Новый адрес страницы:
https://tannarh.wordpress.com/2013/08/11/массовая-культура/
Tannarh
МАССОВАЯ КУЛЬТУРА
Безграничная навязчивость, сквозящая во всей массовой культуре, — это выражение настроений слоя деклассированных от культуры: тут присутствуют мания оказаться обманутыми, одураченными знаками и снова стать управляемыми, какими они были исторически в течение веков, или же страх перед ученой и церемониальной культурой, или вообще отказ от культуры…
Жан Бодрийяр «Общество потребления»
В одном из своих сюрреалистических романов Уильям Берроуз описал наркоманов, поедавших особые галлюциногенные грибы, растущие на трупах. Споры этих грибов постепенно проникали в людей, уничтожали их иммунную систему и со временем прорастали, поглощая питательные вещества из организма. Человек умирал и превращался в грибницу для других наркоманов. При этом поселившиеся в его теле грибы продолжали выделять галлюциногенные вещества, поэтому жертва до самого конца не осознавала своего печального положения. Берроуз метко назвал такое состояние «бесконечным приходом».
Массовая культура во многом похожа на эти грибы: она растет на плоти мертвецов и убивает сознание, наполняя его красочными и бессмысленными видениями, мешающими человеку увидеть бездну у себя под ногами. Правда, в отличие от придуманных Берроузом наркоманов у современного человека нет выбора — он вынужден потреблять массовую культуру каждый день даже против собственной воли. Телевизионные передачи, песни, доносящиеся из радио, популярные фильмы в кинотеатрах и их обсуждения в блогах — все это обрушивается на человека с рождения, постепенно ослабляя способности его личности к сопротивлению.
Зомбирование массовой культурой и товарами массового производства начинается уже в раннем детстве. Сегодня в США на рекламу для детей до трех лет тратится свыше двадцати миллиардов долларов ежегодно и эта сумма продолжает расти. Один только рынок косметики для девочек в возрасте от 8 до 12 лет оценивается в 500 миллионов долларов (Мартин Линдстром «Вынос мозга!»). В области мультимедийной продукции дела обстоят не лучше. Американские мультфильмы и фильмы для детей стали де-факто мировым стандартом производства продукции подобного рода. При этом существует устойчивое заблуждение, будто они содержат в себе американские культурные коды, вытесняющие национальные культуры из сознания подрастающего поколения.
В действительности дела обстоят намного хуже: американская массовая культура не несет в себе вообще никаких культурных кодов, поскольку представляет собой ничто иное как раковую опухоль, пожирающую здоровые культуры и превращающую их в свои копии или, как в случае с современной российской культурой, — в жалкое подобие западных образцов жанра, демонстрирующих устойчивую тенденцию к предельному упрощению. Массовая культура деградирует, порождая примитивных пользователей, которым требуется еще более примитивные произведения «искусства». Сегодня уже невозможно себе представить, чтобы песни групп вроде Pink Floyd, The Doors или Jimi Hendrix Experience попали на вершины музыкальных чартов, как это было всего сорок лет назад. Они слишком сложны для современного потребителя, чьи вкусы не распространяются во времени дальше поп-музыки 80-х годов прошлого века, построенной уже не столько на живом звуке, сколько на механическом семплировании готовых образцов.
Массовая культура вбила клин между потребителями и их национальными культурами, сосланными погибать в резервации «неформатного творчества». Неформатом оказывается все, что пытается оказать активное сопротивление диктату моды и попсы: национальные сказки, одежда, музыка и в особенности музыка религиозная, поскольку все мировые религии декларируют строго негативное отношение к бездумному потреблению. Современный потребитель никогда не услышит по радио песни вроде «Кирие елеисон», «Аксион естин» или «Бурће воjводо» Дивны Любоевич, ему даже не придет в голову искать что-то за пределами общей кормушки. Его восприятие ограничено рамками корпоративных стандартов и господствующей идеологией потребления.
Человек по природе своей ленив, он берет то что ближе, даже если оно хуже по качеству, потому что лишние движения означают лишнюю трату энергии. Такая модель поведения была оправдана в древние времена, когда неудачная охота грозила голодом, однако сейчас она во многом является искусственной и навязанной. Сегодня корпорации не удовлетворяют потребности потребителей, как это было раньше, а создают новые потребности, несущие выгоду в первую очередь самим корпорациям. Чем больше людей с одинаковыми вкусами, тем больше можно на них заработать. Для снобов существует так называемая элитарная культура, хотя все ее отличие от массовой заключается лишь в количестве нулей на ценниках.
