Новый адрес страницы:
https://tannarh.wordpress.com/2014/07/05/хадир-бессмертный-учитель-суфиев/
Tannarh
ХАДИР, УЧИТЕЛЬ СУФИЕВ
(Компиляция из различных источников)
Миф и образПритчи о ХадиреХадисы о ХадиреСообщения о ХадиреМиф и образ
Хадир, ал-Хадиp, ал-Хидр (al-Hadir, al-Hidr), в мусульманской мифологии персонаж, вобравший в себя черты разных мифологических персонажей доисламского Ближнего Востока. В Коране не упоминается, но комментаторы почти единодушно отождествляют его с «рабом аллаха» — действующим лицом коранического рассказа о путешествии Мусы (18:59-81). Муса вместе с помощником направляется на поиски места «слияния двух морей». По дороге он теряет свой припас — рыбу, которая ожила и уплыла в море, и встречает «раба аллаха», наделённого знанием сокровенного. Муса просит разрешения сопровождать его, чтобы научиться всему, что тому известно. «Раб аллаха» предупреждает, что у Мусы не хватит терпения, так как слишком многое ему будет непонятно.
Действительно, Муса каждый раз возмущается поступками своего учителя. Тот проделывает пробоину в днище корабля, на котором они плыли, убивает встретившегося им мальчика, без вознаграждения чинит стену в селении, где им отказали в гостеприимстве, и, наконец, расстаётся с не выдержавшим испытание Мусой, предварительно объяснив, что его поступки направлялись аллахом. Корабль он испортил, чтобы тот не достался царю, отнимавшему все суда у рыбаков; мальчика убил потому, что тот мог увлечь в неверие своих благочестивых родителей, которым будет дарован богобоязненный сын; стена, которую он исправил, принадлежала двум сиротам, и в ней был спрятан предназначенный для них клад. Кораническая легенда восходит к древним эпическим циклам о поисках «живой воды» и об испытании веры, а её непосредственными источниками послужили роман об Александре и иудейское предание о Иешуа б. Леви.
Образ Хадира получил широкое распространение как в мусульманском книжном предании, так и в народных верованиях. Согласно мусульманской традиции, главным качеством Хадира является бессмертие, вследствие чего его часто отождествляют с Илйасом; вместе с тем в мусульманских странах почитается несколько «могил» бессмертного Хадира. Он считается наставником и советником многих пророков, в т.ч. и Мухаммада. Имя Хадир (букв. «зелёный») указывает на его связь с растительным миром, что, впрочем, слабо отражено в мусульманских представлениях, и с морской стихией. Мусульмане считают Хадир является покровителем путешествующих по морю. В Индии под именем ходжа Хидр (Хизр) он почитается как дух речных вод и колодцев. В Средней Азии Хадир (Хазрати Хызр) представлялся в облике благочестивого старца, одаряющего изобилием и счастьем тех, кто воочию увидит его. Во многих мусульманских странах Хадир считается защитником от пожаров, наводнений и краж, от укусов змей и скорпионов и т.д.
Источник: http://www.mifinarodov.com/x/hadir.htm
Хизр — персонифицированный образ эзотерического начала в исламе, небесный покровитель суфизма и суфиев. Имена Аль-Хадир, Хизр (первое из которых более употребительно на западе мусульманского мира, а второе — на востоке, в Персии и Иране) образованы от корней со значением «трава», «зелень», «зеленый цвет», что ставит Аль-Хадира на особое место в иерархии пророков, поскольку зеленый цвет является символом ислама.
Авторы мистических комментариев к посвященному Аль-Хадиру кораническому тексту писали, что «он восседает на троне, сотканном из света и поставленном между верхним и нижним морями». Из персонажей эзотерической мифологии более позднего времени Аль-Хадир отождествляется — прямо или косвенно — с Енохом, Гермесом Трисмегистом и пророком Илией, именуемым в Коране Ильясом; оба они, как считается, взяты на небо живыми и награждены Богом бессмертием за их праведную и непорочную жизнь.
В арабских и персидских легендах Аль-Хадир обычно изображается в виде старца с зеленой бородой, который живет на уединенном острове и передвигается по воде с помощью чудесного молитвенного коврика. Одна из его основных функций — оказывать покровительство морякам и странникам, терпящим бедствие; но это распространяется также и на сухопутных путешественников, особенно тех, кто совершает паломничество к святым местам. Узнать Аль-Хадира можно по тому признаку, что его следы немедленно порастают зеленью. Аль-Хадир часто посещает благочестивых людей в ночных видениях и снах; тем же, кто увидел его воочию, это сулит счастье и изобилие.
Таков традиционный образ Аль-Хадира в «низовой» мифологии. Что же касается собственно эзотерической, суфийской, традиции, то здесь, как и следовало ожидать, вся мифоритуальная символика аллегорически перетолковывается в духе мистического посвящения, в ходе которого адепт наделяется «духовным» бессмертием. В жизнеописаниях суфийских святых функция Аль-Хадира — провожатого понимается в том смысле, что он становится как бы «вторым Я» гностика, верным спутником и наставником на тернистом пути духовного познания. В таком качестве он появляется, например, в Автобиографии Ибн Араби, где он изображен, в соответствии с традицией, мудрым старцем, явившемся юному суфию, когда тот в гневе покинул своего учителя, и сказавшим: «Верь наставнику!», а потом загадочным образом вновь исчезнувшим. Когда наставник услыхал об этой истории, он саркастически заметил: «Неужели должен был явиться сам Хизр, чтобы ты мне поверил!»
