Tannarh
ХУАН МИРО: БИОГРАФИЯ И 115 КАРТИН
(Компиляция из разных источников)

Все, что я рисую, я видел в полях или на морском берегу.

Хуан Миро

Биография

Миро. Автопортрет
Автопортрет (1918)

Хуан Миро родился 20 апреля 1893 года в Барселоне, в семье часовщика-ювелира. Миро начинает обучаться рисованию в возрасте семи лет, но позже, по настоянию родителей желающих, чтобы он получил достойную, по их мнению, профессию, учится на бухгалтера в коммерческой школе. Одновременно в 1907-1910 годах Миро изучает искусство в академии художеств Барселоны («Ла Лонха»), в классе пейзажиста Модесто Ургеля и профессора декоративно-прикладных искусств Хосе Паско Мериса.

В 1912-1915 годах он продолжит обучение в частной академии Франчезе Гали Фабра. В 1918 году, вместе с друзьями единомышленниками, Миро основал «Группу Курбе», противопоставившую себя консервативным традициям в каталонском искусстве. В его работах 1913-1917 годов, наиболее сильным является влияние Сезанна и фовистов: объекты близки друг к другу и переливаются яркими и радужными цветами, полосатые модели составляют вид декоративного орнамента.

Примерно в 1918 году, у Миро начинается так называемый период «поэтического реализма». Пейзажи, написанные в Монтройге, где художник проводит лето на родительской ферме, имеют глубокие перспективы, полные методично выписанных деталей.

В 1924 году, Миро встречается с Андре Бретоном, Полем Элюаром, Луи Арагоном и другими участниками сюрреалистической группы. В том же году публикуется Манифест сюрреализма. Первая работа сюрреалистического этапа его творчества «Карнавал Арлекина». Бурная фантазия художника создает мир бескостных, аморфных существ, свободно меняющих форму и положение в пространстве и вселенной. Предметы, рыбы, насекомые, лестницы, звезды, геометрические фигуры, все имеют реальные прототипы, но на холсте мечутся цветными тенями, обозначая праздник.

Прогрессируя с течением времени, картины Миро становятся все более абстрактными и их формы более органичными. К концу 1920-х годов, формируется словарь живописных идеограмм художника. В его составе знаки, обозначающие пространство: линия горизонта, солнце и звезды в верхней части картины, волны или пучки растений в нижней и связующие знаки или вестники, призванные объединить части пространства: летящая птица, бегущий кролик, лестница в небо, глаза и уши, человеческие фигуры с огромными ногами.

В 1930-х годах художник экспериментирует с самыми разными материалами. В ход идет любой материал, попавшийся ему под руку: бумага, медь, камень. Вырезая из каталогов и журналов иллюстрации различных машин и предметов быта, он создает коллажи, которые использует для будущих полотен. В 1932-1936 годах, Миро создает серию картин по своим эскизам-коллажам. В его художественных композициях технические детали превращаются в органические, мягкие формы, напоминающие части животных, человеческие конечности, эмбрионов.

После начала гражданской войны в Испании в июле 1936 года, Миро возвращается в Париж и остается во Франции до 1940 года. В 1937 году Миро пишет масштабное панно Жнец (утрачено), изображающее каталонского крестьянина с серпом, для павильона республиканской Испании на Всемирной выставке в Париже.

В 1940-1970-х годах художник реализует свою мечту о монументальном искусстве, открытом для народа. В 1947 году, в США, он выполняет фрески для отеля Хилтон Цинциннати. В 1956 году Миро селится в Пальма-де-Майорка, на вилле с большой студией построенной его другом, архитектором Хосе Луисом Серт. Здесь, в сотрудничестве со своим старым другом и мастером керамистом Артигасом, он выполняет оформление двух стен штаб-квартиры ЮНЕСКО в Париже (1956-1958 годы). Большие композиции из керамики занимают стены высотой 3 метра и 15 и 7,5 метров в длину. Доминирующей красный лик солнца и более спокойный серп Луны, с их яркими цветами, резко контрастирует с серым бетоном зданий. За эту работу Миро был удостоен Международной премии Гуггенхайма, которую президент Эйзенхауэр передал ему лично в 1959 году.

В последующие годы Миро создает ряд монументальных керамических панно, которые украшают столовую в Гарвардском университете (1960-61), Высшую школу экономических наук в Санкт-Галлене, Швейцария (1964), ограду фонда Маг в Сен-Поль-де-Вансе, аэропорт в Барселоне (1970), Стеклянный павильона всемирной выставке в Осаке (1970) и другие.

