Новый адрес страницы:
https://vampirocratia.wordpress.com/2017/02/15/споры-о-вампирах/
Tannarh
СПОРЫ О ВАМПИРАХ
Проблемы вампирологии
Относительно вампирологии существует одно весьма распространенное заблуждение. Заключается оно в том, будто вампирологи занимаются исключительно поисками доказательств существования вампиров и больше ничем другим. Проблема эта действительно имеет первостепенное значение, однако перед современной вампирологией стоит огромное число других задач, решением которых занимается множество исследователей по всему миру.
Никому пока не удалось доказать существование вампиров со стопроцентной убедительностью, хотя в последнее время среди энтузиастов и скептиков растет понимание двух принципиально важных вещей, мешающих им прийти к согласию. Во-первых, не существует стопроцентных доказательств чего бы то ни было. В сущности, мы не способны доказать даже такой казалось бы очевидный факт как существование человека, поскольку в значительной степени не представляем себе, что же это такое. И, во-вторых, любые разговоры о доказательствах бессмысленны до тех пор, пока энтузиасты и скептики не выработают единый подход к тому, что именно считать доказательствами.
Вполне вероятно, что все необходимые факты у вампирологов уже есть, просто скептики отказываются считать доказательствами любые свидетельства, противоречащие их вере в отсутствие вампиров. Впрочем, даже если бы вампирология не смогла предъявить ни одного факта в пользу существования вампиров, следует помнить, что отсутствие доказательств само по себе еще не является доказательством отсутствия.
Прежде чем требовать доказательств реальности вампиров, каждый скептик должен решить для себя, что именно он готов принять в качестве таковых, и признать существование вампиров, если эти доказательства однажды будут ему предъявлены. В противном случае из разряда скептиков ему придется перебраться в категорию догматиков, готовых с пеной у рта противоречить очевидным свидетельствам, лишь бы не признавать собственных ошибок.
Споры о существовании вампиров пока далеки от завершения, и вряд ли мы получим в ближайшее время окончательный ответ, способный удовлетворить обе противоборствующие стороны. Между тем, многие вампирологи убеждены, что не существует одного-единственного доказательства, с помощью которого можно одним махом переубедить всех скептиков, а факт существования вампиров будет установлен путем объединения всех достоверных свидетельств в единую непротиворечивую теорию вампиризма, свидетельствующую о присутствии вампиров среди людей.
Именно поэтому все больше вампирологов отходят от решения глобальных проблем и сосредотачивают свое внимание на вопросах более приземленных и не столь масштабных. Быть может среди этих вопросов и затерялась путеводная нить, отыскав которую вампирология наконец получит убедительные доказательства существования «ночного народа». В данной статье мы рассмотрим несколько таких тем, занимающих умы современных вампирологов. Не все они относятся к категории научных, ведь даже среди исследователей вампирского наследия нет единой точки зрения о том, следует ли вообще считать вампирологию наукой в строгом смысле этого слова. Религиозные, культурологические и психологические аспекты так же имеют огромное значение для постижения тайны вампиров и выяснения их роли в истории человечества. В конечном итоге, лишь тот, кто не боится задавать вопросы, может надеяться однажды получить на них ответы.
Вампиризм и беременность
Большинство вампирологов сегодня уверены, что вампиры бесплодны. Иными словами, вампирами не рождаются, а становятся, теряя при этом способность к зачатию детей. Однако при этом возникает ряд спорных вопросов, на которые вампирология пока не может дать однозначного ответа. Так, например, не совсем ясно, что произойдет с беременной женщиной, если она превратится в вампира. Сможет ли она родить или потеряет ребенка в результате выкидыша? В пользу последнего варианта говорят два обстоятельства.
Во-первых, сам процесс трансформации в вампира чрезвычайно опасен и сопряжен с огромной нагрузкой на весь организм (см. Как стать вампиром), что делает гибель ребенка практически неизбежной. А, во-вторых, преображение в вампира делает человеческое тело непригодным для вынашивания детей. С другой стороны, на поздних месяцах беременности ребенок вполне может родиться недоношенным и выжить благодаря достижениям современной медицины. В этом и заключается корень проблемы.
Находясь в утробе матери, ребенок является частью ее организма, поэтому процесс трансформации успеет затронуть и его. Мало того, если выкидыш жизнеспособного ребенка произойдет уже на поздних этапах преображения, существует вероятность, что оно продолжится даже после отделения пуповины. В таком случае возможны три варианта развития событий: ребенок превратится в вампира, погибнет или останется человеком, приобретя некоторые сверхспособности вампиров, например, светобоязнь, жажду крови или даже вечную жизнь.