Известно великое множество других аналогичных историй, где Аль-Хадир нарекается такими эпитетами, как Великий пророк, Вестник сокровенного, Вечный странник, Исполнитель желаний и даже Виночерпий (вино, запрещенное, как известно, пророком Мухаммедом для правоверных, уподоблялось суфиями «тайному», «запретному» знанию). Особенную популярность приобрело представление о том, что дух Аль-Хадир обучает сокровенной премудрости наиболее достойных суфиев, после чего они становятся увайси, то есть людьми, сподобившимися получить тайное знание непосредственно из его первоисточника. Увайси при жизни поклонялись как самым почитаемым святым, а на том свете они составляли особое сообщество благих духов, в свою очередь с благословения Аль-Хадира инициировавших тех, кто пошел по их пути.
Источник: http://www-free-info.narod.ru/index/0–115
Наиболее часто, Хызр появляется в легендах об Александре Македонском, имя которого на протяжении уже более двух тысяч лет не теряет популярности на Востоке. Так, например, популярно предание о том, что пробираясь через горы Памира, Александр узнал от горцев, что высоко в горах (иногда называют даже конкретное место — горы Язгулема в Памире) есть источник воды, дарующей бессмертие. Желая вкусить волшебный напиток, Александр отправляет к источнику своего лучшего воина по имени Хызр. Творец благоволит Хызру — источник раскрывается ему, Хызр окунается в живую воду, напивается сам и наполняет водой сосуд для Александра. Но не суждено было Александру отпить из него — по пути, сосуд разбивается.
Схожая история содержится и в знаменитом персидском эпосе «Шахнаме» («Книга о царях»), большая часть которого создана на рубеже X и XI веков поэтом Фирдоуси. Правда, здесь уже немного другие детали — действие происходит на западе от таинственной страны амазонок (вполне возможно, что имеются в виду горы Памира), Хызр не воин Македонского, а мудрый и уважаемый местный властитель, которого Александр просит помочь в поиске источника. Сам же источник с живой водой находится за таинственным горным озером, чьи воды «словно бездна» поглощают солнечный свет.
Хызр путешествует по всему миру (потому и считается покровителем путешествующих) и реализует таинственную миссию, данную ему Творцом, являясь людям, святым и пророкам. В представлении простого народа, Хызр — это весёлый и очень мудрый старец, приносящий удачу, радость и покой. Мечтая встретить Хызра (некоторые полагают, что его можно встретить до трёх раз), верующие особое внимание обращают на руки повстречавшихся им путников — существует поверье, что у Хызра отсутствует фаланга большого пальца.
На Востоке, в обычаях которого и так принято проявлять особое внимание и уважение к гостям, считается, что гостеприимство не может быть выборочным — ведь, Хызр может придти в дом в любом обличии.
Легенды о Хызре появляются там, где присутствуют суфии. Говоря о Хызре, дервиши сообщают, что истории о нём иногда далеки от правды, потому что говорить о Хызре не разрешается никому. Известно, однако, что приходит он только тогда, когда в нём нуждаются. С Хызром может встретиться любой человек, но то, какую пользу он извлечет из этой встречи, зависит от того, насколько чисты его намерения. Хызр, говорят, может посетить человека, если он достоин его посещения, и будет присутствовать столько времени, сколько достоин его присутствия человек.
Источник: http://e-samarkand.narod.ru/xizr.htm
Хадир вполне может быть символом самости. Об этом свидетельствуют его качества: говорят, что он родился в пещере, т.е. в темноте. Он — «Некто Долговечный», беспрерывно обновляющийся, подобно Илии. Как Осирис, он в конце времен расчленяется Антихристом, но может снова возвращаться к жизни. Он аналогичен Второму Адаму, с которым отождествляется ожившая рыба, он адвокат, Заступник, «Брат Хадир». Во всяком случае Муса относится к нему, как к высшему сознанию и ищет его наставлений. Затем следуют эти непонятные поступки, которые затрудняют понимание того, каким образом эго-сознание реагирует на высшее руководство самоcти, осуществляющееся через повороты и изгибы судьбы. Для способного к трансформации инициируемого это успокоительный вымысел, для покорного верующего — проповедь, не содержащая ропота против непостижимого всемогущества Аллаха. Хадир символизирует не только высшую мудрость, но также и образ действия, который согласовывается с этой мудростью и превосходит разум.
В легенде о Хадире личностный характер самости обнаруживается очень ясно. Эта особенность наиболее замечательно выражена в некоранических преданиях о Хадире, из которых Фоллерс приводит самые выразительные примеры. Во время моего путешествия по Кении руководителем нашего сафари был сомалиец, воспитанный в суфийской вере. Для него Хадир был во всех отношениях существующей особой, и он уверял меня, что я могу в любое время встретить его, потому что, как он сказал, я — M'tu-ya-kitabu, «человек Книги», имея в виду Коран. Из наших разговоров он понял, что я знаю Коран лучше, чем он сам (предположить это, кстати, не составляло большого труда). По этой причине он относился ко мне, как к мусульманину. Он говорил мне, что я могу встретить Хадира на улице в обличье мужчины, или он может явиться мне ночью в виде чистого белого света, или — он, улыбаясь, подбирал травяную былинку — Зеленое Божество может выглядеть даже так. Сомалиец рассказывал, что однажды Хадир утешил его и помог, когда после войны он не мог найти себе работу и очень страдал из-за этого. В одну из ночей, когда он спал, ему привиделся яркий белый свет возле двери, и он понял, что это Хадир. Быстро вскочив (во сне) на ноги, он почтительно приветствовал его словами salem aleikum, «мир тебе», и затем понял, что его желание будет исполнено. Через несколько дней фирмой поставщиков снаряжения в Найроби ему была предложена должность руководителя сафари.
