Новый адрес страницы:
https://tannarh.wordpress.com/2016/01/12/вивекачудамани/
Шри Шанкарачарья
ВИВЕКАЧУДАМАНИ
Цитаты из книги
«Драгоценный Камень Различения»
Пусть люди цитируют писания и приносят жертвы богам, пусть они выполняют ритуалы и молятся божествам, но нет освобождения без осознания собственной тождественности с Атманом.
Нет надежды на бессмертие в накоплении богатств — воистину, так провозглашают Веды. Поэтому ясно, что труды не могут быть причиной освобождения.
Убежденность в Истине проистекает из рассуждений под благотворным руководством мудрого, а не из купаний в священных водах, не из подарков, и не из сотен Пранаям (практик контроля жизненной силы).
Человек, различающий Реальное от нереального, чей разум отказался от нереального, кто спокоен и имеет соответствующие добродетели, и кто стремится к освобождению, — только он считается достойным вопрошания о Брахмане.
Лучшая практика Упарати или втягивания в себя (чувств) состоит в том, что функция разума перестает затрагиваться внешними объектами.
Среди того, что способствует освобождению, на первом месте стоит искренняя приверженность (Бхакти). Поиски собственной истинной природы называются приверженностью. Другие считают приверженностью вопрошание (исследование) истины собственного Высшего Я.
Несомненно, только под влиянием невежества ты, который есть Высшее Сознание, оказываешься связанным не-Сознанием, только из-за этого продолжаются круги рождений и смертей. Огонь познания, зажженный различением между реальным и не-реальным, сжигает результаты невежества вместе с корнем.
Истинная природа вещей должна быть познана лично, оком чистого разума, а не глазами мудреца; что такое луна, следует увидеть собственными глазами; могут ли другие дать о ней знания?
Кто, как не сам человек, может избавить себя от оков невежества, желания, действия и подобных? Увы, никто, даже за тысячи миллионов циклов.
Ни йогой, ни Санкьей, ни делами, ни учением не возможно освобождение, а только осознаванием собственной тождественности с Брахманом, и никакими другими путями.
Изучение писаний бесполезно, пока неизвестна высшая Истина, и также бесполезна, когда высшая Истина уже была осознанна.
Писания, содержащие множество слов, являются густым лесом, который только приводит к блужданиям разума. Потому человек мудрости должен решительно отправиться на поиск знания истинной природы собственного Высшего Я.
Прозрачная Истина Высшего Сознания, скрытая Майей и ее эффектами, достигается с помощью инструкций того, кто уже познал Брахмана, за которыми следуют размышления, медитация и т.д., но не с помощью невежественных споров.
Первым шагом к освобождению является сильнейшее отвращение ко всему преходящему, затем следуют спокойствие, само-контроль, терпеливость, и полный отказ от всех действий, предписываемых в писаниях. Затем идут выслушивание, раздумья об этом, и долгая, постоянная и непрерывная медитация на Истине для муни [человека познающего, размышляющего]. После этого, знающий искатель достигает высшего состояния нирвикальпы и осознает блаженство нирваны еще в этой жизни.
Объекты чувств гораздо более ядовиты, чем яд кобры. Яд убивает того, в кого попадает, но объекты чувств убивают того, кто просто смотрит на них
Акула вожделения хватает за горло тех искателей освобождения, которые владеют только кажущимся бесстрастием (вайрагья) и пытаются пересечь океан Самсары (относительного существования), и утаскивает их прочь на пол-дороге.
Победи ужасную смертельную привязанность к телу, жене, детям и т.д. — победив ее, мудрецы достигают Высшего Сознания Вишну.
Когда объекты чувств приятны, он (эгоизм) становится счастливым, и в случае ином, он становится несчастным. Поэтому счастье и страдание — характеристики эгоизма, а не бесконечно блаженного Атмана.
Майя может быть уничтожена осознанием чистого Брахмана, единого без второго, как ошибочная идея о змее пропадает при различении веревки [принятой по невежеству за змею].
