Новый адрес страницы:
https://tannarh.wordpress.com/2012/01/03/тиран-мадагаскара/
Tannarh
ТИРАН МАДАГАСКАРА
Вперед, пока у нас крыша на место не встала!
Король Джулиан
В известном мультфильме «Мадагаскар» есть совершенно безбашенный персонаж король Джулиан — бабник, тусовщик и фанат языческих богов. Его очаровательную неадекватность компенсирует и уравновешивает излишне осторожный и до невозможности рациональный советник Морис. Можно сказать, что Джулиан символизирует чувственную часть человеческой психики, а Морис — разумную. Похожую картину взаимоотношений разума и чувств мы находим у Вудзауза в цикле произведений о глуповатом аристократе Вустере и его находчивом и весьма ироничном слуге Дживсе. Казалось бы, почему в этих и многих других примерах (глупый султан, умный визирь) разум занимает подчиненное положение? Ведь Морису ничего не стоит скинуть своего короля с трона и занять его место, однако это не происходит. Иначе говоря, почему в художественных произведениях разум не бунтует против направляющих его чувств, в отличие от реальности, где Морис захватил власть над человечеством?
С детства нас воспитывают в вере, что разум является главной и самой важной частью человека. Религия разума — прогресс, которому отводится роль наивысшего смысла существования человеческой цивилизации, и мало кто осмеливается поставить два этих спорных утверждения под вопрос. Однако сама ситуация, в которой мы сегодня оказались, является наилучшим опровержением догмы о неоспоримом главенстве разума. Прогресс ничего не дал человечеству, а лишь отнимает у него время, силы, здоровье и многое другое (см. Джон Зерзан «Первобытный человек будущего»). Про экологические последствия развития цивилизации я вообще помолчу, ибо сегодня не модно тыкать солидных господ-бизнесменов в то химическое дерьмо, которым они в буквальном смысле завалили всю планету во имя мифического «роста экономики» (еще один глюк современности, так сказать). Обнаглевший от безнаказанности Морис превратил Землю в фабрику по производству мусора, а людей — в средства доставки этого мусора из магазинов на свалки. Потребительство — это не болезнь нынешней эпохи, а самая суть разума, жадно поглощающего информацию из окружающей среды, причем вместе с этой средой, не взирая на последствия и игнорируя созданные им проблемы.
В сущности, разум — это банальный инструмент для выживания, а отнюдь не «орган познания Вселенной». Природа и без человека все о себе «знает». Познание имеет смысл лишь до тех пор, пока способствует выживанию человеческого вида, но никак не наоборот. Удивительно, но у многих эта простая мысль просто не помещается в голове, забитой рекламой по самую сахасхару-чакру. Задача разума — решать проблемы, которые есть, а не создавать новые. В противном случае его существование и вовсе становится бессмысленным. Сегодня Морис занят тем, что создает проблемы и предлагает их иллюзорное решение. Например, сначала он создает проблему автомобильных выхлопов, а потом предлагает решить ее с помощью электромобилей, работающих на энергии, добытой еще более «грязными» способами, нежели раньше. Трагизм ситуации заключается в следующем: узурпатор Морис просто не знает, что ему делать с доставшейся властью, вот он и гоняет людей по кругу между домом и работой, чтобы они «всегда были заняты». Зачем? Во имя «прогресса» и «экономического роста». Хм, а где же Джулиан?
Король Джулиан, правивший человечеством на протяжении 800 тысяч лет (может больше, а может и меньше) был отправлен в изгнание. В 60-х годах прошлого века у него появились последователи, попытавшиеся вернуть ему власть, однако их попытка окончилась неудачей. Морис включил репрессивную машину и растоптал движение хиппи, выставив их на всеобщее посмешище (см. Скип Стоун «Хиппи от А до Я»). Пять лет тюрьмы за косяк и двадцать лет за ЛСД — добро пожаловать в Страну Свободы (см. Джей Стивенс «Штурмуя Небеса»). Причем ситуация ухудшается. На смену химической диктатуре (тотальное тестирование граждан на наркотики — это лишь вопрос времени) приходит тирания Копирайта, удушающая любое творчество в зародыше (см. Миша Вербицкий «Антикопирайт»). Морис вошел во вкус, ведь власти много не бывает. А что общего у религии, ЛСД и творчества? Правильно, они не подчиняются разуму и несут в себе угрозу его безраздельной власти. Человеческое тело хочет спать, двигаться, заниматься сексом и получать удовольствие от существования — это вотчина Джулиана. Хорошо бы вовсе избавиться от телесного элемента в человеке — этим в царстве Мориса занимаются господа трансгуманисты, весело шагающие по дороге в высокотехнологический ГУЛАГ, где за любое заученное стихотворение будут автоматически снимать деньги с кредитной карточки (см. Лоуренс Лессинг «Свободная культура»).
