Новый адрес страницы:
https://tannarh.wordpress.com/2014/10/25/павел-челищев/
Tannarh
ПАВЕЛ ЧЕЛИЩЕВ
(Компиляция из разных источников)
Биография
Павел Челищев открыватель новых путей в живописи первой половины ХХ века. Его творчеством восхищались, его боготворили в Европе и США, его называли «русским Дали». В то же время на родине в России имя этого самобытного и талантливого художника мало кому известно.
Художник Павел Федорович Челищев родился 21 сентября 1898 года в Калуге, в аристократической и богатой семье. В детстве его окружали няньки и гувернантки, в семье говорили по-французски, по-немецки и по-английски. Впоследствии знание этих языков оказало неоценимую услугу юному художнику, когда он волею революции оказался за границей.
С приходом революции, все имущество родителей конфисковали новые власти. Семья с трудом, передвигаясь вместе с Белой Армией, добралась до Киева. Там Павел, работая бок о бок с Малевичем и Эль-Лисицким, познакомился с идеями конструктивизма и абстракционизма, которые, впрочем, в дальнейшем не принял. Спасаясь от Красной Армии, Челищев бежал в Одессу, затем через Константинополь и Софию пробрался в Берлин, а оттуда переехал в Париж.
В Париже рождается Челищев-живописец — в 1925 году он впервые участвует в Осеннем салоне, знакомится с Гертрудой Стайн и получает статус её протеже. Стайн, с начала века опекавшая новое парижское искусство, не только покупала работы Челищева, но и делилась с ним секретами своих прежних любимцев, рассуждая о «цвете, форме и картине».
Восприимчивый молодой эмигрант быстро усваивал уроки послевоенной парижской школы, художники которой продолжали эксперименты в русле течений начала века — фовизма, кубизма, экспрессионизма, дадаизма, не боялись смешения стилей и вообще не боялись ничего.
С лёгкой руки Гертруды Стайн Челищев знакомится с английской поэтессой Эдит Ситуэл, портрет которой тоже есть в экспозиции. Безответно влюблённая, она покупает его работы, устраивает выставки, опекает, но со временем становится одной из причин разрыва Челищева и Стайн и настоящей обузой.
В 1934 году Челищев вместе с Чарльзом Фордом покидают неспокойную Европу, чтобы провести почти 15 лет в Америке. Для Челищева это время карьерного взлёта. Он оформляет журнал спасающихся в США европейских сюрреалистов, где Форд главный редактор, иллюстрирует роман Форда и Паркера «Молодые и злые», вместе с Баланчиным, Дали и Кокто участвует в проектах балетного импресарио и писателя Эдварда Кирштейна, снова работает с Борисом Романовым, теперь балетмейстером Метрополитен-опера. В 1942 году выставку Челищева устраивает нью-йоркский Музей современного искусства (МоМА).
Однако в конце 40-х интерес к сюрреализму падает под натиском рождающегося американского авангарда с мощными фигурами Поллока, Горки, Ротко, Де Кунинга, и Челищев вместе с Фордом и его сестрой перебирается в Италию, где увлекается астрологией, оккультизмом, вспоминает уроки отца. Плотская чувственность покидает его холсты, сменяясь поисками «внутренней перспективы… проекции высшего». Он больше не «стремится покорить вселенную», потому что «прежде всего надо понять самого себя». Человеческие головы и полуфигуры как под рентгеновскими лучами демонстрируют внутренние системы — кости, мышцы, сосуды, нервы. Постепенно фигуры исчезают, оставляя за собой сияющие абстрактные структуры, «внутренние ландшафты», неожиданно отзывающиеся в эстетике оп-арта.
Челищев умер от инфаркта, принятого за воспаление лёгких, и был вначале похоронен на паперти православной обители в Италии во Фраскати. Затем его сестра Александра Заусайлова (Челищева) перезахоронила его прах во Франции на кладбище Пер-Лашез, но первое место захоронение тоже сохранено.