Развитие массовой культуры неизбежно ведет к гибели культуры настоящей. Мысль о том, что они могут мирно сосуществовать является еще одним крайне вредным заблуждением. В подтверждение этих слов достаточно обратиться к трагической истории Индии, чье «великое искусство древности и средневековья, к сожалению, стало «музейной» принадлежностью, поскольку не получило дальнейшего развития в новое время. Более того, долгий период оно оставалось просто невостребованным на государственном уровне, поскольку в течении 740 лет Индия находилась под чужеземным правлением мусульман и христиан» (Ульциферов О.Г. «Культурное наследие Индии»). Фактически Индия была насильно оторвана от своего культурного наследия и то что сегодня продается под маркой «индийское искусство» представляет собой смесь из европейской культуры и жалких подделок под старину.
Человек, отрезанный от своего наследия, не может существовать в культурном вакууме, поэтому он обращается к массовой культуре как к простому и эффективному средству удовлетворения духовных потребностей. Проблема в том, что низкокачественный медийный продукт калечит вкус в той же степени, в которой фастфуд уродует человеческое тело, просто деградация личности не столь заметна и очевидна. Яд даже в малых дозах всегда остается ядом для тех, кто приобрел привычку регулярно его принимать, воображая будто его опасность заключается в количестве, а не в качествах.
Сравнение массовой культуры с раковой опухолью или с вирусом может показаться преувеличением, однако на мой взгляд оно весьма точно характеризует суть этого явления. Заразившийся массовой культурой человек не ограничивается медленным духовным самоубийством, но начинает распространять эту заразу вокруг себя, с щенячьим восторгом делясь впечатлениями о новом голливудском блокбастере, гламурном бестселлере или попсовом хите. Невозможно находиться в коллективе, имея «нестандартные» культурные предпочтения. Помню сколько немотивированных насмешек вызвало признание моего одноклассника в том, что ему нравится испанская гитарная музыка, как будто в этом было что-то постыдное или неприличное. Когда массовая культура становится основным предметом общения, всякий человек с иными интересами рискует сделаться изгоем, поскольку у него нет общих тем для общения с остальными.
Для того, чтобы стратегия массовой культуры оказалась успешной, она должна в первую очередь подавить «иммунную систему» личности, которую образуют национальные культурные коды. Еще лучше, если иммунитет у человека вообще не сформируется, и тогда ему можно будет скармливать все что угодно по принципу «популярное — значит хорошее». Когда способность к восприятию «неформатных» образцов творчества будет уничтожена на корню, человек сам будет тянуться к массовой культуре, воображая будто этот выбор сделан им осознанно. Заблуждение о наличии у потребителей свободы воли, как правило, используется производителями массовой культуры для оправдания низкого ее качества: «мы делаем то, что требуют от нас люди». Это ложь. В девяностые годы по российскому телевидению показывали американские сериалы вроде «Секретных материалов», «Скорой помощи» и «Твин Пикс», и люди смотрел их. Однако на рубеже веков правительством было принято решение поддержать отечественных производителей, и вскоре экраны телевизоров затопили отечественные бандитские сериалы и низкопробные мелодрамы, демонстрирующие неплохие рейтинги. Неужели всего за пять лет вкусы миллионов телезрителей поменялись, и они стали с удовольствием смотреть эти быдлопередачи? Отнюдь, просто ничего другого на современном российском телевидении не осталось. Выбора нет, есть лишь иллюзия рейтингов, якобы оправдывающих нищету духа.
Выбор потребителя всегда иллюзорен. Его вкус сформирован с учетом коммерческих интересов корпораций, его реакции заранее просчитаны, его действия запрограммированы модой и господствующей идеологией. Деградация его личности интересует производителей массовой культуры не больше, чем пятна на Солнце. Прогресс культуры обратился вспять. Древние произведения искусства считают примитивными, однако кто из современных потребителей способен одолеть хотя бы десять страниц «Иллиады» или «Рамаяны», созданных во времена, когда люди не знали и тысячной доли информации, которой владеем мы. Трудности в понимании возникают даже при чтении текстов вековой давности. Для их общего обозначения было изобретено слово-уродец «нечитабельно».
Апологеты глобализации настаивают, что массовая культура при всех ее недостатках все же способствует повышению общего культурного уровня масс. Нет ничего более далекого от истины, чем данное утверждение. Общекультурная деградация — это катастрофический процесс с обратной положительной связью: дураки воспитывают дебилов, которые растят имбицелов, которые порождают идиотов и далее вниз: от сложного к простому, от простого к полному примитиву. Масс-медиа делают человека культурным в такой же степени, в какой тюрьма способствует «исправлению» преступников — и то и другое лишь средства изоляции и подавления. Как и в тюрьме, в массовой культуре существуют свои правила распорядка и запреты: нежелательные темы, списки экстремистских произведений, прославление потребительства, культ показного успеха и обязательный хэппи-энд в конце. Однако хэппи-энда не будет. Не будет и предреченного Апокалипсиса. Последний человек однажды спросит «зачем нужна культура?» и не найдет ответа.