутренней сути вещей. Например, парламент, возникший в цивилизованном обществе как средство влияния общества на власть, в дикарском государстве превращается в фикцию, где назначенные вождем люди послушно и бездумно исполняют любые его приказы. В цивилизованном обществе независимым называют такие СМИ, которые не зависят в первую очередь от государства, а в дикарском обществе — СМИ, которые не зависят ни от кого, кроме государства. И так во всем: любые признаки цивилизованного общества, насильно пересаженные вождями дикарских обществ на родную почву, превращаются либо в фикцию, либо в посмешище, либо в средства надзора и репрессий.
Магия и мистицизм. Мышление дикаря магично. Дикарь верит, что если не говорить о каких-то вещах или явлениях, например, о коррупции и других преступлениях власти, то они исчезнут сами собой, и наоборот, чем больше и чаще хвалить своего вождя, тем сильнее и лучше он будет становиться с каждым днем. Мышление дикаря так же мистично, но не религиозно. Дикари готовы поверить в любую оккультно-потустороннюю чепуху, лишь бы она льстила их самолюбию и обещала сладкий пряник в конце тоннеля. В этом отношении весьма показательны представления дикарей о загробной жизни: Рай и Ад для них — это два места, где не нужно ни думать, ни работать, а лишь подчиняться начальству, причем различия между двумя этими сферами посмертного бытия заключаются лишь в уровне сервиса, как между пятизвездочной гостиницей и захудалым отелем с текущей крышей и неприятными соседями.
Светлое будущее. Поскольку дикарь ничего не умеет делать руками, он всегда живет отсроченным будущим (разумеется, светлым), которое обязательно наступит после того, как будут побеждены все враги, вредители и просто недовольные. А если учесть, что своими врагами дикарь считает в первую очередь цивилизованных людей, чья жизнь вызывает у него лютую зависть и устойчивый комплекс неполноценности, то не удивительно, что светлое будущее для дикарей так никогда и не наступает. Временные трудности у дикарей длятся вечно, потому что они предпочитают бороться с вымышленными врагами, а не с собственной криворукостью. И светлым всегда оказывается прошлое, о котором так приятно фантазировать, лежа на печи под пальмой.
Самореализация. Цивилизованный человек самореализуется в работе, потреблении, волонтерстве или в творчестве. Дикарю же для самореализации требуется только враг. Лишь в глазах врага дикарь находит оправдание своей мании разрушения, выставляющей напоказ его потребность в простых примитивных и, следовательно, доступных его уровню понимания вещах. Враг дикаря всегда ничтожен, туп, омерзителен на вид и, скорее всего, вовсе не принадлежит к человеческому роду. Здесь нелишним будет напомнить, что еще в доисторические времена дикари считали людьми только мужчин своего племени, а все остальные для них были просто животными, притворившимся людьми. Таким образом, перманентные поиски врага и борьба с ним представляют собой ничто иное как примитивную психотерапию: дикари всегда наделяют врагов собственными неприятными чертами, чтобы в символическом акте победы избавиться от них. Иначе говоря: опиши мне своего врага, и я скажу, кто ты.
Комплекс неполноценности. Комплекс неполноценности дикарей проявляется помимо прочего еще и в том, что вместо каждодневного и поэтапного улучшения собственной жизни, они кидаются в безумные проекты по строительству самой большой ГЭС, самой мощной ракеты или самой дорогой Олимпиады, призванных, по их мнению, продемонстрировать цивилизованным людям преимущество дикарского строя и образа жизни. Однако цивилизованные люди, которые отлично умеют считать деньги и перераспределять их на удовлетворение собственных нужд, а не на прихоти одержимых манией величия вождей, отчего-то не впечатляются этими достижениями дикарского нарциссизма. От этого дикари ненавидят цивилизованных еще больше и, как следствие, затевают еще более грандиозные строительства. По мнению дикарей, величие страны определяется исключительно размерами домов и бюджетов. Абстрактные показатели, вроде «качества жизни», «уровня образования и медицины» или «производительность труда» , недоступны пониманию дикаря как и любые другие абстракции.