В 1950-1970-х годах Миро продолжает интересоваться скульптурой. Он делает модели из различных подручных материалов, некоторые из которых были позже отлиты в бронзе. Картины этого периода, ориентированы на первобытную живопись и детский рисунок, становятся «пустыми».

Умер Миро в Пальма-де-Мальорка в 1983 году, оставив после себя по крайней мере 2000 картин, 500 скульптур, 400 керамических работ и 5000 рисунков и коллажей. Он оказал огромное влияние на послевоенное искусство в Соединенных Штатах. В 1975 году, в Барселоне, в Центре изучения современного искусства, был основан фонд Хоана Миро. В 1992 году студия художника в Пальма-де-Майорка была превращена в его музей.

Источник (полная версия): http://www.yourdreams.ru/gallery/pages/joan-miro-1.php

Стиль Миро

В принципе, искусство Хуана Миро с точки зрения чистой пластики могло бы трактоваться и как беспредметная живопись. Его полотна настолько плоскостны, игра форм и линий сама по себе настолько выразительна и богата, что взаимодействие угадываемых предметов, их детали и тем более связь с бессознательным воспринимались бы скорее так, как происходило в работах Кандинского — на уровне не материальном, а совершенно эмоциональном.

В какой-то мере все эти фарандолы форм напоминают поэтику Клее или Кандинского (глубоко почитаемого Хуаном Миро), изъятую из их мира тонкой недосказанности, намека, глубоких подтекстов. «Картинный зал души» Миро существует при ярком свете современных ламп, он прекрасен своей ясностью, хотя и ограничен ею. Образы, которые в произведениях Эрнста, позднее — Дали вызывали оторопь своей ненужной натуралистичностью, у Миро сведены к изящной декоративной арабеске, к своего рода балету, пантомиме, весьма условному изобразительному спектаклю, рядом с которым сумеречные и натуралистические персонажи, кровавые детали и прочее выглядят уступкой невзыскательному зрителю.

Бретон считал Миро «самым сюрреалистским» среди всех сюрреалистов. И это не было преувеличением. Исключительно живописными средствами (на уровне только цвета, абстрактных форм и линий, освобожденных от какой-либо литературщины) сюрреалистический дух с наибольшей силой передал именно Миро.

Его картины — это окна в некие космические или духовные миры, наполненные уникальной духовно-органической жизнью, отличной от всего того, что известно нам на Земле. Ощущается, что перед нами высокохудожественное выражение некоего эзотерического знания, мистического опыта проникновения в иные реальности, которое не может быть реализовано в нашем мире никаким иным способом.

Для большинства картин Миро характерно создание художественного пространства путем живописной гармонизации нескольких одноцветных (но колористически тонко проработанных, насыщенных системой цвето-тоновых отношений) достаточно плотных туманностей, плавно перетекающих друг в друга. Обычно используются сине-голубые, зеленые, желто-коричнево-охристые гаммы для отдельных туманностей. На ранних этапах (в 20-е г.) для создания ирреального пространства картины нередко использовались не туманности, а абстрактные локальные цветные плоскости (ярко-желтого, красного, синего, зеленого, иногда черного цветов).

Затем эти пространства населяются абстрактными и полуабстрактными причудливыми формами самых различных конфигураций (фантазия Миро в этом плане безгранично изобретательна), большинство из которых под кистью мастера наполняются духом живых органических существ различной жизненно-энергетической сложности и духовной насыщенности: от примитивных амебообразных существ, через некие зоо- и антропоморфные существа, как бы сошедшие с детских рисунков, до сложнейших иероглифических и абстрактных цветоформных образований, излучающих мощную духовную энергию неизвестной природы, активно воздействующую на психику реципиента.

Более характерным для его художественного видения является проникновение (и презентация в своем творчестве) в миры, наполненные внеземным, но близким нам космическим эросом, тем эросом, который открывался, кажется, древним эзотерикам в их сакрально-экстатических мистериях и культовых оргиях. Некоторые работы Миро, особенно позднего периода, для которого характерны предельная напряженность немногих крупных контрастных цветоформ, использование жирного черного контура, иероглифоподобных черных знаков, пронизаны каким-то пророческим, апокалиптическим духом.