Этот рассказ демонстрирует то, что даже в наши дни Хадир все еще живет в религии людей как друг, советник, утешитель и учитель богооткровенной мудрости. Положение, определенное ему догмой, как выразился мой сомалиец, — maleika kwanza-ya-mungu, «Первый Ангел Бога» — своего рода «Ангел Лика», angelos в подлинном смысле слова — вестник.
Источник: Карл Густав Юнг «Душа и миф. Шесть архетипов»
Притчи о Хадире
Встреча с Хызром
Хызр — «невидимый руководитель» суфиев. Считают, что именно он был безымянным Руководителем Моисея в Коране. Его называют «Зеленый», но часто встречается также наименование «Иудей». В легендах он приравнивается к таким персонажам, как святой Георгий и Илия. Эта сказка — или рассказ очевидца — весьма характерна в отношении сверхъестественных качеств, приписываемых Хызру как в фольклоре, так и среди дервишских учителей.
Однажды, стоя на берегу реки Окс, я увидел, как в нее упал человек. Другой человек, в одеянии дервиша, устремился к нему на помощь, но скоро сам попал в водоворот. Внезапно я увидел третьего. На нем было мерцающее светящееся платье зеленого цвета. Он стремительно бросился в реку. Но очутившись в воде, он, казалось, преобразился: это уже был не человек, а бревно. Первым двум удалось ухватиться за него, и совместными усилиями они принялись толкать его к берегу.
С трудом веря своим глазам, я продолжал следить за происходящим под прикрытием кустов, росших вдоль берега. Из последних сил люди выбрались из воды; бревно поплыло дальше. Я продолжал наблюдать за ним. Скрывшись из поля зрения двух спасенных, оно пристало к берегу, и человек в зеленом, весь промокший, вышел на берег. Вода потоками лилась с него; когда я достиг его, он был уже почти сухой.
Я распростерся перед ним, воскликнув: «Ты — Великое Присутствие, Хызр, Зеленый, Учитель Святых. Благослови меня, дабы смог я достичь». Я не осмелился прикоснуться к его платью, которое казалось мне настоящим зеленым огнем.
Он сказал: «Ты видел слишком много. Пойми, что я прихожу из другого мира и, неведомо для них самих, оберегаю людей, имеющих задание на этой земле. Ты можешь быть учеником сейида Имадуллаха, но ты еще недостаточно созрел, чтобы знать наши дела, творимые во имя Всевышнего».
Когда я поднял голову, его уже не было. Лишь резкий звук пронесся в пространстве.
По возвращении из Хотана я встретил того же человека. Он лежал на циновке в небольшой чайхане близ Пешавара. Я сказал себе: «Если тогда я был молод и неопытен, то теперь я вполне созрел».
Я схватил его за платье, самое обыкновенное — хотя под ним мне привиделось зеленое сияние.
— Вы, должно быть, Хызр, — сказал я, — но я должен узнать, как такой, на вид самый обычный, человек способен творить такие чудеса… и почему. Научите меня своему искусству, чтобы и я мог творить такое.
Он рассмеялся. «Ты слишком горяч, друг мой! Прошлый раз ты был слишком настырным, и теперь ты по-прежнему слишком настырный. Ступай же. Рассказывай каждому встречному, что ты видел Хызра Илию; они определят тебя в сумасшедший дом, и чем больше ты будешь настаивать на своей правоте, тем крепче будут они тебя связывать».
Затем он вынул небольшой камешек. Я взглянул на него — и окаменел, замер как парализованный. Он же спокойно собрал свои вещи и ушел.
Когда я рассказываю это людям, они или смеются, или, считая меня сказочником, вознаграждают меня.
Источник: Идрис Шах «Путь суфиев»
Караван-сарай
Однажды Хызр пришел во дворец султана и направился прямо к царскому трону.
Настолько неожиданным и необыкновенным было его появление, что никто не посмел задержать его.
Султан, а им был Ибрахим бен Адам, спросил его, что он ищет.
Пришедший сказал:
— Я хотел бы переночевать в этом караван-сарае.
Ибрахим удивился:
— Но это не караван-сарай, это мой дворец.
Незнакомец спросил:
— Кому он принадлежал до тебя?
— Моему отцу, — ответил Ибрахим.
— А до него?
— Моему деду.
— И это место, где люди приходят и уходят, останавливаются на время и отправляются дальше, ты называешь иначе, чем караван-сараем?
Источник: Идрис Шах «Путь суфиев»
Встреча с Хызром
В одной из стран Востока много лет назад на всех базарах нищенствовал некий молодой человек, изображавший из себя глубокого старца. Иногда он надевал рваный зеленый халат в надежде, что его примут за бессмертного Хызра, владевшего источником живой воды и творившего чудеса.
Надев личину смирения, этот обманщик то изображал из себя голодного, разглядывая снедь, выставленную на продажу в лавках, то обманывал людей, рассказывая о своих благочестивых делах. И так, действуя попрошайничеством и сказками, он разживался и пищей, и деньгами. На деньги он обычно покупал адскую смесь гашиша с беленой и, накурившись этого зелья, погружался в безумные сны.
Но однажды в этом своем окуренном состоянии он как бы сквозь сон увидел, что к нему подошел истомленный дорогой странник. И вдруг облик странника изменился, и перед нищенствующим молодцом предстал благородный седобородый старец в зеленом халате, который сказал ему:
— Ну-ка, открой свой мешок, чтобы я увидел, чем ты разжился за день!
