Новый адрес страницы:
https://tannarh.wordpress.com/2012/09/21/хайдзин/
Tannarh
ХАЙДЗИН
— Ну проходи. Чего встал?
Потоптавшись на пороге, Сердюкин вошел в темное, насквозь прокуренное помещение. За почерневшим от времени столом на деревянных лавках сидели суровые мужики и с интересом разглядывали новичка.
— А здороваться тебя не учили? — снова спросил лысый дядька с грубым пролетарским лицом.
— Здравствуйте, — жалобно проблеял Сердюкин, покрываясь холодным потом.
— Звать-то тебя как?
— Сердюкин.
— Сердюкин? — переспросил интеллигентного вида мужичок с бородкой. — Не слыхал про такого. Тебя, видать, по ошибке к нам определили?
— Да нет… Я тоже…
— Что «тоже»? — рявкнул лысый.
— Ну это. Поэт я.
— Брешет, как есть брешет, — раздался из глубины камеры хриплый голос. — Какой он к черту поэт? Вы только поглядите на него, братцы!
Лысый неторопливо поднялся с лавки и подошел к Сердюкину:
— Поэт, значит?
— Да.
— И чего ты сочинил, а? Говори, не стесняйся. Мы здесь всякого насмотрелись, нас поэтами не напугаешь.
Мужики заржали.
— Как бы это сказать, — замялся Сердюкин. — Я хайку написал.
— Чего написал? Какую еще гайку?
Интеллигентный мужичок сокрушенно покачал головой:
— Бредет, бедняга. Умом наверное двинулся, пока его сюда волокли.
— Тихо вы! — громыхнул лысый. — Дайте человеку сказать. Что за гайка-то?
— Хайку — это такие японские стихи,— ободрился Сердюкин, — а я их сочиняю. Вот меня к вам и направили.
— Какое безыскусное вранье. И на японца он совершенно не похож, можете мне поверить, — усмехнулся человек с надменным изгибом губ.
Лысый сурово прищурился:
— Ты японец что ли?
— Да нет, русский я.
— А чего ты тогда по-русски стихов не пишешь?
— Так я по-русски и пишу. Русские хайку.
— Ишь какой шустрый: и нашим и вашим за рупь спляшем, — съязвил обладатель хриплого голоса.
— Ну прочти нам свою гайку, а мы поглядим, какой ты поэт, — сложил руки на груди лысый.
Сердюкин встал в привычную позу и срывающимся голосом продекламировал:
Пьяный бомж
Срёт под забором —
Фудзияма в снегу.
Наступила тишина. Обитатели камеры недоуменно переглянулись, а молодой мужчина с большой головой и печальным лицом тихо вымолвил:
— Не понимаю…
— Это что такое ты сейчас нам сказал? — сурово поинтересовался лысый.
— Стихи.
— Стихи? Да ты, братец, и впрямь больной!
— Вы просто не понимаете, что это такое… — залопотал Сердюкин, оправдываясь.
— Это мы-то не понимаем? Ты вообще знаешь, с кем говоришь, сявка?
— Знаю, — опустил голову Сердюкин.
— Что у тебя за стихи такие: ни слога, ни смысла — веник какой-то из лабуды. Рифма где?
— Понимаете, рифма она ограничивает… Ограничивает неординарную личность. Писать нужно не в рифму, а то, что приходит на ум. Спонтанно.
— У меня дед тоже хайку сочинял. Такое по-пьяни буробил, что куры дохли, — проговорил блондин с деревенским лицом.
— Нет, нет, — замахал руками Сердюкин. — По-пьяни нельзя. А хайку — это ну вот то, что я сейчас вам прочитал. Мне даже премию дали.
— Премию? — переспросил лысый. — Видать получше тебя никого не нашлось, вот и дали.
— А как вы хорошие хайку от плохих отличаете? — поинтересовался кучерявый арап.
— То есть как? — удивился вопросу Сердюкин. — Если премию дали — значит хайку хорошее, а если не дали, то…
— И все? — перебил его кучерявый. — Других признаков нет?
— Хайку — это как бы отражение личности, а личности нельзя сравнивать, ведь они все разные. Вот если человек увидел, как бомж справляет нужду под забором, и тут же, не задумываясь, сочинил хайку — значит оно хорошее.
— Про бомжа? — насупился лысый.
— Да.
— Который под забором гадит?
— Если он образ какой-то в душе пробудил, то да.
— И какой образ он пробудил в твоей душе, позволь узнать?
— Ну, я подумал о Фудзияме, о сакуре и… и… и опять о Фудзияме. Мне премию дали!
Сердюкин достал из кармана продолговатую расписную деревяшку с подписью «Лучшему хайдзину Лабудянска» и с гордостью показал ее сокамерникам.
— Не понимаю, — вздохнул печальный мужчина, глядя куда-то в сторону.
Лысый выхватил деревяшку из рук Сердюкина.
— Дай-ка сюда. Сейчас мы эту премию определим тебе в самое подходящее для нее место. Держите его, мужики!
Мужчины схватили брыкающегося Сердюкина, бросили животом на стол, и лысый одним мощным движением исполнил обещанное. Сердюкин тихо ойкнул и сполз на пол, ощупывая себя сзади.
Лысый застучал в дверь:
— Эй вы там! Заснули, черти?
Железная дверь отворилась, и на пороге появился натуральный черт в форме охранника.
— Чего стучишь? Не положено.
Лысый схватил Сердюкина за шкирку и бросил к его ногам:
— Забирай-ка этого хайдзина. Аферист он, а не поэт. И скажи начальству, что таких нам больше не надо.
— Раз к вам посадили, значит поэт, — ответил черт не слишком уверенно.
— Мне лучше знать! — вскипел лысый. — К мошенникам его тащи, а с начальством я все улажу.
— Ну ладно. Может и впрямь наши что-то перемудрили. Но только под твою ответственность.
— Иди уже, — отмахнулся лысый.
Черт вытащил рыдающего Сердюкина в коридор, и дверь с лязгом захлопнулась.
— Вот так, — брезгливо отряхнул руки Владимир Владимирович и подмигнул кучерявому Александру Сергеевичу, — а то гайка у него, понимаешь, спонтанность, Фудзияма сраная. Совсем народ с катушек слетел.
А Михаил Юрьевич скорбно поднял глаза к потолку и промолвил:
— Господи, что у них там на Земле без нас творится? Не понимаю…