Благодаря разуму человечество всего за 5 тысяч лет прошло путь от «царя природы», способного голыми руками убить леопарда и даже льва, до биологических придатков электронных машин, лишенных веры, экстаза, творчества, спонтанности и вообще всего, что делает человека живым существом, а не запрограммированным в детстве социальным роботом. Подлинное бытие заменили безыскусные симулякры всего вышеперечисленного (см. Жан Бодрийяр «Символический обмен и смерть»). Компьютерные стрелялки вместо совместной охоты, унылые обряды вместо религиозного экстаза, сэмплирование вместо импровизации (см. Ги Дебор «Общество спектакля»). Заводные апельсины, гниющие в бетонных ящиках под контролем разума, выстроившего безумную иерархию, основанную исключительно на способностях добывать бумажки под названием «деньги», столь же иллюзорные в мире электронных банковских переводов, как и все прочее. Даже Интернет не освобождает человека, а лишь направляет ход его мысли по заранее проложенным магистралям, оттого и нет сегодня в Сети ни новых Пушкиных, ни Чайковских, ни Колумбов (см. Джарон Ланир «Вы не гаджет»). Все ходы просчитаны заранее, а опасные двери опечатаны и замурованы. Выхода нет, побег невозможен. Что же ты натворил, Морис?
Пора бы Джулиану вспомнить о своих прямых обязанностях и отнять корону у вконец распоясавшегося советника. Но Джулиан спит, убаюканный монотонным голосом Мориса, обещающего ему устроить дела в королевстве самым наилучшим образом. А от королевства уже мало что осталось — все продано или уничтожено, как излишне опасное или противозаконное (что, черт побери, означает это слово?). Морис восседает на троне посреди пустыни и смотрит по телевизору телепередачи о дикой природе, которой нет больше ни вне человека, ни в самом человеке. С самого рождения человека учат подчиняться разуму и слушаться его, и тот, кто управляет разумом, управляет всем человечеством. Люди инстинктивно знают, что им нужно на самом деле (пища, секс, общение), поэтому их чрезвычайно трудно обмануть, подсунув пустышки вместо реальной жизни. Разуму удалось задурить им голову (какой каламбур), убедив миллиарды людей в необходимости бороться за вымышленные идеалы вроде успеха, моды, денег и престижа (см. Герберт Маркузе «Эрос и цивилизация). Погибнуть на амбразуре дота во имя такой абстракции как «родина» — что может быть глупее для полноценного здорового примата, созданного эволюцией для совершенно иных целей. Разум — лжец и отец лжи. Чувства могут обманываться, но не способны злонамеренно обмануть кого-то.
Крах технологической цивилизации, не признающей никакой руководящей силы, кроме разума, и нещадно эксплуатирующей чувства и потребности людей, неизбежно произойдет в ближайшем будущем. Это случится хотя бы потому, что ресурсы планеты не бесконечны и однажды закончатся, причем, как это водится, в самый неподходящий момент. Нетрудно догадаться, что произойдет потом с людьми, умеющими лишь нажимать на кнопки своих компьютеров, да и можно ли называть людьми тех, кто отдал свою свободу в обмен на недолгое комфортное существование. В мультфильме «Мадагаскар», как мы помним, на противопоставлении комфортного рабства в зоопарке и свободной жизни на воле строится весь сюжет. Волею случая герои нашли решение этой проблемы, оказавшись на далеком острове в окружении диких зверей. В «Мадагаскаре 2» они и вовсе попадают на свою историческую родину — в один из заповедников Африки. За пределами заповедника их поджидают охотники и браконьеры, готовые убить их ради наживы, и здесь с предельной ясностью становится очевидно, что цивилизация и свобода абсолютно несовместимы. Жизнь в цивилизованном мире — это всегда компромисс, ограничивающий свободу до размеров черепной коробки. Иначе говоря, можно воображать себя свободным, прозябая в планетарном зоопарке, но нельзя быть свободным по-настоящему до тех пор, пока цивилизация в нынешнем ее виде продолжает существовать, пожирая биосферу, словно раковая опухоль.
Собственно, сегодня в Сети можно отыскать людей, которые утверждают, что пользуются всеми благами цивилизации, но при этом совершенно не зависят от других людей. Пожалуй, это самая опасная иллюзия из всех существующих. Даже нацизм был более гуманистичен, наделив хотя бы арийскую расу правами львов в саване. Разум же уравнял всех, нивелировав различия между индивидом и массой. В эпоху Интернета человечество начало постепенно превращаться в рой, где не осталось места ни пастухам, ни стаду. Земля постепенно превращается в концлагерь прагматизма и рациональности, очищенный от любых незапланированных и несанкционированных разумом проявлений чувств, аффектов и эмоций. У нас еще остается надежда на то, что король Джулиан однажды проснется, если Морт схватит его за ноги. А кто такой Морт? В сущности, это ребенок, который хочет однажды стать таким, как Джулиан, если, конечно, Морис не убьет его раньше, как и всех остальных детей, превращенных им в скучных офисных работников и вечно голодных потребителей. Обязанность разума — служить, а не повелевать. Морис, знай свое место!