С помощью успокоенного и послушного разума и очищенного интеллекта (буддхи), непосредственно осознай свое собственное Высшее Я в теле, чтобы отождествиться с Ним, пересеки безбрежный океан Самсары, чьими волнами являются рождения и смерти, и оставайся в блаженстве, утвердившись в Брахмане, как в своей сущности.
Отождествление Сознания с не-Сознанием является несвободой для человека по его невежеству, и приносит за собой страдания рождения и смерти. Из-за невежества человек рассматривает это незначительное тело как реальное, и отождествляясь с ним, питает, омывает и сохраняет его с помощью (приятных) объектов чувств, и всем этим оказывается связанным, как гусеница в собственном коконе.
Когда его собственное блистательное Высшее Я скрыто, человек из-за невежества неверно отождествляет себя со своим телом, которое является не-Сознанием.
Как слои облаков, появившиеся от действия солнечных лучей, закрывают солнце и кажется, что только они и есть на небе, также эгоизм, созданный Сознанием, закрывает реальность Сознания и кажется, что существует только он.
С чистым разумом, человек осознает Высшую Сущность Себя, и так уничтожается корень Самсары [невежество].
Для избавления от пут мудрый должен различать между Сознанием и не-Сознанием. Только этим он может осознать себя как Абсолютное Существование-Знание-Блаженство, и стать счастливым.
Глупец думает, что он является телом; обладающий только книжным знанием отождествляется с нечто, состоящим и из тела, и из души; в то время как осознавший себя мудрец, благодаря различению, смотрит на бесконечный Атман, как на Собственную Сущность...
Ментальная оболочка является (жертвенным) огнем, в котором сгорают многочисленные желания (топливо) пяти органов чувств, служащих при нем священниками. Огонь разгорается объектами чувств, приносимых ему, и создает эту феноменальную вселенную.
Вне разума нет невежества (Авидьи). Только разум является Авидьей, причиной оков воплощений. Когда уничтожается разум, уничтожается и все остальное, и когда он проявляется, проявляется и все остальное.
Относительное существование человека является только созданием его разума, и не имеет объективной реальности.
Когда нереальное прекращает свое существование, эта самая индивидуальная душа осознается как бесконечное Сознание.
Осознание собственной тождественности с Брахманом является причиной освобождения от пут Самсары...
Единожды осознав Брахмана, человек больше не возвращается в пространство перерождений.
Вся эта вселенная, из-за невежества кажущаяся разнообразными формами, есть ничто иное, как Брахман, который полностью свободен от всех ограничений человеческих мыслей.
Мудрые осознают Высшую Истину, Брахман, в котором нет разделения на знающего, знание и знаемое, который безграничен, вездесущ и является Сущностью Абсолютного Знания...
Этот Высший Брахман, который вне всех слов, но доступен для ока чистого осознавания, который чист, Воплощение Знания, не имеющая начала сущность — этот Брахман есть ты, медитируй над этим в своем разуме.
Даже после осознания Истины, остается еще сильное, безначальное, упрямое представление, что являешься тем, кто действует и ощущает, что является причиной путешествия души (в разных телах). Это представление должно быть с тщательностью убрано с помощью жизни в состоянии постоянного отождествления с Высшим Сознанием.
Оставляя соблюдение социальных формальностей, отказавшись от всех идей об украшательстве тела, и избегая чрезмерного погружения в писания, покончи с наложением понятий, которые скрывают от тебя тебя самого.
Осознав себя как Высшее Сознание со всей возможной помощью писаний, размышлениями и собственным осознанием, прекращай ложные представления, как только они появятся.
Мудрец не связан действиями, потому что он не размышляет о приятии или отказе.
Осознав свою Высшую Сущность, которая есть Абсолютное Знание, не затрагиваемое ни прошлым, ни настоящим и ни будущим, достигни Спокойствия.