Нищий открыл мешок и едва не сгорел от стыда и позора: вместо пищи там оказалась всякая гниль и нечистоты. А старец, наклонившись, взял пригоршню земли и бросил ее в раскрытую торбу со словами:
— Вот тебе на первое время, чтобы ты смог начать достойную жизнь!
Эти слова еще звучали, а старец исчез, будто его никогда здесь и не бывало. Тогда нищий заглянул в мешок и увидел, что брошенная старцем пригоршня праха обратилась в золото, драгоценные камни и нитки сверкающего жемчуга. И понял он, что во всей его жизни до этой встречи с Хызром не было никакого прока.
Источник: Лео Яковлев «Суфии. Восхождение к истине»
Чудо королевского дервиша
Рассказывают, что суфийский мастер Ибрагим бен Адам сидел однажды на лесной полянке, когда к нему подошли два бродячих дервиша. Он приветствовал их, и они разговаривали о духовных вещах до наступления сумерек. Как только спустилась ночь, Ибрагим пригласил путешественников быть его гостями за ужином. Как только они согласились, перед их глазами появился стол с различной прекрасной едой.
«Сколько же времени ты был дервишем?» — спросил один из них Ибрагима.
«Два года», — ответил тот.
«Я следую по суфийскому Пути почти три десятилетия, но во мне никогда не проявлялась никакая способность подобная той, которую ты показал нам», — сказал этот человек. Ибрагим ничего не ответил.
Когда ужин был почти окончен, на поляне появился незнакомец в зеленой одежде. Он сел и поел немного с ними. Внутренним чувством все поняли, что это был Хидр, бессмертный гид всех суфиев. Они ждали, что Он даст им немного мудрости. Поднявшись, чтобы уйти, Хидр просто сказал: «Вы двое дервишей удивляетесь Ибрагиму, но чем вы пожертвовали для того, чтобы идти по Пути дервишей? Вы отказались от надежд на безопасность и от обычной жизни. Ибрагим бен Адам был могущественным королем и для того, чтобы стать суфием, отбросил владения султаната Балха. Вот почему он намного впереди вас. Кроме того, в течение тридцати лет вы получали удовлетворение за счет самого отказа, это и было вашей наградой. Он же всегда удерживался от того, чтобы взять хоть какую-нибудь плату за свою жертву».
В следующий момент Хидр исчез.
Источник: Идрис Шах «Мудрость идиотов»
Моджуд — человек с необъяснимой жизнью
Был некогда человек по имени Моджуд. Он жил в городе, где добился поста мелкого служащего и, наверное, окончил бы свои дни как Инспектор Мер и Весов.
Однажды, когда он проходил через сады с древними постройками возле своего дома, Хидр, таинственный проводник Суфиев, появился перед ним, окутанный мерцающим зеленым сиянием. Хидр сказал: «Человек блестящих перспектив! Оставь свою работу и встречай меня на берегу реки через три дня». Потом он исчез.
Моджуд пришел к своему начальнику в смятении и сказал, что он должен уходить. Каждый в городе скоро услыхал об этом, и все говорили: «Несчастный Моджуд! Он сошел с ума». Но, так как на его место было много кандидатов, все скоро забыли о нем.
В назначенный день Моджуд повстречал Хидра, который сказал ему: «Сорви свою одежду и бросайся в поток. Возможно, кто-нибудь спасет тебя».
Моджуд так и сделал, хотя даже он удивился, не было ли это безумием.
Так как он умел плавать, он не утонул, а долго дрейфовал, прежде чем рыбак вытащил его к себе в лодку, со словами: «Глупец! Течение сильно. Что ты пытаешься делать?» Моджуд сказал: «Я и в самом деле не знаю».
«Ты — безумец, — сказал рыбак. — Но, я беру тебя к себе в тростниковую хижину, вон там на реке, и мы посмотрим, что можно сделать для тебя».
Когда он обнаружил, что Моджуд был хорошо образованным, он выучился у него читать и писать. Взамен Моджуд получал пищу и помогал рыбаку в его работе.
Несколько месяцев спустя Хидр появился снова, на этот раз в ногах кровати Моджуда, и сказал: «Поднимайся сейчас же и оставь этого рыбака. Ты будешь обеспечен».
Моджуд тотчас же покинул хижину, одетый как рыбак, и бродил до тех пор, пока не пришел к торговому пути. Когда рассвело, он увидал крестьянина на осле по пути на базар. «Не ищешь ли ты работу? — спросил крестьянин, — мне как раз нужен человек помочь донести товар».
Моджуд последовал за ним. Он проработал у крестьянина около двух лет, за время которых научился многому по сельскому хозяйству и кое-чему еще.
Как-то днем, когда он укладывал шерсть, перед ним появился Хидр и сказал: «Оставь эту работу, ступай в старинный город Мосул и используй свои сбережения стать продавцом кож».
Моджуд повиновался.
В Мосуле он стал известен как продавец кож, Хидра он не видал никогда за то время как усердно занимался своим ремеслом три года.
Он скопил довольно большие деньги и уже думал покупать дом, как вдруг появился Хидр и сказал: «Отдай мне свои деньги, отправляйся из этого города в далекий Самарканд и работай там бакалейщиком».
Моджуд так и сделал. Вскоре он начал проявлять бесспорные знаки озарения. Он исцелял больных, помогал своим товарищам в лавке, когда освобождался, а познанные им тайны становились глубже и глубже.
Церковники, философы и другие посещали его и спрашивали: «У кого ты учился?».
