Новый адрес страницы:
https://tannarh.wordpress.com/2013/03/28/кризис-пустоты/
Tannarh
КРИЗИС ПУСТОТЫ
Нельзя очистить говно. Можно только очиститься от говна.
Александр Секацкий
«Дезертиры с острова сокровищ»
Разговоры о кризисе капиталистической системы и всей современной цивилизации продолжаются уже не одно десятилетие. Самозваные борцы с Системой строят грандиозные планы борьбы с корпорациями и государствами во имя построения лучшего общества. Однако в реальности мы наблюдаем их абсолютную бездеятельность, стыдливо прикрытую многословными манифестами, заполонившими тематические сайты. Фундаментальный вопрос «что делать?» был незаметно подменен другим вопросом «о чем бы поговорить?» Никто не хочет переходить к активным действиям в благородном деле уничтожения пресловутого общества потребления, опасаясь стигматизации и позорного клейма «аутсайдера». При этом уничтожить Систему не так уж и сложно, как может показаться на первый взгляд: достаточно лишь начать с себя и перестать потреблять.
Никто не требует подвигов и показной жертвенности от тех, кто по каким-то причинам не готов стать героем или даже лидером этой борьбы. На первых порах достаточно лишь изменить свое отношение к коммерческой культуре, превратившейся в глобальную машину по производству стандартных симулякров. Сегодня под свободной лицензией Creative Commons распространяется уже более 400 миллионов авторских произведений, а операционная система GNU/Linux может служить достойной заменой продукции Microsoft и Apple для тех, кто не хочет служить послушным винтиком в индустрии производства современных коммерческих фильмов, сериалов и рекламы. Использование пиратских программ не решает проблемы, а лишь усугубляет ее, делая запретный плод слишком доступным и желанным. Нелицензионные версии Windows, Photoshop или Adobe Premiere привязывают пользователя к определенным компаниям и корпорациям ничуть не хуже, чем честно купленные. Именно поэтому борьба с пиратством носит во многом демонстративный характер. Ловушка захлопнется, когда альтернативы станут неочевидны для массового пользователя, и тогда каждый заплатит сполна.
Потребитель — социальное животное, существующее в парадоксально-шизофреническом мире современной рекламы: «Быть лучше всех, значит быть как все», «Стандартные товары придают тебе индивидуальность», «Тебя доят, потому что ты этого достоин». Человек перестал быть мерой всех вещей, и теперь вещи сделались мерой человека. Есть множество способов превратить разумных существ в потребителей. Как правило вину и ответственность за оболванивание населения сваливают на корпорации и маркетологов, которые соблазняют беззащитных людей яркими и красивыми безделушками. На самом деле потребление — это психический вирус, который передается от человека к человеку. Корпорации лишь следят, чтобы эпидемия не вышла из-под их контроля, хотя в действительности они давно уже ничего не контролируют. В любой пакистанской деревушке без дорог и канализации, затерявшейся на просторах исламского фундаментализма, вы отыщите бутылки из-под «Кока-колы» и поддельные очки какой-нибудь известной фирмы.
Отказ от потребления табуирован. Для значительной части населения так называемых «развитых стран» слова «потреблять» и «жить» сделались синонимами. Невозможно помыслить одно слово в отрыве от второго, поскольку они слиты во единое целое. Можно ли жить и не потреблять? Конечно нет, ведь жизнь в своей основе — это потребление ресурсов из внешней среды (дыхание, питание и т.д.) Но разве суть эпохи потребление заключается в поглощении материи и энергии? Живые существа занимаются этим уже 4 миллиарда лет, но почему тогда эпоха потребления возникла лишь недавно? Потому что в обществе потребления потребляет не человек, а человека, вот почему его называют обществом потребления.
Человек постепенно превратился из центра мироздания в экономический ресурс, вроде газа или нефти. Прогресс изобрел индивидуальность в эпоху Возрождения и спустя пятьсот лет тот же самый прогресс уничтожил ее. Индивидуальность оказалась невостребованной на современном рынке товаров и услуг. Стандартные товары нуждаются в стандартных потребителях со стандартными потребностями. Маркетологи знают, какая это морока создавать по несколько рекламных роликов одного и того же товара для жителей разных стран: в США нужны одни образы и культурные коды, в России — другие, а в Китае — третьи. Как было бы замечательно, если бы одна и та же реклама работала везде без лишних затрат, ведь так?