На данный момент решить эту загадку опытным путем невозможно, поскольку у вампирологов нет ни желания, ни ресурсов для проведения подобных экспериментов. Хотя по неподтвержденной информации в нацистской организации Аненербе занимались исследованиями подобного рода и даже достигли определенных успехов, в конце концов Гитлер не отказался бы править Тысячелетним Рейхом лично на протяжении всего срока его существования (см. Царь вампиров).
После войны значительная часть архивов Аненербе была утрачена, а среди оказавшихся в открытом и полузакрытом доступе материалов значительную часть составляют подделки и мистификации. Тем не менее некоторые результаты бесчеловечных экспериментов гитлеровцев стали известны узкому кругу вампирологов, занимающихся историей вампиров в Третьем Рейхе. Удалось выяснить, что среди прочих перед Аненербе была поставлена задача вывести расу сверхлюдей, способных одержать победу над многочисленными врагами Рейха. Вкупе с разработками ядерного оружия и баллистических ракет для его доставки на дальние расстояния это обстоятельство рисует перед нами картину создания мощнейшей глобальной империи, тайно управляемой вампирами из общества Девяти Невидимых.
Эксперименты в Аненербе велись сразу по нескольким направлениям, в основном людям переливали кровь вампиров и просто наблюдали, что из этого получится. В первую очередь нацистских ученых интересовал вопрос быстрой регенерации тканей, имеющий весьма существенное значение для военных нужд. Подобные опыты ставились и на беременных женщинах, правда их число было недостаточным, чтобы за точность результатов можно было ручаться. В итоге были получены следующие результаты: в подавляющем большинстве случаев дети погибали сразу же после переливания вампирской крови их матерям в независимости от сроков беременности, у выживших наблюдались проблемы со здоровьем и отставание в развитии, и лишь у двоих усилился иммунитет, причем в такой степени, что их организм успешно противостоял даже смертельно опасным заболеваниям.
В целом эксперимент был признан неудачным, поскольку выжившие дети не принадлежали к арийской расе, и всех его участников уничтожили в 1943 или 1944 году. Возможно, работы по улучшению человеческой породы с помощью вампирской крови продолжились в других местах и под другим руководством, однако об их результатах нам ничего не известно. Как бы то ни было в сегодняшней вампирологии споры о влиянии вампиризма на беременность имеют сугубо теоретический характер, и ни о каких опытах на живых людях даже не идет речи.
Вампиры и трансгуманизм
Подход многих вампирологов к проблеме существования вампиров можно сформулировать следующим образом: вампиры не существуют, если мы называем вампирами нечто несуществующее (например, персонажей голливудских фильмов), однако вампиры существуют, если мы называем вампирами нечто существующее. Реальность такого явления как вампиризм несомненно, хотя образ самих вампиров в массовом сознании слишком расплывчат и не позволяет вынести окончательный вердикт. Однако двадцатый век существенным образом изменил наши представления о реальности, а век двадцать первый обещает сделать явью то, о чем наши предки не могли и мечтать.
Набирающее популярность учение трансгуманистов предлагает нам утопию сознательного изменения наших тел и обретения вечной жизни благодаря новейшим достижениям прогресса, способным в недалеком будущем избавить человечество от страданий, болезней и старости. Политические последствия осуществления подобных идей на практике очевидно чудовищны[1], а сама идея доверить управление эволюцией людям, которые во имя прибыли уничтожили практически всю жизнь на планете, выглядит полным идиотизмом. Впрочем, как и любая другая коммерческая секта, движение трансгуманистов производит больше пафосных манифестов, обещаний и конгрессов, чем реальных результатов, коих за трансгуманистами, к счастью, пока вовсе не числится. Однако сама идея сознательной трансформации человека заставила некоторых вампирологов по-новому взглянуть на вопрос существования вампиров, сделав его в определенной степени бессмысленным.
Действительно, если с помощью новейших технологий какой-нибудь обеспеченный человек трансформирует свое тело таким образом, что приобретет все признаки вампира, можно ли будет его считать настоящим вампиром? И что в данном случае подразумевать под словом «настоящий»? Настоящий по сравнению с кем? И будет ли подобная модификация воспринята как неоспоримое и убедительное доказательство существования вампиров? В конце концов, если вампиры и вправду были уже однажды созданы искусственным путем (см. Первые вампиры), то почему бы нам не сделать то же самое?
Среди вампирологов сегодня ведутся весьма ожесточенный споры по всем вышеперечисленным вопросам. Человека превращает в вампира другой вампир, но ведь самый первый вампир должен был появиться иным путем, так чем трансгуманистический путь хуже? Трансвампир может с помощью технологий превращать всех желающих в вампиров и тем самым создать новую линию преемственности. Будут ли эти трансвампиры реальными и настоящими? Реальными — да, но что значит «настоящими», ведь у нас нет доказательств существования настоящих вампиров. Получается, что трансвампиры в любом случае будут более настоящими, чем обычные вампиры, но не подлинными в своей сущностной основе. Они станут лишь подделкой, симулякром без реального образца, этаким материальным воплощением голливудских грез и противоречивых мифов об упырях.