Источники: Герман М.Ю. Модернизм, Бычков В.В. Эстетика

Описания картин

Портрет Винсента Нубиолы (1917)

Миро. Портрет Винсента Нубиолы
Портрет Винсента Нубиолы
(1917)

Нубиола был профессором земледелия в Школе изящных искусств в Барселоне. Миро познакомился с ним во время учебы в барселонском обществе “Cercle Artístic de Sant Lluc” в 1913 году, а спустя четыре года написал его портрет и включил его в одну из самых ранних своих выставок в барселонской Галерее Далмау. Эта картина является одним из шедевров раннего Миро, когда он экспериментировал с кубизмом и фовизмом. Некоторые критики предполагают, что работа могла быть написана под влиянием Ван Гога, которым Миро восхищался. На картине изображен Нубиола, сидящий в кресле возле стола, на котором находятся фрукты, графин с вином и растение в горшке. Плоский фон позади фигуры украшают треугольники и дуги, расстегнутый ворот красной рубашки Нубиолы указывает на его политический радикализм. Позже Миро написал автопортрет, где изобразил себя в такой же рубашке. Работа была приобретена Пикассо.

Источник: http://ru.wikipedia.org/wiki/Портрет_Винсента_Нубиолы

Ферма (1921-22)

Миро. Ферма (1
Ферма (1921-22)

Ферма — картина Миро, написанная им между летом 1921 года, проведенным в Монт-роч-дель-Камп, и зимой 1922 года в Париже. Это своего рода инвентаризация загородного дома, принадлежавшего его семье в Монт-роч-дель-Камп. Миро считал эту работу ключевой в своей карьере, охарактеризовав ее как резюме всей своей жизни в сельской местности. Создание картины заняло 9 месяцев напряженной работы, по 7-8 часов каждый день, и отмечал, что 9 месяцев также и срок человеческой беременности. Он также писал, что хотел показать как горы, так и муравьев, жаловался, что в Париже тяжело было передавать дух Каталонии. При этом один из торговцев произведениями искусства всерьез предлагал разделить холст на 8 частей, чтобы его было легче продать.

Источник: http://ru.wikipedia.org/wiki/Ферма_(Картина_Миро)

Каталонский пейзаж. Охотник (1923-24)

Миро. Каталонский пейзаж. Охотник (1
Каталонский пейзаж.
Охотник (1923-24)

Написанная в 1923-1924 годах картина Миро «Каталонский пейзаж. Охотник» — это уже не сюжетная композиция, а, скорее, магическая формула. Только наша фантазия способна воссоздать целое из разбросанных по полотну деталей, отдельных геометрических фигур, прямых, ломаных, извилистых линий, неуловимых языков пламени. Это архетипические знаки, мифологемы, сопоставление, противопоставление которых делает композицию напряженной и динамичной. Значение каждого можно расшифровать. Например, Солнце и Луна — это вечно противоборствующие мужское и женское начала. Треугольники — знаки вездесущего пола. А землю и небо соединяет лестница Иакова... Таинственные знаки не выдуманы художником. Они им открыты в процессе глубокого изучения традиционного и народного искусства. И именно потому доступны для понимания практически каждым человеком, к какой расе он бы ни относился и на какой ступени развития цивилизации ни находился.

Источник: http://www.artcontext.info/pictures-of-great-artists/55-2010-12-14-08-01-06/920-miro.html

Голова каталанского крестьянина (1924-25)

Голова каталанского крестьянина — символическая последовательность картин маслом и карандашом, сделанных между 1924 и 1925 годами. Миро начал работу в тот же год, в который Андре Бретон опубликовал свой «Манифест сюрреализма: Растворимая рыба». Частично серия была сделана в Париже. Для Миро «крестьянский» означает его связь с сельским знанием, перекликается с каталонской идентичностью. Работа показывает связь Хуана Миро с родиной на протяжении всей его карьеры. Миро создал эту серию в ответ на запрет каталанского языка Мигелем Примо де Риверой. Он был также под влиянием сельской местности Баш-Камп. Согласно одной интерпретации, последовательность картин Миро — в прогрессивном упрощении одной и той же сцены. Кристофер Грин, в свою очередь, говорит, что это не совсем линейная тенденция к упрощению, а, скорее, дилемма, внутренняя дискуссия между художником, который создает заполненное живописное пространство. В картинах показывается синтетическое представление фигуры каталанского крестьянина с повторением таких символов, как треугольная голова, борода и красная шляпа (барретина). Фон картин нейтрален, желтого или синего цвета.