«Об этом трудно рассказать», — говорил Моджуд.
Его ученики спрашивали: «Как ты начинал свою деятельность?»
Он говорил: «Мелким служащим».
«Но ты оставил это, чтобы посвятить себя аскезе?»
«Нет, я просто оставил это».
Они не понимали его.
Люди предлагали ему описать историю своей жизни.
«Что произошло в твоей жизни?» —спрашивали они.
— Я прыгнул в реку, стал рыбаком, потом ушел из его тростниковой хижины, посреди ночи. После этого я работал у крестьянина. Во время укладки шерсти я изменился и отправился в Мосул, где стал продавцом кож. Там я накопил кое-какие деньги, но отдал их. Потом я отправился в Самарканд, где работал бакалейщиком. И вот я здесь.
— Но это необъяснимое поведение не проливает света на твои необыкновенные способности и удивительные назидания, — говорили биографы.
«Так оно и есть», — говорил Моджуд.
Поэтому биографы сочинили для Моджуда удивительную и захватывающую историю: ибо у всех святых должна быть своя история, — и история должна соответствовать потребности слушателя, а не реалиям жизни.
И никому не позволили говорить прямо о Хидре. Вот почему эта история не истинна.
Источник: Идрис Шах «Мудрость идиотов»
Пятьсот тридцать вторая ночь
Когда же настала пятьсот тридцать вторая ночь, Шахразада сказала: «Дошло до меня, о счастливый царь, что, когда Булукия вышел на остров и увидел, что этот остров подобен раю, он стал ходить по нему во все стороны и увидал бывшие там диковинки и, между прочим, птицу из жемчуга и зеленого изумруда, с перьями из дорогих металлов, такую, как описана, и птица прославляла Аллаха великого и молилась о Мухаммеде (да благословит его Аллах и да приветствует!).
«И, увидев эту огромную птицу, — рассказывала царица змей, — Булукия спросил ее: «Кто ты и каково твое дело?» И птица ответила: «Я из птиц райских. Знай, о брат мой, что Аллах великий вывел Адама из рая, и он вынес оттуда четыре листа, чтобы прикрыться ими. И упали они на землю, и один из них съели черви — и сделался из него шелк, а другой съели газели — и сделался из него мускус, а третий съели пчелы — и сделался из него мед, четвертый же упал в Индию, и возникли из него пряности. Что же до меня, то я блуждала по всей земле, пока Аллах великий не послал мне этого места, и я осталась здесь. И каждую пятницу вечером и днем приходят сюда святы и кутбы, которые живут в этом мире, и они посещают это место и вкушают эту пищу (а она — угощение им от Аллаха великого, которое он им выставляет каждую пятницу вечером и днем, а затем этот стол возносится в рай, и он никогда не уменьшается и не изменяется)».
И Булукия стал есть, а окончив еду, он восхвалил Аллаха великого, и вдруг приблизился к нему аль-Хидр (мир с ним!). И Булукия поднялся к нему навстречу, и приветствовал его, и хотел уходить, но птица сказала ему: «О Булукия, сиди в присутствии аль-Хидра (мир с ним!)». И Булукия сел, а аль-Хидр сказал ему: «Расскажи мне о своем деле и поведай мне свою повесть».
И Булукия рассказал ему все, от начала до конца, до тех пор, пока он не пришел к нему и не достиг того места, в котором он сидит теперь перед аль-Хидром, и затем он спросил: «О господин, какова длина пути отсюда до Египта?» — «Расстояние в девяносто пять лет», — ответил аль-Хидр. И, услышав эти слова, Булукия заплакал, а потом он припал к рукам аль-Хидра, и стал их целовать, и воскликнул: «Спаси меня из этого изгнания, да наградит тебя Аллах! Я близок к гибели и не знаю, что мне делать!» — «Помолись Аллаху великому, чтобы он разрешил мне доставить тебя в Египет, прежде чем ты погибнешь», — сказал аль-Хидр. И Булукия стал плакать и умолять Аллаха великого, и Аллах принял его молитву и ниспослал аль-Хидру (мир с ним!) свою волю — доставить Булукию к его родным.
И сказал тогда аль-Хидр (мир с ним!): «Подними голову, Аллах принял твою молитву и велел мне доставить тебя в Египет. Уцепись за меня, и схватись за меня руками, и зажмурь глаза». И Булукия уцепился за аль-Хидра (мир с ним!), и схватился на него руками, и зажмурил глаза, и аль-Хидр (мир с ним!) сделал один шаг и потом сказал Булукии: «Открой глаза!» И Булукия открыл глаза и увидел, что он стоит у ворот своего дома. И затем он обернулся, чтобы проститься с аль-Хидром (мир с ним!), но не нашел и следа его…»
И Шахразаду застигло утро, и она прекратила дозволенные речи.
Источник: «Тысяча и одна ночь»
* * *
Однажды Хызр, учитель Моисея, обратился к человечеству с предостережением.
— Наступит такой день, — сказал он, — когда вся вода в мире, кроме той, что будет специально собрана, исчезнет. Затем ей на смену появится другая вода, и от нее люди сойдут с ума.
Лишь один человек понял смысл этих слов. Он набрал большой запас воды, и спрятал его в надежном месте и стал поджидать, когда вода изменится.
В предсказанный день иссякли все реки, высохли колодцы, и тот человек, удалившись в свое убежище, стал пить из своих запасов.
Но вот прошло какое-то время, и он увидел, что реки возобновили свое течение. Он спустился к другим сынам человеческим и обнаружил, что они говорят и думают совсем не так, как прежде, и что произошло то, о чем их предостерегали, но они не помнили об этом. Когда же он попытался заговорить с ними, то понял, что его принимают за сумасшедшего и выказывают к нему враждебность, либо сострадание, но никак не понимание.