Прекрати отождествляться с семьей, происхождением, именем, формой и стилем жизни, которые относятся к телу, подобному (для мудрого) гнилому трупу. Также откажись от идеи, что ты выполняешь действия и т.д., которые являются признаками тонкого тела, и будь Сущностью Абсолютного Блаженства.
Пока человек имеет хоть какое-нибудь отношение к дурному эго, нет и речи о единственном в своем роде Освобождении.
С прекращением эгоистичных действий прекращается и раздумья над объектами чувств, за чем следует прекращение желаний. Разрушение желаний является Освобождением, и это считается Освобождением еще при жизни.
Как ряска на поверхности, даже если ее раздвинуть, стремится снова покрыть воду, так Майя или невежество снова устремляются даже к мудрецу, если он пренебрегает медитацией на Высшем Сознании.
Только те свободны от оков перевоплощений, кто достигнув Самадхи, растворил объективный мир, органы чувств, разум, нет, само эго, в Атмане, Абсолютном Знании, — и никто другой, остальные только болтают об услышанном.
Только совершенно бесстрастный человек достигает Самадхи, и только человек Самадхи достигает непоколебимой реализации, только человек, осознавший Истину, свободен от оков, и только свободная душа ощущает бесконечное Блаженство.
Сосредоточив очищенный разум на Высшем Сознании, Свидетеле, Абсолютном Знании и медленно останавливая его, следует затем осознать собственную бесконечную Сущность.
Когда функции разума растворились в Параматмане, Брахмане, Абсолюте, ничто из этого феноменального мира не существует, все становится просто пустыми словами.
Эта кажущаяся вселенная закрепилась в разуме и не существует после разрушения разума. Поэтому раствори разум, сосредоточившись на Высшем Сознании, которое является твоей внутренней Сущностью.
Результатом бесстрастия является познание, результатом Знания — безразличие к чувственным удовольствиям, что приводит к переживанию Блаженства Высшего Я, за которым следует Спокойствие.
Отсутствие идей «я» и «мое» даже в существующем теле, которое следует подобно тени, является характеристикой освобожденного в этой жизни.
Не вспоминая о наслаждениях прошлого, не задумываясь о будущем, освобожденный в этой жизни смотрит беспристрастно на настоящее.
Тот, кто в своем просветлении никогда не различает душу и Брахмана, а также Брахмана и вселенную, называется человеком, освобожденным в этой жизни.
Тот, чьи ощущения одинаковы, если его телу поклоняются или оно подвергается мучениям, называется человеком, освобожденным в этой жизни.
Благодаря осознанию собственной тождественности с Брахманом, все скопленные действия сотен тысяч циклов (рождений и смертей) превращаются в прах и ничто, как действия в сновидении пропадают по пробуждении. Могут ли хорошие поступки или ужасные прегрешения, воображенные человеком во сне, привести его в рай или ад после его пробуждения ото сна?
Проснувшийся человек не испытывает идей «я» и «мое» по отношению к своему телу и разным объектам во сне, но живет в пробужденном состоянии, как он есть.
Иногда юродивый, иногда мудрый, иногда в царских одеждах, иногда бродя бесцельно, иногда лежа неподвижно как удав, иногда выглядящий безобидно, иногда в почестях, иногда в оскорблениях, иногда безвестный — так живет осознавший себя, всегда блаженный Высшим Блаженством.
Ни удовольствие и ни боль, ни хорошее и ни плохое не затрагивает никогда человека, познавшего Брахмана и живущего без идеи тела.
Отказ от тела не является Освобождением, также как и отказ от посоха или сосуда для воды; но Освобождение состоит в уничтожении сердечного узла невежества.
Идея о существовании или несуществовании несвободы, с точки зрения Реальности, является только атрибутом буддхи, и никогда не принадлежит самой Бесконечной Реальности, Брахману.
Как от камня, дерева, травы, риса, шелухи и т.д. остается лишь пепел после сожжения, также от всей объективной вселенной, состоящей из тела, органов, пран, манаса и т.д., после сожжения в пламени осознания остается только Высшее Сознание.