Источник: http://ru.wikipedia.org/wiki/Голова_каталанского_крестьянина

Ритмические фигуры (1934)

Миро. Ритмические фигуры
Ритмические фигуры
(1934)

Здесь присутствуют и призраки манекенов Кары, и страшноватые существа — реминисценции эрнстовских монстров, но все это сведено к лаконичным, ярким, танцующим формам, которым яростно-изысканный колорит, напоминающий мелькание театральных прожекторов на сценическом заднике, придает ощущение драматического, но веселого представления.

Источник: Герман М.Ю. Модернизм

Мужчина и женщина перед кучей экскрементов (1935)

Миро. Мужчина и женщина перед кучей экскрементов
Мужчина и женщина перед
кучей экскрементов (1935)

Картина была сделана на листе меди за неделю между 15 и 22 октября 1935 года. По словам Миро, это результат попытки изобразить трагедию и ужасы Гражданской войны в Испании. Картина была одной из двенадцати работ, известных как «Дикие картины». Половина из них была написана на меди, а половина — на мезоните. Они были созданы в период общественных беспорядков в Испании, приведших к гражданской войне. Миро говорил, что это картина о периоде беспокойства. На картине изображены мужчина и женщина, тянущиеся друг к другу в объятья, но не движущиеся. Увеличенные половые органы и зловещие цвета были описаны как «полные отвращения и гадливой сексуальности». Фигуры передают пессимизм Миро в отношении ситуации в Каталонии. Критики называют эту картину «ключевой» из серии работ, представляющих предчувствия Миро о предстоящей гражданской войне. Эффектом светотени создается черное небо, на фоне которого выделены разрозненные фигуры. Миро решил назвать картину по-французски, а не по-испански. По словам Миро, упоминание экскрементов отсылает к Рембрандту, который говорил, что, когда он начал писать картины, рубины и алмазы находились в навозных кучах.

Источник: http://ru.wikipedia.org/wiki/Мужчина_и_женщина_перед_кучей_экскрементов

Метаморфоза (1935-36)

Миро. Метаморфоза (1
Метаморфоза (1935-36)

Метаморфоза (Metamorphosis) — серия коллажей-зарисовок Миро, сделанных между 1935 и 1936 годом. Серия стала интерлюдией к серии «Картины на мазоните». Как и последующая, серия вдохновлена отношением художника к политической ситуации на тот момент в Испании в целом и в Каталонии в частности, когда в правительство вошли консервативные министры, что вызвало ряд широких протестов.

Источник: http://ru.wikipedia.org/wiki/Метаморфоза_(Миро)

Картины на мазоните (1936)

Картины на мазоните — серия из 27 абстрактных картин, созданных Миро летом 1936 года — сразу после начала Гражданской войны в Испании 18 июля. Картины выполнены маслом, песком, дегтем и казеином на мазоните. С этими работами закончился период творчества Миро, известный как «Дикие картины». С началом Гражданской войны Миро стал рисовать не факты, но рисовать ради процесса, устраивая нечто вроде экзорцизма. Фигуры монстров заменены на прямую атаку художника на полотно. Хотя было предположено, что эти работы представляют собой реакцию Миро на эмоциональное и физическое потрясение в стране, но сам художник утверждал, что они были произведены «несмотря на события». Работы были выполнены в Монт-роч-дель-Камп и в Барселоне. Вскоре после окончания работы над картинами художник покинул страну и уехал осенью 1936 года в Париж, где оставался четыре года.

Источник: http://ru.wikipedia.org/wiki/Картины_на_мазоните

Обнаженная, поднимающаяся по лестнице (1937)

Миро. Обнаженная, поднимающаяся по лестнице
Обнаженная,
поднимающаяся
по лестнице (1937)

Обнаженная, поднимающаяся по лестнице — рисунок карандашом и углем Миро, сделанный в 1937 году. Миро нарисовал «Обнаженную…» во время Гражданской войны в Испании. Он жил в Париже и начал посещать курсы живописи Grande Chaumiere. Миро обратился к построению человеческой фигуры, чтобы изобразить драму, которая в то время проходила в Каталонии. Это чувство передано формами, использованными для изображения сюжета. В верхнем правом углу расположено своего рода окно или отверстие, в котором можно увидеть падающие в комнату лучи света. Женщина делает правой рукой жест, который в других работах Миро служил символом бегства, ухода от реальности. Этот рисунок связан с картиной «Обнаженная, спускающаяся по лестнице» Марселя Дюшана, а искажения фигуры передают суть испанской гражданской войны. Но даже Дюшан не был первым, кто обратился к теме женщины на лестнице. Его предшественником был Эдвард Мейбридж, который в серии своих ранних фотографий запечатлел обнаженную женщину, спускающуюся по лестнице.