Поначалу он совсем не притрагивался к новой воде и каждый день возвращался к своим запасам. Однако в конце концов он решил пить новую воду, так как его поведение и мышление, выделявшее его среди остальных, сделали жизнь невыносимо одинокой. Как только он выпил новой воды и стал таким, как все, он совсем забыл о своем запасе воды, а окружающие его люди стали смотреть на него как на сумасшедшего, который чудесным образом излечился от своего безумия.
Источник: Идрис Шах «Сказки дервишей»
Хадисы о Хадире
* * *
В книге аль-Хакима «Аль-Мустадрик» приводится хадис с иснад от Джабира, что когда умер Мухаммад, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует! — и собрались все его сподвижники, к ним вошел мужчина с бородой серого цвета, стройного телосложения. Он обнял их и заплакал. Затем он обернулся к сподвижникам (то есть к самым видным из них) и сказал:
— Воистину, в Аллахе утешение от всех бед, компенсация от потерь и возмещение за гибель. К Аллаху обратитесь за помощью и к Нему устремитесь! В час страданий и горя Его взгляд направлен на вас и [поэтому] обращайте ваши взоры к Нему! Воистину, жертва несчастья — тот, кто безутешен!
И удалился. Абу Бакр и Али сказали:
— Это был Хизр — мир ему!
* * *
Аль-Хатыйб и Ибн Асакир привели хадис, восходящий к словам Али — да будет доволен им Аллах! — который сказал: «Когда я совершал таваф (ритуальный обход) Каабы, то увидел человека, приникшего к завесам Каабы и произносящего слова: «О Тот, Кого не отвлекает вслушивание [к чьей-либо просьбе или мольбе] от вслушивания [к другим]! О Тот, Кому не в тягость паломничество [к Его храму] прибегающих [к Его помощи]! Даруй нам прохладу Твоего прощения и Твоей милости!»
Я попросил его:
— О раб Божий! Повтори свои слова!
Он спросил меня:
— Разве ты их слышал?
Я ответил:
— Да!
Он начал:
— Тот, в Чьих руках сам Хизр.
Значит, он был Хизр; и он продолжил:
— Если раб Божий скажет эти слова после молитвы-салят, то Бог простит ему все его грехи, даже если количество его грехов будет равно количеству песчинок или количеству капель дождя или листьев деревьев».
* * *
Аль Байхаки привел в своем сборнике в главе «Иман» («Вера в Аллаха») хадис, восходящий к словам аль-Хаджжаджа ибн Фарафса, рассказывавшего, что [однажды] двое мужчин торговались в присутствии Абдаллаха ибн Умара.
Один из них слишком много клялся. И как раз, когда он был занят этим, к ним подошел человек и встал перед ними. Он сказал тому, который много клялся:
— Перестань, о раб Божий! Побойся Аллаха, не клянись так много! Не увеличится твой хлеб, даже если будешь клясться. И не убудет твой хлеб, если не станешь клясться.
Клявшийся мужчина сказал прохожему человеку:
— Шел бы ты к своим заботам [делам]!
Тот ответил:
— Это и заботит меня.
Первый трижды сказал ему слова с требованием уйти, а тот трижды ответил теми же словами. И когда уже он собрался уйти, то сказал:
— Знай, что одним из признаков веры [в Бога] является то, что ты [уверовав в Бога,] предпочтешь правду, когда тебя будут склонять ко лжи, угрожая или предлагая выгоду. И не будет в твоих речах предпочтения твоим делам.
Затем он удалился. Абдаллах ибн Умар сказал [много клявшемуся] мужчине:
— Догони его и запиши эти слова!
Тот обратился к прохожему:
— О, раб Аллаха! Напиши мне эти слова — да смилуется над тобой Аллах!
Прохожий ему сказал:
— То, что предписано Богом, сбудется!
Он повторил ему свои слова [о признании веры], пока тот не запомнил их. Затем [клявшийся] мужчина пошел по дороге, пока не вступил ногой в мечеть. Он сказал:
— Не знаю [как], но земля произнесла эти слова, и небо раскрылось.
Он далее сказал, что как будто они лицезрели святого Хизра и святого Ильяса — мир им!
* * *
Харис ибн Усама в своем «Муснаде» привел хадис с иснад, восходящим к Анасу, который рассказал, что Мухаммад, посланник Аллаха — до благословит его Аллах и приветствует! — сказал: «Святой Хизр находится в море, а святой Ильяс — на суше. Каждую ночь они встречаются в Руме, которую построил Зуль-Карнайн (Александр Македонский), пребывают между людьми и Йаджуджем и Маджуджем. Святой Хизр и святой Ильяс каждый год совершают большое и малое паломничество (хадж и умра), пьют по глотку воды из священного источника Замзам, которого им хватает до следующего года».
* * *
Аль-Акили […неразборчиво] и Ибн Асакир привели хадис со слов Ибн Аббаса — да будет Аллах доволен ими! — что пророк Мухаммад — мир ему! — сказал: «Святой Хизр и святой Ильяс каждый год встречаются [в Мекке] во время паломничества, бреют друг другу головы и говорят следующие слова: «Во имя Аллаха! Ма ша-а Аллах! (Как прекрасно все, что пожелал Аллах!). Только Аллах дарует благо! Ма ша-а Аллах! Только Аллах способен отвести зло! Ма ша-а Аллах! Все блага и дары только от Аллаха! Ма ша-а Аллах! Нет мощи и силы ни у кого, кроме Аллаха!»
