Новый адрес страницы:
https://tannarh.wordpress.com/2011/03/25/законы-шариата/
Tannarh
ЗАКОНЫ ШАРИАТА
Не так давно у меня состоялся любопытный разговор с одним христианином, который пытался доказать мне полезность и исключительность своей религии. Одним из аргументов, прозвучавших в споре, был следующий: «Христианство защищает Европу и Россию от экспансии ислама», на что я ответил, что прекрасно проживу и при законах шариата, чем вызвал у христианина неконтролируемый приступ весьма эмоционального словоизвержения. Дальнейший ход беседы показал, что мой оппонент практически ничего не знает об исламе (см. Суфийская мудрость), от которого он так бесстрашно защищает «Святую Русь», и дискуссию пришлось на время прекратить.
Практика показывает, что этот христианин не одинок в своем невежестве. Впрочем, невежество это не всегда является следствием глупости самого человека, порой пропаганда способна задурить людям мозги похуже тяжелых наркотиков. Здесь мне хотелось бы привести один малоизвестный факт. В послесловии к «Сатанинским стихам» Салмана Рушди переводчица, скрывавшаяся под псевдонимом Анна Нэнси Оуэн, писала: «…в переводе «Сатанинских стихов» заинтересованы высокопоставленные лица в Кремле (в связи с созданием так называемого Всеобщего Антиисламского Фронта) и в Московской Патриархии (понятное дело, в связи с нежелательной конкуренцией)».
Ислам, как и любую другую религию, можно и нужно критиковать, однако подобная критика должна основываться на фактах и знании материала, а не на истерических выпадах, смысл которых почти всегда сводится к утверждению, что «наш политический строй и религия самые правильные, а все, кто с нами не согласен — мерзавцы и негодяи». Что касается нетерпимости и стремления религий подчинить все сферы повседневной жизни человека, то ислам в этом отношении ничуть не лучше и не хуже христианства, особенно учитывая их коренное родство. Расхожее выражение «мирных религий не бывает» следовало бы дополнить другим: «бесполезных религий не бывает тоже». Как бы кто не относился к исламу и его законам, личная неприязнь не может служить оправданием невежества, а с невежеством необходимо бороться, особенно в наш «просвещенный» век самозваных всезнаек.
Сегодня многие люди вздрагивают при слове «шариат» и спешат выразить свое осуждение в отношении исламских фанатиков, насаждающих его в тех странах, где им удалось захватить власть. При этом обыватель ничего не знает об этом своде законов, основанных на Коране и сунне, кроме разве что запрета на употребление алкоголя и поощрения многоженства. Все остальное покрыто мраком, порождающим страх перед неизвестностью. Большинство тех, кто отрицательно относится к законам шариата, никогда их не читали и не прочтут. О великой арабской культуре, подарившей миру множество гениальных поэтов, зодчих и ученых, они судят по выпускам новостей, в которых показывают озверелые толпы, сжигающие американские флаги и портреты европейских политиков. Имена Омара Хайяма, Ибн Сины, Раби’а ал-Адавийи, Насир-и-Хосрова, Шах-Джахана и многих других им ничего не говорят. В мусульманах хотят видеть только врагов, а шариат — это просто страшное слово, ставшее для многих синонимом мракобесия и терроризма. Однако действительность всегда сложнее и удивительнее, чем на экранах телевизоров, поработивших разум современного человека, и познать ее можно лишь на собственном опыте, а никак не сидя дома на диване и лениво переключая каналы в поисках чего-нибудь «интересненького».
Шариат (от араб. шариа — прямой, правильный путь; обязательные предписания; право; закон) представляет собой ряд правовых и теологических нормативов, определяющих действия и поступки людей. В качестве мусульманского права он используется в Иране, Судане, Пакистане и некоторых других странах Азии. В шариате все поступки людей делятся на 8 основных категорий: фарз, важиб, суннат, мустахаб, мубах, харам, макрух тахрими и мустакрух, в которых подробно описываются обязательные, необязательные и запрещенные действия, касающиеся повседневной жизни, религиозных обязанностей и взаимоотношений между мусульманами.