Источник: http://ru.wikipedia.org/wiki/Обнажённая,_поднимающаяся_по_лестнице

Созвездия (1939)

Созвездия — серия из 23 небольших гуашей Миро, начатых в 1939 году в Варанжвиль-сюр-Мере и законченных в 1941 году, между Мальоркой и Монт-роч-дель-Камп. В августе 1939 года, за год до начала Второй мировой войны, Миро с семьей покинул Париж и переехал в Варанжвиль-сюр-Мер, небольшой город в Нормандии. Здесь он написал лучшие 10 работ в серии, начиная с «Рассвета» и заканчивая «Масштабами бегства». Оставив Францию после вторжения немецких войск, Миро продолжал работать над серией на Мальорке, создав еще 10 картин. В 1941 году в Монт-роч-дель-Камп, в доме предков, он завершил серию тремя рисунками. В это время он начал делать наброски, позже превратившиеся в Барселонскую серию литографий. В этом цикле некоторые образы «Созвездий» нашли повторное воплощение.

Характерные символы «Созвездий» — силуэты звезд, птиц, женщин, — неразрывно связаны с обретением художником собственного образного языка и достижением творческой зрелости. Контуры символов пересекаются и находят один на другой, позволяя создавать своеобразные цветовые пятна в местах наложений. Впоследствии мастер постоянно использует этот прием. Все работы датированы, что позволяет восстановить хронологический порядок их появления. Основа работ написана в мягких тонах, в подавляющем числе работ полно пересекающихся черных линий и деталей, написанных основными цветами — красным, синим, желтым; работы напоминают астрономические карты, показывающие космическое пространство.

Источник: http://ru.wikipedia.org/wiki/Созвездия_(Миро)

Барселонская серия (1944)

Барселонская серия — серия из пятидесяти черно-белых литографий, созданных между 1939 и 1944 годами и опубликованных Миро в 1944. Серия считается печатной версией масляной серии Миро «Созвездия». Литографии показывают искаженные образы животных, в том числе людей. Картины являются реакцией на Гражданскую войну в Испании, проходившую в то время. Миро использовал навыки печати, с которой экспериментировал с 1930-х, чтобы создать не то 50 произведений, не то по сути одно. Он показывает бессильных людоедов, которыми могут быть Франциско Франко и его генералы, или выдуманный диктатор Убю Рои, придуманный Альфредом Жарри в 1898 году.

Источник: http://ru.wikipedia.org/wiki/Барселонская_серия

Триптих «Голубое» (1961)

Живописные миры Миро часто музыкальны, поэтичны, крайне насыщены и разнообразны. Они бывают наполнены десятками самых причудливых формо-существ, а могут быть и очень лаконичны, как триптих «Голубое» 1961 г., на крупноформатных голубых полотнах которого изображено только по нескольку черных небольших пятен и по одному красному. На третьем полотне — всего одно черное пятно и одно красное с длинным хвостом — тонкой черной линией. Тем не менее триптих обладает духовно-медитативной силой, намного превышающей некоторые его «многонаселенные» картины. Холодный трансцендентализм, которым дышит этот триптих, чужд, однако, большинству работ Миро.

Источник: Бычков В.В. Эстетика

Май 1968 (1968-1973)

Миро. Май 1968 (196
Май 1968 (1968-73)

Май 1968 — картина Миро, написанная между 1968 и 1973 годами под впечатлением от майских событий во Франции 1968 года. Майские события 1968 — социальный кризис во Франции, вылившийся в демонстрации, массовые беспорядки и всеобщую забастовку. Привел в конечном счете к смене правительства, отставке президента Шарля де Голля, и, в более широком смысле, к огромным изменениям во французском обществе. Миро симпатизировал движению. На белом фоне, художник сделал яркие пятна в цветах, характерных для этого его творческого периода: в синем, красном, зеленом, желтом и оранжевом. Эти пятна цвета раздавлены толстыми цветными черными линиями, черными отпечатками рук, в центре расползается большое черное пятно.