Ибн Аббас сказал: «Кто произнесет эти слова три раза при пробуждении от сна или вечером перед сном, то Аллах защитит его от огня, разбоя, опасности утопления, от шайтана-дьявола, тирана-царя, змеи и скорпиона».
* * *
Ибн Асакир привел хадис с иснад, восходящим к Мухаммаду ибн аль-Манкадру, который рассказал, что когда Умар ибн Хаттаб собрался исполнить салятуль-джаназа, вдруг тайный голос сзади шепнул ему: «Не спеши с молитвой, дай нам успеть [к участию в ней] — да смилуется над тобой Аллах!» Умар ибн Хаттаб стал его ждать, пока тот не встал в ряд молящихся.
Умар произнес такбир и остальные мужчины вместе с ним [произнесли такбир]. И сказал [тайный] голос: «Если накажешь его сильно, то он восстанет против. Если же простишь его, то он будет нуждаться в твоей милости и сострадании». Умар и все люди посмотрели на человека [обладателя этого голоса].
Когда покойника предали земле, то этот человек выровнял землю на могиле и сказал: «Блажен ты, — о обитатель могилы! — даже если ты не был арифом («просветленным», суфием высшего типа), сборщиком налогов, хранителем казны, писателем или стражником».
Умар ибн Хаттаб сказал: «Подведите его ко мне! Расспросим его об этой молитве и его словах, узнаем, от кого он их взял». Но человек исчез с их глаз.
Все стали смотреть и обнаружили, что след, оставленный его стопой, равняется длине локтя. Тогда Умар ибн Хаттаб сказал: «Клянусь Аллахом, что это был святой Хизр, о котором говорил нам пророк Мухаммад — да благословит его Аллах и приветствует!»
* * *
Ибн Асакир привел хадис с иснад, восходящем через аль-Аузаги к Макгули, который рассказал, что он слышал от Василата ибн аль-Аскаги, который, в свою очередь, рассказал нижеследующее: «Однажды мы вместе с посланником Аллаха, пророком Мухаммадом, — да благословит его Аллах и приветствует! — совершали военную экспедицию-поход на Табук. Мы находились в районе Джизам в местности под названием аль-Хаура. Мы испытывали сильную жажду.
Вдруг мы вышли на место, где прошел дождь и перед нами показалась лужа из дождевой воды, где лежали две падали. Звери уже поели из этой мертвечины и пили здесь воду. Мы спросили у пророка Мухаммада:
— О, посланник Аллаха, это — мертвечина, падаль, которую уже ели звери.
Он ответил:
— Да. Но оба эти мертвых тела — тухур (чисты) , они созданы из [частей] неба и земли, ничто их не осквернит. То [из воды], что для зверей — в их животах, а то [из воды], что осталась — для нас.
Когда прошла первая треть ночи, вдруг мы услышали, как воззвал голос, полный грусти и скорби: «О Боже! Сделай так, чтобы я был из [религиозной] общины пророка Мухаммада, — общины прощенной [Тобой] и облагодетельствованной, — общины, у которой есть Отвечающий [на ее мольбы и просьбы] и Тот, Кто благословляет ее».
Пророк Мухаммад, посланник Аллаха — мир ему! — приказал:
— Эй, Хузейфа и Анас! Пройдите вот в это ущелье и выясните, что это за голос!
Как только мы вышли туда, как тут же обнаружили человека в одежде белее, чем снег. Он также имел белое лицо и белую бороду. Я [Хузейфа] даже не знал, что белее — его одежда или лицо. Также он был выше нас на два или даже на три локтя.
Мы приветствовали его, он ответил тем же. Затем он сказал:
— Добро пожаловать! Вы посланцы посланника Аллаха [пророка Мухаммада] — мир ему?
Мы ответили, что да. Затем мы спросили:
— Кто ты? — да смилуется над тобой Аллах!
Он ответил:
— Я — Ильяс [Илья], пророк [мир ему!]. Я отправился в путь, желая добраться до Мекки, и увидел ваше войско. И тогда мне сказал один воин из воинства ангелов, в авангарде которого был ангел Джибрил, в арьергарде — ангел Микаил: «Вот этот человек — твой брат [пророк Мухаммад], посланник Аллаха! Встреть его и приветствуй!» Вы оба возвращайтесь и передайте ему мои приветствия и пожелания мира! Скажите ему, что нет надобности в моем личном посещении вашего войска. Я опасаюсь, что верблюды испугаются меня, а мусульмане впадут в ужас и панический страх от вида моего [необыкновенного] роста. Это из-за того, что я создан не так, как созданы вы. Скажите ему, чтобы он пришел ко мне!
Хузейфа и Анас поздоровались с ним, пожав ему руку. Затем святой Ильяс спросил про Анаса:
— Кто это?
Хузейфа ибн аль-Йаман ответил, что он [Анас] сподвижник посланца Аллаха [пророка Мухаммада] — мир ему! Святой Ильяс поприветствовал его. Затем он сказал:
— Клянусь Аллахом, что тот [мусульманин], который заслуживает небесной награды, делающей его известным [всем] на земле, называется обитателями небес сподвижником пророка Мухаммада, посланца Аллаха — мир ему!
Хузейфа спросил его:
— Ты встречаешь ангелов?
Тот ответил:
— Нет такого дня, чтобы я не встретил их. Они приветствуют меня, а я — их.