Наши предки жили в мире, где узоры на одежде, на окнах домов, сказки, песни, религия, ценности, обычаи, культура поведения и психологические реакции были сплетены в единый кокон, оберегающий каждого человека от вторжения психологических вирусов и чужеродных мемов. С другой стороны, этот культурный кокон был тюрьмой, мешавшей человеку понять и принять иные народы и выйти за пределы своей картины мира. Именно этот аспект ограниченности обособленных культур был впоследствии вынесен на передний план, а охранительные функции были забыты. Вирусы убедили нас в том, что иммунную систему можно спокойно отключить, а лучше и вовсе ее уничтожить.
Стандартизация человечества под лозунгами якобы «растущего индивидуализма и сознательности населения» выгодна корпорациям и стремительно несущимся в светлое тоталитарное будущее государствам вроде США[1]. Утром тебе впаривают Windows 8, убеждая, будто убийственный для глаз разноцветный интерфейс — это очень модно и удобно, а вечером по той же схеме агитируют за кандидата в президенты, который двух слов толком связать не может и у которого за спиной маячат безликие представители все тех же корпораций.
Унификация интерфейсов компьютерных систем представляет собой наиболее заметный призрак насильственной деиндивидуализации массового потребителя. Microsoft пошла на существенные потери ради внедрения «плиточного» интерфейса на десктопах. Теперь телефоны, планшеты и настольные компьютеры под управлением Windows 8 выглядят абсолютно одинаково. У всех. Везде. Всегда. Вы можете забыть о миллионе различных тем для легендарной Windows XP, ставшей в силу своей долговременной популярности самым большим провалом Microsoft, которая теперь вынуждена бороться с собственным продуктом, мешающим распространению новых версий Windows. По тому же пути пошла компания Canonical, которая разработала единую оболочку рабочего стола Unity для операционных систем Ubuntu на всех классах электронных устройств, включая телевизоры. Пользователи Живого Журнала уже вынуждены пользоваться новой френдлентой с общим дизайном для всех блогов. А Google+ с самого начала привела всех к общему знаменателю. Нам говорят, что это хорошо и очень удобно, но не говорят, для кого именно.
Мы видим все меньше различий и все больше однообразия. Мало того, нас методично приучают любить однообразие и считать комфорт высшей ценностью из возможных. Все это не лучшим образом сказывается на мышлении пользователей[2] Если меня окружают одинаковые люди с одинаковыми гаджетами, то для описания такого мира мне не понадобится слово «индивидуальность», а раз так, то и само это слово не нужно.
Семь миллиардов абсолютно одинаковых, запертых в непреодолимом одиночестве эгоистов, считающих удовлетворение собственных/навязанных потребностей высшей и единственной целью существования — вот идеал, к которому стремятся современные корпорации. Каждые полгода новый смартфон, каждые три года новая машина, каждые десять лет новый дом, работать на износ, чтобы жить не хуже соседа, таблетки, чтобы уснуть, другие таблетки, чтобы проснуться, таблетки, чтобы заняться сексом с женой и снова таблетки, чтобы ребенок рос спокойным и послушным, иначе кто будет отдавать кредиты за своих родителей? Дети, внуки и правнуки — больше некому.
Западный мир производит потребности и иллюзии их удовлетворения. «Борьба», «оппозиция», «революция» — все это такой же товар, как футболки с Че Геварой и пиратские диски с документальными фильмами «ФСБ взрывает Россию» и «Система Путина». Святая вера в то, что Россией управляет Путин или, на худой конец, тайный представитель Мирового Правительства, зиждется на безосновательной убежденности в том, что индивидуальность имеет еще хоть какое-то значение в современном мире победившей «экономической целесообразности». В действительности Путин влияет на происходящие в России процессы не больше, чем какой-нибудь дворник воронежской школы №8, поэтому различия между ними носят чисто медийный характер: Путина чаще показывают по телевизору и не более того.
