Новый адрес страницы:
https://tannarh.wordpress.com/2016/01/16/шри-шанкарачарья-цитаты-из-разных-тек/
Шри Шанкарачарья
ЦИТАТЫ ИЗ РАЗНЫХ ТЕКСТОВ
Из «Атма Бодха» (Познание Атмана):
Из всех средств достижения Освобождения только знание является прямым средством — столь же существенным, как огонь для приготовления пищи; без него Освобождение не может быть достигнуто.
Знание, возникающее из переживания Реальности, мгновенно разрушает невежественное восприятие «я» и «мое», которое схоже с обманчивым путем в темноте.
Джива [индивидуальное Я, душа] запутана в неведении. Постоянной практикой знания джива становится чистой, так как знание исчезает совместно с неведением…
Сансара полна привязанностей и отвращений и других противоположностей. Подобно сну, она кажется реальной некоторое время; однако при пробуждении она исчезает, поскольку не обладает реальностью.
До тех пор пока недвойственный Брахман — основа всего — не виден, мир кажется реальным, подобно иллюзорному отблеску в жемчужной раковине.
Чистая вода (сама по себе безвкусная) становится сладкой, горькой и соленой в зависимости от того, что к ней примешано [упадхи]. Подобным образом раса, имя, статус и т.п. — все это наложено на недвойственный Атман всего.
Как луна кажется движущейся при движении облаков вокруг, точно так же Атман кажется активным для нераспознающих, в то время как, воистину, активны чувства.
Человек ощущает страх, по ошибке принимая дживу за Атман, словно видя змею в веревке. Если же человек узнает, что он не джива, а высочайшее Я, то он будет всегда свободен от страха.
Весь объективный мир, и тело в том числе, порожден неведением и быстротечен, словно пузыри на воде.
Будь бесстрастным, контролируй чувства и не позволяй блуждать уму; сядь в уединенном месте и медитируй на Атмане как Бесконечности и Одном-без-второго.
Сохраняй чистоту ума; проницательным интеллектом устрани все объекты в Атмане и всегда медитируй на Атмане как на чистом и единственном…
Для ставшего Сознанием-Блаженством нет больше никаких различий, как, например, познающий и познаваемое; и только Атман сияет Сам Собой.
Если в процессе постоянной медитации Атман и эго будут приведены в соприкосновение, подобно двум кускам дерева, то пламя огня знания полностью сожжет любое невежество.
Воистину — Атман всегда здесь и теперь, однако Он не очевиден из-за неведения.
Если что-либо кажется не Брахманом, то это только иллюзия, подобная воде в мираже.
Из «Атма-джняно-падеша-видхих»
(Путь к совершенному самопознанию):
Как Солнце не может быть освещено формами и цветами, так и Атман не может быть познан средствами интеллекта. Атман непознаваем средствами интеллекта и в силу следующей причины: поскольку интеллект — объект познания, невозможно, чтобы он был познающим, то есть субъектом познания.
Атман недоказуем. Ибо только бренные вещи, отличающиеся друг от друга, могут быть доказуемы, но по-другому обстоит дело с Атманом.
Могут утверждать, что Атман доказывается Ведами. Но мы утверждаем, что он не доказывается даже Ведами. Они являются доказательством по отношению к знанию единства Брахмана и Атмана, применяя метод отрицания свойств не-сущего, ошибочно приписываемых Атману. Ибо веды не формируют определенный результат, а раскрывают и выявляют скрытый смысл — единство подразумеваемых значений двух слов, поскольку Атман становится самоочевидным.
[Атман] не имеет связи ни с добродетелями, ни с пороками. Поэтому он вечный, чистый, ведающий, свободный, неизменный, единый и имеющий природу непрерывно существующего Сознания.
Из «Вакья-вриттих» (Разъяснение изречения):
Осознание тождественности индивидуального «Я» (джива) и высшего, всеобщего «Я» (Атман), которое рождается из ведических изречений «Ты есть То» и других, является средством для достижения свободы.
Ложное представление о том, что слово «Ты» означает что-либо отличное от Брахмана, а слово «То» означает что-то, постигаемое опосредованно, исчезает мгновенно, как только приходит понимание взаимного тождества значений этих двух слов.