Затем к нам подошел пророк Мухаммад — мир ему! Он двинулся с нами вперед, пока не вошел в ущелье и его лицо засветилось светом. Оказывается от лица святого Ильяса исходил свет, а одежда его сверкала как солнце. Посланец Аллаха — мир ему! — сказал:
— Спокойно!
Мы приблизились к пророку Мухаммаду — мир ему! — на расстояние 5 локтей. Пророк Мухаммад долго обнимал святого Ильяса. Затем они сели. И вдруг мы увидели некое существо белого цвета, похожее на огромную птицу размером с верблюда. Оно кружило возле Пророка, размахивая крыльями, [а затем] заняло место между ними и нами.
Затем к нам вышел [из расщелины] пророк Мухаммад — мир ему! — и сказал:
— О Хузейфа! О Анас! Подойдите! Мы подошли и увидели перед собой зеленый обеденный стол. Я никогда не видел еще такого прекрасного стола.
Затем зеленый свет стола затмил белый цвет, и наши лица и одежды приобрели зеленый цвет. Затем на столе внезапно появились хлеб, гранаты, бананы, виноград, финики и бобовые. Затем святой Ильяс — мир ему! — сказал:
— Ешьте с именем Аллаха!
[Анас и Хузейфа] спросили:
— О посланник Аллаха! Это земная пища?
Он ответил нам:
— Нет. Это моя пища, которой мне хватает на срок сорока дней и ночей. Мне ее приносят ангелы. Как раз сейчас прошли сорок дней и ночей. Эта пища есть та вещь, когда Аллах говорит: «Будь!» и она появляется.
Мы спросили:
— Откуда ты идешь?
Святой Ильяс ответил:
— Со стороны страны Румия (Византии). Я был в войске ангелов из войск мусульман, которые воевали с одним из народов, неверных кафиров.
Мы спросили:
— Как долго идти до места, где ты был?
Он ответил:
— Четыре месяца. Я покинул ту местность десять дней назад. Я хочу добраться до Мекки. Я там один раз в год напиваюсь воды, которой мне хватает на один год, до следующего посещения Meкки.
Мы спросили его:
— Где идут самые сильные сражения?
Он ответил:
— В Шаме (Сирии и Ливане), в Иерусалиме, в Магрибе и в Йемене. Нет такой мечети пророка Мухаммада — мир ему! — большой и малой — чтобы я не вступал в нее.
Мы спросили его: — Когда ты встречался со святым Хизром?
Он ответил:
— Год назад. Мы повстречались во время хаджа — паломничества в Мекке. Он еще мне сказал: «Ты встретишься раньше меня с пророком Мухаммадом — да благословит его Аллах и приветствует! Передай ему приветствие от меня!»
Он обнял пророка Мухаммада и заплакал. Затем мы пожали ему руки, обняли его. Он опять заплакал, мы тоже заплакали. Мы смотрели на него, пока он не вознесся на небо, будучи несомым как [какой-то] груз.
Мы сказали пророку Мухаммаду:
— О посланник Аллаха! Мы увидели чудо. Как будто он упал в небо! Пророк ответил:
— Он будет находиться между крыльями ангела, пока тот не доставит его туда, куда пожелает [святой Ильяс].
Источник: http://www.sufizm.ru/lib/douknow/hisra/
Сообщения о Хадире
На отказ Ибн аль-Джаузи от своего первоначального мнения [что святой Хизр умер] указывают слова Имама аль-Яфиги, который сообщил, что Ибн аль-Джаузи сказал, что есть четыре сообщения, каждое из которых передано через надежную цепь передатчиков, где говорится о том, что святой Хизр — мир ему! — жив.
Первое сообщение-рассказ восходит к словам Али ибн Абу Талиба — да будет им доволен Аллах! — который видел святого Хизра — мир ему! — обнявшего стены Каабы. Святой Хизр произносил нижеследующую молитву-дога: «О Тот, Кого не утруждает слушание [мольбов и обращений]!» Это известная молитва. Али — да будет доволен им Аллах! — заговорил с ним и узнал, что тот — святой Хизр — мир ему!
Второе сообщение-рассказ восходит к словам Ибн Аббаса — да будет доволен им Аллах! — который сообщил, что некий рави (профессиональный рассказчик) рассказывал, что святой Хизр и святой Ильяс в сезон хаджа-паломничества встречаются в Мекке каждый год, что они бреют друг другу головы, и что это от них идут следующие слова молитвы: «Во имя Аллаха! Как прекрасно все устроил Аллах! Только Аллах дарует благое и доброе! Как прекрасно устроил все Аллах! Только Аллах убережет от беды! Как прекрасно устроил все Аллах! Все дары и блага — только от Аллаха! Нет мощи и силы, кроме как при содействии Аллаха!»
Третье сообщение — восходит к словам Ахида — да будет доволен им Всевышний Аллах! — который сообщил, что он в день Арафата (пребывание паломников в дни хаджа на горе Арафат вблизи Мекки в течение одного дня) встречается с ангелами Джибрилом, Микаилом, Исрафилом и святым Хизром — мир им! Али упомянул, что они читают вышеприведенную молитву и вновь встречаются только через год.
Четвертое сообщение-рассказ приводится со слов святого Ильяса, который говорит, что пророки Иса (Иисус) и Идрис (Эноха) — мир им! — находятся на небе, а он (святой Ильяс) и святой Хизр — мир им! — находятся на земле, и что все они живы ради всего в Исламе и благодаря милости и благословению Аллаха.
Все эти четыре рассказа с их иснад приведены в его книге «Myсир аль-гарам». («Побуждающий к любви [к Богу]»).
Источник: http://www.sufizm.ru/lib/douknow/hisra/