Здесь возникает один тонкий момент. Пример с трансформацией людей в вампиров, целиком и полностью соответствующих каноничному образу упыря, показывает, что реальное появление таких существ парадоксальным образом опровергнет существование настоящих вампиров. Ведь если мы начнем считать вампирами овеществленные голливудские образы, то древние вампиры просто перестанут являться таковыми в нашем представлении. Подделка затмит и вытеснит оригинал, а все косвенные подтверждения существования вампиров в древности будут истолкованы как случайности и вымыслы.
Впрочем, вампирологи-трансгуманисты резонно возражают, что настоящий, пусть и поддельный вампир (вампир-симулякр) лучше любых бездоказательных историй о настоящих, но возможно никогда не существовавших упырях. Их противники считают это капитуляцией перед истиной: дескать, если мы не можем установить правду, давайте мы придумаем себе такую правду, какую захотим, и перестанем тратить время на бесплодные поиски истины. Пока трансгуманисты не имеют серьезного влияния в вампирологии, однако их обманчиво легкий подход привлекает на их сторону все новых и новых сторонников. Вполне возможно, что однажды вампирология вовсе исчезнет как наука, выродившись в фанатичную погоню за технологической химерой, подобно сегодняшнему движению трансгуманистов.
Вампиры и буддизм
Отношения между вампирами и религиозными деятелями всегда складывались непросто. Язычники относились к ним с холодной подозрительностью, но редко когда занимались их систематическим уничтожением. Христиане напротив считали одной из своих главных задач очищение Земли от всякого рода нечисти и использовали порой самые жестокие и бесчеловечные методы ради достижения этой цели (см. Вампирский Ад). Впрочем, долгожданная победа над вампирами так и не наступила, а растерявшие былую хватку христиане сегодня предпочитают рассуждать об энергетических и психических вампирах, полагая веру в реальных упырей одним из пережитков темного прошлого.
Будда пошел другим путем. Конечно, его учение предназначено в первую очередь для людей, однако оно интегрирует в себя всех живых существ во Вселенной, связанных друг с другом невидимыми нитями кармы и цепочками перерождений. Вампиры ни в коем случае не являются исключением из этого правила. В буддизме человек с «плохой» кармой может переродиться в вампира, а вампир — стать в будущей жизни человеком и даже обрести просветление, если он примет Четыре благородные истины и встанет на Восьмеричный путь для их реализации.
Исторически сложилось так, что в российской вампирологии всегда было значительное число людей, исповедующих буддизм или просто интересующихся этой религией. Советская власть немало сделала для уничтожения христианства и буддизма, однако буддийские регионы СССР находились на изрядном отдалении от взбесившихся кремлевских вождей, и страдали в меньшей степени, нежели повсеместно распространенное православие. Настоящий прорыв в буддийской вампирологии произошел десять лет назад, когда выдающийся современный исследователь вампиров и оборотней Виктор Олегович Пелевин совершил настоящий вампирологический coming-out, опубликовав книгу «Ампир В», а затем, несколькими годами позже, ее продолжение «Бэтман Аполло».
К сожалению, «Ампир В» и «Бэтман Аполло» были неправильно поняты критиками, а говоря точнее были не поняты вовсе. Зато в вампирологических кругах они были восприняты как настоящее откровение от признанного гуру, который, по слухам, не только лично встречался с вампирами во время своих многочисленных странствий по Непалу и Тибету, но и состоит с ними в регулярной переписке, получая информацию, как говорится, из первых рук. Впрочем, существует мнение, что Пелевин все-таки поплатился за свою излишнюю болтливость и погиб в 2006-ом году от рук вампиров, а все, что издается сегодня под его именем, является всего лишь неумело состряпанной дезинформацией. Кто-то даже верит, что Пелевин сам стал вампиром и написал образ Озириса с себя, а весьма посредственный язык его последних романов объясняется потерей интереса к внутреннему миру людей[2].
Трудно сказать, какая из этих версий ближе к истине. Несомненным представляется другое: толерантное отношение буддизма к «ночному народу» издревле приводило в эту религию вампиров, желающих избавиться от страданий, порожденных неутолимой жаждой крови. Некоторые из них становились монахами, другие уходили жить отшельниками в самые труднодоступные регионы Тибета, способствуя появлению историй о могущественных сиддхах, способных летать по воздуху и становиться невидимыми. Третьи погружались в глубокую медитацию и проводили тысячелетия в темных пещерах, пугая своим видом настырных искателей Шамбалы, забредающих иногда в те края. Впрочем, все мы зачастую находим не то, что ищем, быть может в этом и заключается загадка неуловимости вампиров.