Источник: http://ru.wikipedia.org/wiki/Май_1968_(картина_Миро)

Надежда штурмана (1968-73)

Миро. Надежда штурмана I (196
Надежда штурмана I
(1968-73)

Надежда штурмана — серия из восьми картин маслом на холсте, написанных Жоаном Миро между 1968 и 1973 годами. В этих работах видна техника, часто использовавшаяся художником в 1968 году — красочная графика на черном фоне или, наоборот, цветные пятна на темном фоне и прямые черные линии. В картинах, по сравнению с работами о Гражданской войне в Испании, меньше драматизма, меньше черного цвета, больше округлых форм белого цвета; черный фон компенсируется цветными пятнами. В период написания картин Миро жил на Мальорке, где укреплял свой стиль и вновь стал интересоваться восточной культурой. Жак Дюлен говорит о том, что на Миро повлияло японское искусство; по словам Пилара Кабаньяса в Мадридский университет Комплутенсе, это влияние было взаимным.

Источник: http://ru.wikipedia.org/wiki/Надежда_штурмана

Надежда осужденного (1974)

Надежда осужденного — серия из трех картин, написанных Миро в 1974 году. Суть картин составляет линия, которая прерывается, как была прервана жизнь Сальвадора Пуча Антика. В последние годы правления Франко в Испании произошло несколько судов, потрясших Миро. Миро нарисовал этот триптих в связи с прошением о помиловании, которое он делал для молодого анархиста Сальвадора Пуча Антика. Работа явилась результатом двухлетней подготовки, в ходе которой Миро сделал несколько подготовительных рисунков с вариациями одной и той же идеи. Идеи были зарисованы в феврале 1974 года, но картины не были закончены до следующего месяца, когда состоялась еще одна казнь.

Источник: http://ru.wikipedia.org/wiki/Надежда_осуждённого

Руки, летящие в сторону созвездий (1974)

Миро. Руки, летящие в сторону созвездий
Руки, летящие в
сторону созвездий (1974)

Картина — часть особенных последних работ Миро, в которых обильно использование черного и значительное сокращено использование других цветов в сравнении с черным. Это, вместе с видимым безразличием к нанесению краски на холст, с появлением капель и брызг, дает работе большую силу и агрессивность. Агрессивно, но больше по форме, чем по содержанию. Эти работы не должны быть истолкованы как крик протеста, это скорее искреннее и спонтанное проявление чувств художника.

Источник: http://ru.m.wikipedia.org/wiki/Руки,_летящие_в_сторону_созвездий

Символ птицы (1978)

Миро. Символ птицы
Символ птицы (1978)

Миро создал эту работу для музея Эдвина Ульриха в Университете Уичиты. Эта мозаика — одна из самых больших живописных работ Миро, начатая, когда ему было 79 лет, и законченная, когда ему было 85. Это была первая стеклянная мозаика Миро, и, хотя он надеялся сделать еще несколько, он умер до осуществления своих планов. Вся южная стена музея стала основой для работы 8,53×15,85 м, состоящей из миллиона кусочков мрамора и венецианского стекла, установленных на специально обработанной древесине, прикрепленной к бетонной стене на алюминиевой сетке. Хотя работа малоизвестна, она уникальна, так как является одной из последних работ в карьере Миро и является крупнейшей двумерной работой Миро в Северной Америке, единственной работой Миро в данном музее.

Источник: http://ru.wikipedia.org/wiki/Символ_птицы

Стена (1979)

Миро. Стена
Стена (1979)

Стена Миро — мозаика на стене Музея имени Вильгельма Хака, сделанная в 1979 году. На стене изображены красочные и причудливые существа. Произведение было изготовлено Жоаном Гарди Артигасом, работавшим под руководством Миро. По макету 1:10, сделанному Миро, было изготовлено 7200 кусочков; на завершенной работе есть подписи обоих художников. Подпись Миро не датирована, у подписи Артигаса указан 1979 год. Работа была открыта одновременно с концом постройки музея, построенного для хранения пожертвованной коллекции Вильгельма Хака. В настоящее время стена потускнела из-за загрязнения, но не очищается из-за высокой стоимости процесса чистки.

Источник: http://ru.wikipedia.org/wiki/Стена_Миро

Картины Миро

Под редакцией Tannarh’a, 2014 г.

avatar