Второй закон дерьмодинамики. Вопреки расхожему мнению о полном отсутствии у дикарей способностей к рефлексии, они прекрасно понимают, что дороги у них плохие потому, что их делают не для людей, а ради распила бюджетных средств, а кран на кухне капает, потому что сантехник приходил пьяный, но увидеть во всем этом целостную картину системного кризиса дикари уже не в состоянии, поэтому они ищут причины своей бытовой неустроенности и государственного маразма в происках врагов, вся вина которых заключается лишь в том, что они осмеливаются публично говорить о вещах, лежащих у всех на виду. У людей, провалившихся в выгребную яму, есть два выхода: попытаться выбраться или делать вид, что говно — это на самом деле шоколад с ароматом национальной идентичности. Цивилизованные страны выбирают первый путь, а дикари — второй, поэтому первые иногда оказываются в шоколаде, а дикари не вылезают из говна. Перефразируя второе начало термодинамики, сформулируем это так: количество недовольных людей в закрытой выгребной яме может только возрастать. Поэтому для поддержания порядка в дикарских обществах властям приходится вводить все более жестокие и абсурдные запреты. Власть диких вождей зиждется исключительно на репрессивном аппарате, поэтому она постоянно сменяется периодами революционного хаоса и неразберихи, когда старые безобразно распухшие своды законов отправляются в топку и начинают составляться новые. Цивилизованные общества привлекают внимание наиболее развитых дикарей своей устойчивой моделью развития, в которой: а) кризисы являются имманентной частью общей системы и приводят не к разрушению, а способствуют ее эволюционному развитию; б) каждый человек является ответственным собственником своего тела, поэтому с возрастанием чувства ответственности людей за свою жизнь количество запретов для них должно уменьшатся; и в) власть — это обслуживающий персонал, с которым нужно обходиться соответственно, а не идолы для поклонения бессловесных масс. И хотя реальность еще слишком далека от теории, общий вектор движения цивилизованных стран просматривается довольно четко.
Женщина и прочие вещи. Женщина в представлении дикаря — это предмет потребления, а иногда и роскоши, поэтому к женщинам дикари относятся как к автомобилям: гордятся ими и одновременно эксплуатируют их. Типичная фраза дикаря «в нашей стране самые красивые женщины» по степени своей осмысленности приближается к иным из того же ряда: «в нашей стране самые высокие сосны» или «в нашей стране самая мокрая вода». Дикари боятся потерять своих женщин как и любую другую вещь, поэтому в любом пришельце они видят в первую очередь потенциального конкурента в борьбе за самок, повторяя как заклинание: «они понаехали к нам и насилуют наших женщин». При этом дикарь может каждый день бить свою жену и детей, низводя их до положения рабов, и искренне считать себя благодетелем.
Денежный вопрос. Одно из любимейших развлечений дикарей — считать чужие деньги. Дикарь всегда знает, на что их нужно потратить, но понятия не имеет, как их заработать. Он вообще не понимает, откуда они берутся, потому что свою зарплату он не зарабатывает, а получает непонятно за что. Оттого в представлении дикарей деньги превращаются в некую мистическую силу, которую можно приманить с помощью ритуалов и фен-шуя. Не стоит этому удивляться, ведь суеверие — это главная религия нищих.
Made in Honduras. Положение дикарей невыносимо, потому что они отчетливо осознают, что цивилизованные общества прекрасно проживут без них. В цивилизованном мире пользы от дикаря никакой, его можно только посадить в клетку, чтобы никого не покусал, и время от времени выводить на поводке проветриться. Цивилизованное общество не зависит от дикарей, зато отсталые народы почти всегда попадают в сильную зависимость от цивилизации. Принцип «бусы в обмен на золото» работает безотказно. Дикарям поставляют некоторые достижения культуры и научного прогресса: телефоны, компьютеры, автомобили, философии, религии и моду, а взамен от дикаря требуется лишь охранять свою территорию, на которой цивилизованные ведут добычу полезных ископаемых. Конечно, дикари время от времени возмущаются таким положением дел и даже пытаются сделать что-то самостоятельно, вроде отечественного смартфона или зю-мобиля, но после того, как эти поделки будут продемонстрированы вождю и телезрителям, они канут в никуда вместе с выделенными на них бюджетными средствами. Сами дикари предпочитают качественный импорт, а цивилизованным людям не нужны произведенные в Китае смартфоны с американской операционной системой и загадочной надписью «Made in Honduras». Цивилизованный человек понимает, что если завтра вдруг исчезнет все население Америки или Китая, то мировая экономика мгновенно рухнет, а вот исчезновение населения этого загадочного Гондураса не повлияет существенным образом ни на что. Многие в мире вообще не заметят его гибели, ибо даже не подозревают о его существовании.