Отбросив ошибочное мнение, отождествляющее Я с телом и прочим, всегда размышляй о себе как о сознании, которое есть и бытие, и блаженство и созерцатель интеллекта.
Утвердись в понимании того, что ты — зрящий чувства (индрии), но не сами чувства; также уясни себе — ты не есть ни ум (манас), ни интеллект (буддхи), ни жизненная сила (прана). Убедись также и в том, что ты не соединение (грубого и тонкого тела) и с помощью умозаключения удостоверься: ты, зритель, отличаешься от видимого.
Из «Брахманучинтанам» (Созерцание Брахмана):
О, разум! Медитируй с убеждением: «Я воистину высший Брахман, ибо сущность Моя — чистое сознание, и нет для Меня привязанностей, ибо никакие усилия не могут ограничить Меня иль уничтожить».
«От всех ограничений свободное, Я сознание вечное, Я То — верховный Брахман». Этой истине внимая, как можно в то же время принадлежать касте какой-либо или времени жизни?
Кто хотя бы на мгновенье в медитации себя осознает «Я Брахман есмь», тот даже тяжкие грехи свои разрушит, подобно тому, как тьма растворяется в лучах восходящего солнца.
«Воистину Я Брахман, а не самсарин, Я вечно свободный», — в этой истине ты утвердись. Если же трудно ее осознать, то хотя бы слова эти непрестанно повторяй.
Воистину Брахман един — нет второго. Кроме Брахмана, истинно, нет ничего иного.
Из «Хастамалака Стотра»:
Я — ни человек, ни бог, ни якша, ни брахман, ни кшатрий, ни вайшья, ни шудра, ни брахмачарин, ни домохозяин, ни живущий в лесу, ни санньясин, но Я — только чистое Сознание. Подобно тому, как Солнце является причиной всех действий в мире, так же и Я — везде присутствующий, сознающий Атман, — являюсь причиной деятельности ума и проявлений чувств… Подобно тому, как отражение солнца на неспокойных водах кажется разорванным, а на спокойных — видится совершенным, так же и Я, сознающий Атман, не распознаюсь в возбужденных интеллектах, хотя в успокоенных Я блистаю отчетливо.
Из «Дакшинамурти Стотра» (Гимн Дакшинамурти):
Те, кто знает «Я» как тело, дыхание, чувства, интеллект или пустоту, просто введены в заблуждение… — они слепы, невежественны, несдержанны в речи.
Для человека, ослепленного майей, во сне и наяву мир виден в его различиях, таких как причина и следствие, слуга и господин, ученик и учитель, отец и сын…
Из «Гурустути»:
ТО есть Истина, которую мудрый осознает как Атман, истинное Я, осадок, остающийся после удаления внимания от внешних объектов — с формой или без (эфир, воздух, огонь, вода и земля), посредством заботливого применения священного текста «Не это, не это». Ты есть ТО!
Из «Дрик Дришья Вивека»:
Все наши восприятия относятся к не-Атману. Неизменный Зрящий действительно есть Атман. Все бесчисленные священные книги провозглашают только различение Атмана и не-Атмана.
Атман не может быть объектом, так как ничем не воспринимается.
Из пяти качеств: Бытие, Сознание, Блаженство, имя и форма — первые три относятся к Брахману, а имя и форма — к миру.
Из «Бхаджа Говиндам»:
Глупец! Никакие правила грамматики не спасут тебя в момент смерти!
Оставь планы приобрести что-то в этом мире. Все, что суждено, ты и так получишь, просто выполняя свои обязанности. Будь удовлетворен тем, что приходит само собой, а желания направь на очищение разума.
Наша жизнь так же устойчива, как капля росы, которая дрожит на лепестке лотоса. Знай же, что этот мир всегда останется в плену болезни, гордости и скорби!
Пока ты богат и можешь заработать деньги, тебя окружает семья и друзья, восхищенно поющие твою славу, но придет старость, и никто не захочет с тобой даже просто поговорить!
Сосредоточенный на Абсолютной Истине человек уже в этой жизни получает освобождение.
Если ты потерял богатство, то откуда взяться многочисленным родственникам? И если ты осознал Истину, откуда возьмутся рождение и смерть?!
Кто ты? И откуда? Брат! Задумайся об этом сейчас!