Новый адрес страницы:
https://tannarh.wordpress.com/2012/02/14/биография-александра-исачева/
Tannarh
БИОГРАФИЯ АЛЕКСАНДРА ИСАЧЕВА
(Компиляция из разных источников)
Творцу необходима пустыня для того, чтобы он мог начать творить свой собственный мир, родить его из своей души.
Александр Исачев
![Автопортрет](/pics/isa/isachev_01.jpg)
Белорусский художник Александр Анатольевич Исачев родился 11 января 1955 году в поселке Озаричи Калинковичского района Гомельской области. Через три года умер его отец, и мать вместе с детьми переехала в город Речицу. Сначала Александр учился в мозырской школе-интернате, а затем поступил в минскую школу-интернат по музыке и изобразительному искусству имени Ахремчика, где проучился с пятого по восьмой класс. В двенадцатилетнем возрасте он получил премию на конкурсе детских рисунков в Италии, однако из интерната для одаренных детей его исключили после того, как он выкрасил волосы хной. Вспыхнувший конфликт с директором обернулся изгнанием одаренного ученика. В Советском Союзе конформизм и лояльность по отношению к власти ценились намного больше, чем талант и отличные успехи в учебе.
Александр вернулся в Речицу, где получил среднее образование в вечерней школе рабочей молодежи и устроился на работу штукатуром-маляром в ремонтно-строительном управлении. Там же он познакомился со своей будущей женой Натальей. По вечерам, как и все подростки его возраста, ходил на танцы а ночью писал картины. Однако размеренный и однообразный ритм провинциальной жизни отнюдь не способствовал развитию его дара, поэтому в начале 1973 года Александр уезжает в Ленинград, устраивается там на работу в зеленхоз, получает лимитную прописку и общежитие. Поначалу жизнь в «культурной столице» складывается непросто, пока случай не сводит его с поэтом Костей Кузьминским, заприметившим восемнадцатилетнего паренька, кипятившего воду на вечном огне на Марсовом поле, чтобы согреться и поесть. Через своего нового друга Александра попадает в среду ленинградских неформалов и знакомится с известным коллекционером, меценатом и ценителем живописи Георгием Михайловым, купившим несколько его картин для подпольной выставки, организованной у него на квартире. Богемная среда «захлестнула его своим бурным проявлением жизни».
![Магия](/pics/isa/isachev_02.jpg)
Время, проведенное среди молодых неформалов, стало для Александра периодом становления. Он перепробовал себя во множестве стилей и течений, участвовал в двух выставках ленинградских художников нетрадиционных направлений (1974, 1975 гг.). К самой первой полуофициальной выставке группы неофициальных художников на психологическом факультете ЛГУ Александр подготовил серию графических работ тушью в сюрреалистической манере, в духе, как он позднее сам определил, «черного юмора» и «эпатажа». По требованию декана факультета эти работы были сняты с экспозиции и показывались зрителям в отдельной папочке. В конце концов их кто-то украл, Александр не раз впоследствии вспоминал эти свои «шедевры» и удивлялся, что кому-то это могло понравиться.
В его работах, относящихся к этому периоду, просматриваются абстрактные и сюрреалистические мотивы. Потеряв работу, а вместе с ней прописку и общежитие, Исачев вынужден был перейти на полулегальное положение. Жить приходилось у друзей и знакомых, порой ночевал в парках и подъездах. Александра приютил Михайлов, который не только дал молодому художнику возможность выставляться, но и покупал ему холсты и краски. В конце концов истощенный, измученный недоеданием и недосыпанием Александр попал в больницу, после чего уехал домой в Речицу. Впрочем, Ленинград он покинул не навсегда, и продолжал бывать там наездами.
Вскоре Георгия Михайлова арестовали за поддержку неформального искусства и приговорили к четырем годам лишения свободы с конфискацией имущества. К счастью, его коллекцию, где находилось в том числе и 90 работ Исачева, удалось спасти от уничтожения, хотя значительная их часть была украдена или разрезана на части. Вместе с уцелевшей частью коллекции Михайлов эмигрировал на Запад, где занялся пропагандой современного русского искусства. Благодаря его усилиям Исачев получил признание за рубежом намного раньше, чем у себя на родине. Сегодня его работы находятся в европейских галереях и у частных коллекционеров.