Работы Павла Челищева
Балет «Ода» (1928)
Павел Челищев прославился как оформитель знаменитых дягилевских балетов. В 1928 году по замыслу художника был поставлен балет «Ода». Челищева вдохновило космогоническое творение Ломоносова «Вечернее размышление о божием величестве». Музыка Николая Набокова, двоюродного брата известного писателя, сопровождалась поэтическим текстом Ломоносова. В постановке были задействованы все мыслимые и немыслимые сценические средства, включая фосфорическое свечение и пиротехнические эффекты. Каждое движение танцоров изменяло конфигурацию пространства. Спектакль не был принят современниками. По поводу этого Челищев говорил: «Я Вам открыл дверь в Мироздание, в Вечность, а Вы не захотели туда войти!». Успокаивая своего кумира, верная поклонница таланта Павла Челищева Гертруда Стайн говорила: «Придет время. Все увидят и войдут!».
Портрет Сергея Лифаря (1929)
Он, танцовщик в костюме принца из «Лебединого озера», сложен Челищевым по всем канонам ренессансных портретов — самопогруженное лицо и сомкнутые руки оттенены могучей «архитектурой» костюма. Портретов в серых тонах довольно много, и аскетизм монохромности оборачивается эдакой гордостью — не всякий сможет столько выжать из скудного цветового арсенала. Темно-алые, почти бордовые сполохи на рукавах костюма контрастируют с холодным, темным фоном фигуры. Мощь и тяжелая сосредоточенность героя словно подсвечены пламенем глухих страстей. Танцовщик и его персонаж слиты в одно целое. За обликом реального Лифаря проступают черты Принца из таинственного предания.
Девочка с бабочкой (1934)
Тревожащая двойственность — излюбленный мотив Челищева. Он появляется даже в сюжетах, которые вроде бы обещают лишь сладкую сентиментальность. Его «Девочка с бабочкой» (1934), в красном платьице, с черным песиком на руках, похожа на ребенка, вернувшегося из страшной сказки. За ее плечом — тень ворона, глаз которого горит так же ярко, как у собаки на коленях героини. Легкокрылые нежные бабочки отбрасывают мрачную грозную тень. Словом, девочка выглядит как посредник меж миром живых и миром теней. В ее глазах — недетская серьезность и нездешняя печаль, которые делают ее похожим на призрак из прошлого.
Портрет Рут Форд (1937)
Рут Форд и ее брат, поэт-сюрреалист и издатель Чарльз Генри Форд, близко дружившие с Павлом Челищевым и наследовавшие имущество художника после его кончины в 1957 году, знакомили общественность с его творчеством, отдавая свои вещи на выставки и неустанно пополняя свою коллекцию все новыми работами мастера. Элегантный портрет работы Челищева воплотил не только красоту, но и детскую непосредственность, присущую Рут. Восемь рук, обрамляющих композицию, изображают буквы имени Рут в американском языке знаков, часто использовавшимся художником и его современниками-сюрреалистами.
Феномена (1936-1938)
В Америке Челищевым был задуман триптих: ад — чистилище — рай. Ад — это полотно «Феномена», населенное большим количество персонажей (около 80), с которыми художник сталкивался в жизни. Здесь главенствует пирамидальная композиция. Вытянутые остроугольные, голубые, будто созданные изо льда формы, устремлены вверх, являясь недостижимой вершиной этого построения. Под ними — желтое пространство выжженной потрескавшейся земли, которая состоит из человеческих голов Ниже — белые шатры, соседствующие со сценой погребения. Эти образы запечатлевает фотограф, стоящий спиной к зрителю на розовой «прослойке» мистического «пирога» мироздания. Дальше возникает голубая часть, где прогуливаются маленькие дети рядом с «головой профессора Доуэля». В основании этой адской пирамиды — синее морское пространство, кишащее множеством организмов.
В левой верхней четверти картины распознаваемы Гертруда Стайн и Элис Токлас, устроившиеся на кучах картин. Гертруда изображена как Сидящий Бык — историческая личность, предводитель индейского племени Сяу, выступавший против правительства США, а Элис представлена Маниакальной Вязальщицей.
Среди других персонажей картины — Леонор Фини в виде девочки со слоновьей кожей, Чарльз Генри Форд — мальчик-паук, композитор и критик Вергилий Томсон — тюлень без плавников, Алиса Токлас — «маньяк-вязальщик». Страсть Челищева к уродливому вылилась в картине в создание множества поразительных персонажей — артистов цирка: Ноги-плавники, Голова-гриб, Девочка-птица, Человек-лев, Мальчик с двумя грудями и т.д. Среди уродливых типажей и характеров Челищев поместил также Петра Первого в образе младенца, играющего в мяч.