По поводу Живого Журнала нельзя не отметить, что большинство блогеров с длинными списками высокодуховных и высокоинтеллектуальных интересов, призванных подчеркнуть их индивидуальность, пишут в основном о трех вещах: 1) о телесной повседневности (встал, пожрал, вышел на улицу, съездил в отпуск); 2) о политике (слава! долой! ограбили! америкосы!) и 3) о новостях, услышанных по телевизору (дети-самоубийцы, мумии в квартире Москвина, Pussy Riot и прочие «скандалы, интриги, расследования»). Впрочем, иногда попадаются исключения, например, в виде страшно обидчивых провинциальных блогеров-эстетов, которые искренне полагают, будто занимаются «творчеством», радуя своих фрэндов регулярными извержениями унылого креатива. На общую картину они влияния не оказывают, да и особым разнообразием не отличаются, ибо предсказуемы, как маятник часов.
Потребитель в своем естественном виде — это неопровержимая критика нынешней цивилизации, которая не способна дать человеку ничего, кроме иллюзии потребностей и иллюзии их удовлетворения. При этом цивилизация не забывает требовать от человека полной самоотдачи во всех смыслах этого слова. Система потребляет человека секунда за секундой, каждый день, проведенный на бессмысленной работе ради фантиков, на которые можно купить скоропортящуюся иллюзию счастья. Если потребление не приносит ожидаемого счастья, значит… нужно потреблять еще больше. Здесь мы имеем дело с логикой героинового наркомана. Впрочем, даже законченный героинщик, который ни секунды не верит в кайф без джанка, рано или поздно может прозреть мысль, что в джанке кайфа нет и уже никогда не будет. Потребитель же так и остается на всю жизнь в плену заблуждения, будто счастье содержится в вещах, как арахис в «Сникерсе», и нужно только научиться его оттуда выковыривать.
Современные потребители ненавидят СССР не за очереди и дефицит, а за то, что посредством двух этих явлений советская система выставила напоказ сущность потребительства, когда человек готов ползать в дерьме (и ради дерьмовых товаров), терпя множество ненужных мучений и издевательств, чтобы заполучить «вещь не хуже, чем у соседа». Правда положение сегодняшнего вещиста намного хуже, чем у его «униженного и оскорбленного» советского собрата, поскольку налаженная капиталистической системой бесперебойная подача товаров не дает времени задуматься над сложившейся ситуацией. В наши дни качество контента измеряется не его культурной, исторической или какой-либо иной ценностью, а количеством пикселей, словно телепередача «Дом-2» становится лучше при просмотре в Full HD. Однако потребитель платит именно за пиксели, от которых нет никакого толку при отсутствии качественных программ и фильмов.
Музыкальная индустрия борется с пиратством, скрывая за громкими заявлениями и законопроектами свое полное творческое банкротство. Новые версии Windows больше похожи на издевательство, чем на попытку облегчить жизнь пользователям. Новые смартфоны появляются в продаже каждый месяц, не неся никаких существенных улучшений или инноваций. Фальшивые новшества, вроде увеличения размеров экранов или количества оперативной памяти, превратились в средство экономического насилия и грабежа, а вместо потребления иллюзии счастья покупатель все чаще сталкивается с иллюзией самого потребления. Смартфоны с ненужными функциями, экраны с запредельным разрешением, новые версии программ с обновленным дизайном и старыми багами скрывают за собой пустоту человеческих жизней, потраченных на зарабатывание денег для покупки этих «новинок».
Впрочем, потребителю это нравится, потому что бессмысленная пустота товаров начинает гармонично сочетаться с внутренней культурной и интеллектуальной пустотой покупателя, чей внутренний мир представляет собой уже даже не свалку рекламных образов и популярных идей, а простирающуюся во тьму пустыню, выжженную беспощадным солнцем неутолимой жажды потребления ради самого потребления. И если проводивший по несколько часов в день в очередях советский покупатель еще мог осознать весь ужас своего положения, то опутанная сетью рекламных обещаний и кредитов жертва общества потребления уже не способна ни к какой рефлексии. «Хочу!» — вот единственное слово, которым можно описать «духовный» мир нынешнего потребителя. Внутренняя пустота пожирает человека, оставляя лишь внешнюю оболочку, увешанную брендами и занятую перетаскиванием вещей из магазинов на помойку. Пожизненный шоппинг становится самым простым и надежным способом самоубийства для людей, променявших жизнь на бесконечные полки супермаркетов.