Новый адрес страницы:
https://tannarh.wordpress.com/2011/05/30/фильм-аватар/

Tannarh
ФИЛЬМ «АВАТАР»

У тебя есть глаза, чтобы видеть других людей, но тебе нужно зеркало, чтобы увидеть самого себя.

Тибетская пословица

В кругах, мнящих себя высокоинтеллектуальными, принято ругать «Аватар» на чем свет стоит. Запредельные кассовые сборы ставятся ему в вину под тем предлогом, что хороший фильм не может собрать столько денег в прокате. Джеймса Кэмерона, тем не менее, уважают даже самые непримиримые его противники и признают, что его мастерство достигло заоблачных высот. О том, что, например, Андрей Тарковский тоже снимал фантастические фильмы («Солярис», «Сталкер») интеллектуалы с чутким «художественным вкусом» предпочитают лишний раз не вспоминать. «Аватар», по их мнению, относится к категории «жвачки для быдла» и точка. Оттого, быть может, мне доставляет огромное удовольствие ошарашить какого-нибудь самозваного киноведа собственной интерпретацией этого фильма, ставящей Кэмерона в один ряд с Тарковским, Феллини и Антониони. Но обо всем по порядку.

В августе 2009 я посмотрел трейлер «Аватара», и первой моей мыслью было: «Что за бред?» После «Титаника» Кэмерон в буквальном смысле ушел в долгое плаванье, и меня терзали серьезные опасения, что он растерял свое мастерство в результате кессонной болезни. Трейлер производил удручающее впечатление. Годом спустя я прочитал оба сценария (1995 и 2005 годов) с полным убеждением, что их писал неопытный 16-летний подросток. Но сам фильм… фильм оказался без преувеличения гениальным — лучшим из всех, что я видел за свою жизнь (а насмотрелся я всякого).

В начале 2000-х фантастическое кино окончательно разделилось на два лагеря: в первом блистали «Звездные войны», а знаменем второго стал «Властелин Колец». Казалось, что придумать что-то новое уже невозможно, и Кэмерон не стал изобретать велосипед. Он вернулся на столетие назад, к истокам жанра, и обнаружил там безнадежно всеми забытый марсианский цикл романов Эдгара Райса Берроуза (создателя «Тарзана», если кто не в курсе). Бывший военный, покинув свое тело, попадает на планету с низким уровнем гравитации и многоногими животными. Там он знакомится с местной принцессой, влюбляется в нее и спасает свою новую родину от экологической катастрофы. Это не пересказ «Аватара», а краткое содержание романа «Дочь тысячи джеддаков», опубликованного еще до первой мировой войны.

Итак, вернувшись к истокам жанра фантастического боевика, Кэмерон написал посредственный сценарий, который потом десять лет переписывал без особого успеха. Сценарий так и остался весьма средним. Единственное, что сохранилось во всех его версиях и попало в фильм — это накоутирующая концовка. Людям, которые ругают «Аватар», я обычно задаю один и тот же вопрос: «Назовите мне фильм, где последние 30 секунд были бы мощнее, чем в «Аватаре». Ответов я жду до сих пор и чувствую, что не дождусь.

Предыдущим своим фильмом Кэмерон доказал, что умеет снимать кино для девчонок. «Аватар» должен был стать фильмом для мальчишек, поэтому он сделал все, чтобы слово «любовь» вообще не звучало в кадре. Исходя из накопленного опыта, он не стал доверять главную работу посторонним людям и в «Аватаре» работал за десятерых: сценаристом, режиссером, продюсером, монтажером, специалистом по спецэффектам, художником, декоратором, отчасти оператором. Подбором актеров, ясное дело, занялся тоже он и потратил полгода своего времени лишь на то, чтобы пробить Сэма Уортингтона на главную роль. Вообще, два самых кассовых фильма всех времен были сняты не благодаря боссам киностудий, а вопреки им. На «Титанике» Кэмерон поседел, а на «Аватаре» просто использовал гвоздомет в качестве решающего аргумента в спорах.