Сам Челищев в левом углу возле мольберта пишет картину, на которой видны контуры повешенного темнокожего человека, о котором Челищев писал: «Это мой двойной автопортрет, где я пишу себя в виде повешенного негра». Согласно завещанию художника в 1962 году картину привез и подарил Третьяковской галерее американский хореограф Линкольн Кирстайн. Это произведение дает представление о том, каким может предстать сюрреализм в его мистическом видении.
Портрет Эдалжи Диншо (1940)
На полотне изображен Эдалжи Диншо (1916-1970). Диншо, сын основателя и владельца ведущей индийской компании по производству цемента, родился в Мумбаи, а скончался в Нью-Йорке, куда переехал вместе с сестрой накануне Второй мировой войны. Фигура молодого индийца Эдалжи Диншо напоминает отдыхающего фавна с огромными светящимися глазами, в то время как горы на заднем плане «припали» к земле наподобие затаившегося леопарда. Картина была выставлена в доме Диншо, где висела над камином, неизбежно привлекая внимание и вызывая приступы благоговейного молчания у гостей.
Fata Morgana (1940)
Фата-моргана — сложный мираж, при котором на горизонте появляются изображения предметов, находящихся за горизонтом, обычно сильно искаженные и быстро изменяющиеся. Над зелеными холмами возвышаются горы. Или это обнаженные женщина и мужчина? На этой картине несколько форм миражей. Художник органично вписывает фигуры в естественную среду.
Ищущий обрящет (1940-1942)
Живопись Челищева высоко ценили Дали и Пикассо, но мировая известность началась с картины «Ищущий обрящет» («Игра в прятки» или «Каш-Каш»), завершенной художником под впечатлением вести о рождении единственного продолжателя рода своего внучатого племянника Константина Кедрова в 1942-м году. Фигурка, рождающегося младенца-символ продолжения рода Павла Челищева, не имевшего семьи и детей.
Около картины в Нью-Йорке зрители простаивали часами. Дети искали там новые фигурки младенцев среди листвы. Рядом висела «Герника» Пикассо и во всех опросах «Каш-каш» опережала «Гернику» по популярности. Это была первая часть задуманного триптиха Чистилище-Ад-Рай. «Чистилище» («Ищущий обрящет», Музей современного искусства — MOMA) — «Ад» («Феномена», ныне в Государственной Третьяковской галерее) — «Рай» (последний цикл «Ангелические портреты»).
Чистилище — изображение нутра рождающей материнской утробы, из которой головой вперед-книзу в расширяющейся перспективе вылетает младенец. Это внучатый племянник художника будущий поэт Константин Кедров. Утроба — одновременно ствол дерева жизни, дорога, по которой движется шагающий андрогин, и рука-нога, где ступня — корни, а кисть руки — крона. В кроне, уходящей в синеву неба — множество листьев — младенческих голов, напоминающих ангелочков Рафаэля в «Сикстинской Мадонне».
Рай
«Рай» («Ангелические портреты») состоит из множества прозрачных портретов, где насквозь видно все анатомическое строение. Но постепенно они превращаются в серию сияющих структур и кристаллов. Это тот самый модуль мира, который Челищев искал всю жизнь в себе и в других. В одном из своих писем он писал: «Я интересуюсь перспективой внутренней. Проекцией в нас высшего. Стремиться покорить Вселенную бесполезно — прежде всего надо понять самого себя».
Работы разных лет
Источники:
http://haikeus.blogspot.com/2011/06/blog-post.html
http://ru.m.wikipedia.org/wiki/Челищев,_Павел_Фёдорович
http://www.kommersant.ru/doc/721661
http://www.hechoamano.ru/Chelischev/
http://www.aej.org.ua/exhibitions/892.html
http://ilyabass.org/Stein/steintchel.html
http://ruckp.org/topic/9996-павел-челищев-первый-русский-сюрреалист-мисти/
http://www.tretyakovgallery.ru/ru/collection/_show/image/_id/2527
http://www.arterritory.com/ru/teksti/recenzii/2781-medlennoe_vozvracshenie/
http://azbuka.gif.ru/critics/odin-iz-nashih/
http://azbuka.gif.ru/critics/emigrant-syurrealist/
http://azbuka.gif.ru/critics/pch/
http://www.rg.ru/2011/04/18/chelishev-site.html
http://magazines.russ.ru/ra/2005/6/st26.html