Нет смысла приводить здесь все предписания шариата, поскольку они есть в открытом доступе, и каждый может ознакомиться с ними самостоятельно, если имеет такое желание. Я приведу лишь несколько, с моей точки зрения, интересных, оставив в стороне самые странные, вроде запрета дуть на воду и заходить в туалет без головного убора. Объяснение и толкование этих законов я оставляю специалистам.
Фарз
Фарз — это обязательное действие, требующее строгого исполнения. За невыполнение фарза без уважительных причин полагается строгое наказание. Фарз бывает двух видов: фарз айн и фарз кифая. Фарз айн является обязанностью каждого мусульманина, например пятикратная молитва. Фарз кифайя — это действия, предписанные всей общине, исполнять которые могут лишь некоторые ее члены, с остальных эта обязанность снимается. Если никто не выполнит положенных действий, то вся община будет считаться грешной.
Фарз айн
«Изучая природу, видеть в ней могущество и величие Аллаха».
«На суде будучи свидетелем, говорить только правду, не искажать действительность».
«Обязан трудиться и добывать средства для содержания себя и своей семьи, чтобы мог спокойно выполнять предписанные постановления шариата».
«Одеваться по мере необходимости».
«Каким бы то не было путем, если попало чужое богатство, необходимо вернуть хозяину».
«Наследники обязаны полностью рассчитаться с долгами, даже если им и не досталось от наследства ничего».
«Муж обязан содержать жену, обеспечив честность и справедливость, не проявляя к ней актов насилия».
«Дети обязаны содержать родителей, если они находятся в бедности».
«Если зарекся (дал обет) нужно исполнить, коли это не выходит за рамки шариата».
Фарз кифая
«Производить общественно-необходимые средства производства и средства потребления».
«Содержать старцев, у которых нет опекунов и которые не имеют средства к существованию».
«Оказывать помощь калекам, беспомощным, больным, у которых нет содержателей».
«Воспитывать сирот».
Важиб
Важиб, как и фарз, обязывает выполнять установленные предписания. Отличие от фарза заключается в том, что человек, не исполняющий фарз переходит в категорию неверных, а тот, кто не исполняет важиб становится грешником.
«Учащийся (шакирд) обязан подчиняться и уважать своего учителя».
«По возможности оказывать помощь людям и животным, оказавшимся в трудном положении».
«Сказать покупателю о недостатках своего товара».
«Если кому-то предъявлено несправедливое обвинение, то знающему истину положено вступиться, рассказать правду».
«Не таить обиду более трех дней. По истечении этого срока необходимо помириться (если это не вредит его вере)».
«Вырабатывать в себе хороший характер».
«На каждое обстоятельство (вещь) смотреть осмысленно и уметь извлекать для себя урок».
«Человек, знающий ответ на поставленный вопрос обязан отвечать».
«Родители обязаны обучать своих детей вопросам религии, ритуалов, культуры и др. или нанять обучающего».
«Имеющему две жены — обеспечить равенство и справедливость между ними».
Суннат
Суннат — это действия, которые выполнял пророк, неисполнение которых не считается большим грехом.
«Оказывать почет пожилым людям, ученым».
«Услуги и почтения оказывать соответственно по заслугам человека. Например, отношение к ученому или шейху не может сравниться с отношением к невежде».
«В хозяйственных вопросах необходимо советоваться с женой».
«Больному показаться врачу, проводить лечение».
Мустахаб
Мустахаб — действия, часто выполняемые пророком, неисполнение которых не считается греховным.
«За столом вести себя прилично».
«Для ликвидации самовосхваления одевать одежду, имеющую заплатки».
«При приглашении на угощение необходимо явиться даже к самому бедному человеку, если нет сомнения в чистоте пищи».
«Стараться быть в дружбе с умными, имеющими неплохой характер, людьми».
«Друзьям, близким людям наедине намекнуть о недостатках».
«Выращивать полезные лесонасаждения».
«Если продавший раскаивается и хочет взять свою вещь обратно, следует вернуть ее, не требуя за это что-либо».
«Если раскаивается покупатель и хочет вернуть купленную вещь назад — хозяину надо взять ее, вернув полностью полученную сумму».
«Разрешается пользоваться новшествами, не противоречащими духу ислама и шариата».
«Научиться писать красиво».