В результате Кэмерону сделать то, что не получилось у Тарковского — снять фильм-переживание и заработать на этом денег. Однако «Аватар», помимо всего прочего, стал еще и самым недооцененным фильмом столетия, потому что он умнее и глубже, чем задумывал сам автор, сам до конца не осознающий, что же он сотворил. Критики пытались искать в «Аватаре» привычные им смыслы: экологический пафос, война в Ираке, ницшевский сверхчеловек, взаимоотношения индивида и общества и прочее в том же духе. Все это, конечно, в фильме есть, но не объясняет, почему он собрал столько зрителей и удерживал их на протяжении нескольких месяцев. Некоторые объясняют это новым уровнем спецэффектов, но на самом деле компьютерная графика, даже очень реалистичная, сегодня уже никого не удивляет. Ни один фильм не собрал благодаря только лишь спецэффектам больше 800 миллионов. Допустим, имя Кэмерона добавило фильму полмиллиарда в прокате и еще полмиллиарда сделали 3D-технологии. В результате получаем те же кассовые сборы, что и у «Титаника». Откуда взялся еще миллиард? Я знаю ответ на этот вопрос, а вот критики Кэмерона — не имеют об этом ни малейшего представления.

Фильм «Автатар» ориентирован в первую очередь на подростков-мальчишек, и он дважды попадает в целевую аудиторию. Во-первых, чисто визуально это бесподобный, сногсшибательный, грандиозный супермегаофигительный фильм. А во вторых, как и всякое хорошее кино, он рассказывает зрителю не о переживаниях и заморочках его создателя, а о самом зрителе. Таким образом, «Аватар» — это история каждого, кто посмотрел его и ходил потом еще много раз, чтобы увидеть снова.

«Аватар» рассказывает о том, как современная высокотехнологичная цивилизация вторгается во внутренний мир ребенка и превращает его в машину для зарабатывания денег. Место действия фильма — не вымышленная планета, а наше с вами бессознательное, ни больше и не меньше. Подростки, вступившие в переходный возраст, начинают чувствовать на себе давление общества, подгоняющего их под свои стандарты, поэтому они с удовольствием смотрят фильм, в котором на подсознательном уровне разворачивается борьба с этой самой системой и показывается способ, каким ее можно победить.

Пандора — это внутренний мир ребенка. Лететь до нее шесть лет, и именно в этом возрасте мы пошли в школу, где началась наша дрессировка. Впервые планета появляется в зеркале космического корабля, а мне не надо объяснять вам, кого мы каждый день видим в зеркале. Она вращается вокруг планеты-гиганта, символизирующего родителей.

Главный герой Джейк Салли — это Эго, которое в процессе воспитания внедряется в человека, делая его самоосознающей личностью. Под видом желания быть собой он проникает в волшебный мир бессознательного и организует его вокруг себя.

Нави — наши желания. Жестокие, опасные и дикие, они сливаются с бессознательным с помощью нервных окончаний в волосах. Притворившись одним из них, Эго становится их предводителем.

Икраны, обузданием которых занимался Джейк, — это инстинкты. Самый могущественный из них — Турук — инстинкт самосохранения (страх смерти). Подчинив его, человек становится способен на многое.

Бессознательное в фильме представлено Эйвой, богиней всех живых существ. В ее власти все на Пандоре, кроме землян-пришельцев, оторванных от своего подсознания и зацикленных на деньгах.

Джейк должен был подчинить Пандору землянам, но он переходит на сторону инопланетян. Подружившись со своими желаниями, подчинив инстинкты и страх смерти и объединив усилия с бессознательным, Эго вышвыривает агентов технологического ада из внутреннего мира человека. Победа временная, но все равно это победа.

Таким образом, подросток смотрит не один фильм «Аватар», а два. Сознание видит красивую запредельно реалистичную картинку, а подсознание воспринимает историю о самом себе. Отсюда происходят и запредельные кассовые сборы и некоторые странности в самом фильме, на которые многие обратили внимание.

Удивительно, но в сценарии ничего этого не было, словно во время монтажа над Кэмероном стоял незримый ангел и направлял его мысли. Моя интерпретация «Аватара» годится только для окончательной версии фильма, вышедшей в прокат в декабре 2009 года. Гениальное чутье Кэмерона в очередной раз привело его к успеху. Сможет ли он превзойти себя в продолжениях «Аватара» — большой вопрос. До сих пор он оставался единственным голливудским режиссером, который ни разу меня не разочаровал. Надеюсь, что так будет продолжаться и впредь.

Tannarh,  г.

avatar