![Разлука](/pics/isa/isachev_06.jpg)
Возвратившись в Речицу, Исачев постепенно отходит от авангардизма и обращается к творчеству классических европейских мастеров. В это же время он начинает изучать труды Лосева и Аверинцива, мифы и эпос народов мира, культуру Индии, Китая и Японии. Он работает по 18 часов в сутки, однако власти отказывают ему в официальной выставке и пытаются привлечь к ответственности по статье «тунеядство». В это же время основными темами сюжетных полотен Исачева избирает библейские ветхо- и новозаветные мотивы. Он работает и над портретами, и над пейзажами. Они тоже в большинстве своем мифологизированы, о чем говорят названия: «Моисей», «После потопа». Одновременно художник выполняет заказы для церквей: пишет несколько икон для речицкой Свято-Успенской церкви и делает роспись православного храма в Мозыре. Центральным образом в его творчестве становится Иисус Христос.
В 80-е Исачев обращается к культуре древнейших человеческих цивилизаций: Греции, Египта, Шумера, Индии. К этому времени у него складывается целостная концепция собственного творчества. В полотнах художника этого периода боги различных религий соседствуют друг с другом, здесь встречается много символики: христианской, древнегреческой, египетской, индийской и т.д. Зачастую атрибутика нескольких культур присутствует на одном холсте. Показательна в этом смысле одна из программных работ Исачева «Аллегория искусства». Александр работает в манере гладкого письма, самостоятельно разгадывая секреты нанесения на холст тончайших лессировочных слоев. Занимается также акварельной живописью, пастелью, графикой. Символика, используемая художником, многомерна, что роднит его с американским живописцем Майклом Паркесом . Кроме того, он наполняет ее собственным содержанием. Без определенных знаний прочесть ее невозможно. Однако Исачев оставляет за зрителем право на собственное прочтение.
![Апостол Петр](/pics/isa/isachev_07.jpg)
Определив однажды для себя важными вневременные, общечеловеческие истины, он и служил им, и занимался ими, и болел ими душой и телом. Любое конкретное проявление зла или добра в его мозгу сразу же обобщалось, находило свой прообраз в мифологемах мировой культуры и тем самым становилось художественным материалом, «пластилином» , из которого он вылепливал свою модель взаимодействия и борьбы злого и доброго, прекрасного и безобразного. Те реальные явления, которые другого человека могли психологически травмировать, для Александра превращались в предмет философского осмысления, кистью или словом — неважно.
Вот типичный пример того, как воспринималось им собственное бытие: «Я долго думал над мифом, повествующим о рождении Аполлона… Почему бог, олицетворяющий искусство и творческую потенцию, родился где — то в изгнании, на каком то пустынном острове? Почему греки не окружили более достойными условиями рождение своего любимца? И понял: это — не случайно. Видимо, душе его необходимо было измучиться пустыней, истосковаться по прекрасному, по совершенству и гармонии до такой степени, чтобы оказаться способной родить все это из самое себя, превратиться в источник творческих сил… У меня тоже самое: рождение в глубинке Белоруссии, в какой — то деревеньке, большая часть жизни в небольшом провинциальном городке — условия, в которых, казалось бы, не из чего ни родиться, ни вырасти художнику… Так и должно было быть. Творцу необходима пустыня для того, чтобы он мог начать творить свой собственный мир, родить его из своей души. Я творец! Я бог! Я Аполлон собственного мира».
14 ноября 1987 года в Речице, в ДК «Нефтяник» , открылась первая выставка Александра Исачева. Для городка это стало сенсацией. Двадцать тысяч человек со всей Белоруссии приехали посмотреть его картины. Он был счастлив, как ребенок. Таким и запечатлела его кинокамера: улыбающимся, прижимающим к груди охапку цветов. Через три дня художник скончался от сердечного приступа. За свою жизнь Исачев создал около 500 картин, большинство из которых были вывезены за границу в Швецию, Германию, Францию, Израиль и США. На его могильной плите выбиты строки из Насими: «Я жемчуг в раковине скрытый, я мост, ведущий в ад и рай…»