Мубах
Мубах — это необязательное действие, не ведущее ни к греху, ни к заслуге. В эту категорию попадает все, что не предписывается и не осуждается шариатом.
«При крайней необходимости для лечения употреблять недозволенные напитки или продукты, если это рекомендует надежный знающий врач».
«Говорить за глаза о тиране, несправедливом».
«Не запрещается физически сильным мужчинам, имеющим состояние, способным обеспечить равенство и справедливость, жениться на двух (до четырех) женщинах. Если нет перечисленных условий — не разрешается».
«Пить напитки, безвредные для организма и не оказывающие опьяняющего действия».
Харам
Харам — то, что категорически запрещено. Бывает двух видов: харам зулми и харам гайри зулми. Харам зулми наносит вред другим людям, но не тому, кто его делает. Харам гайри зулми причиняет вред лишь тому, кто его производит. Сюда относится, например, потребление недозволенного.
Харам зулми
«Бить животных по морде».
«Издеваться, пытать людей, живых существ».
«При купле, продаже, взвешивании нарушать справедливость с целью присвоения чужого имущества, денег».
«Продавать испорченные, бракованные товары, выдав их за хорошие, и по цене, установленной за качественный товар».
«Использовать для своих целей имущество сирот».
«Держать у себя заработок рабочего, не выплачивая его сразу».
«Злоумышленно воспрепятствовать кому-либо пользоваться общественным достоянием, например, водой».
«Добавлять в золотые и серебряные деньги примеси и выдавать их за чистые».
«Приписывать кому-либо то, чего он не имеет».
«Доносить на безвинного и наговаривать на него неимеющиеся недостатки несправедливым руководителям».
«Сплетничать вообще, передавать разговор тому, о ком шла речь».
«Спорить с целью победы в пустых и бесполезных разговорах».
«Бить слуг».
«Беспокоить соседа, вредить ему».
«Оказывать содействие в делах несправедливому или тирану».
«Обмануть покупателя, не сказав ему о недостатках своего товара».
«Бранить, позорить ученого».
«Позорить и унижать бедных за их положение».
«Нарушать взятое обязательство, слово».
«Вышестоящим органам, руководителям допускать жестокость и несправедливость по отношению ко всем подчиненным лицам».
Харам гайри зулми
«Верить словам гадалок, предсказывающим по звездам».
«Любить мирское только ради мирской жизни».
«Брать взятку в судебных и торговых делах, даже если стараешься поступать справедливо, не принося ни малейшего вреда обеим сторонам».
«Причислять себя в мыслях к святым и слишком богобоязненным за свою исполнительность и добропорядочность перед шариатом (долг человека — быть добропорядочным перед шариатом, а оценку дает Аллах, что неведомо человеку до дня суда)».
«Просить Аллаха сделать кому-либо зло, недоброе дело».
«Выбрасывать излишки, оставшиеся продукты».
«Голодая по собственному желанию, довести свой организм до состояния, в котором не в силах совершать молитвы».
«Есть мертвечину (мясо животных, которые не были зарезаны)».
«Избирать на руководящие должности жестоких».
Макрух тахрими
Макрух — поступки, которые пророк запретил, однако совершение этих действий не делает нарушителя неверным.
«Обучать занятиям человека, который в силу своего невежества не способен к познанию».
«Заявиться без приглашения на какое-нибудь пиршество».
«Мочиться против ветра».
«Ходить с намерениями прожить долго и проделать много дел».
«Противостоять правде, чтобы не оказаться в числе побежденных».
«Держать в комнате собаку».
«Величать и почитать богатого за его положение».
«Смеяться над человеком, который ошибочно или нечаянно поступил неверно».
«Агитациями довести человека до такого состояния, что он из нейтрального состояния может принять противоположную сторону».
Мустакрух
Мустакрух — это действия, от которых пророк воздерживался, поскольку они говорят о невоспитанности человека.
«Наблюдать за принимающим пищу».
«Есть очень много».
«Есть что-либо, приносящее вред организму».
«Подходить ближе трех аршинов к человеку, больному заразной болезнью».
«Брать деньги в долг для угощения гостя (мусульманин должен довольствоваться тем, что имеется)».
«Жить в деревне, на селе, где нет врача».
«Брать милостыню, подаяние от человека, который беднее его».