Новый адрес страницы:
https://tannarh.wordpress.com/2012/02/19/семь-икон-апокалипсиса/
Tannarh
СЕМЬ ИКОН АПОКАЛИПСИСА
Иконография Откровения Иоанна Богослова
(Компиляция из разных источников)
Краткое содержание Апокалипсиса
Апокалипсис (απο — прочь и καλυψισ — покров, то есть снятие покрова или откровение) содержит в себе всего двадцать две главы. По содержанию своему он может быть разделен на следующие отделы:
1) Вступительная картина явившегося Иоанну Сына Человеческого, повелевающего Иоанну написать семи малоазийским церквам — 1-я глава.
2) Наставления семи малоазийским церквам: Ефесской, Смирнской, Пергамской, Фиатирской, Сардийской. Филадельфийской и Лаодикийской — главы 2-я и 3-я.
3) Видение Бога, Сидящего на престоле, и Агнца — главы 4-я и 5-я.
4) Вскрытие Агнцем семи печатей таинственной книги — главы 6-я и 7-я.
5) Гласы семи труб ангельских, возвестившие различные бедствия живущим на земле при снятии седьмой печати — главы 8-я, 9-я, 10-я и 11-я.
6) Церковь Христова под образом жены, облеченной в солнце, находившейся в болезнях рождения — глава 12-я.
7) Зверь-антихрист и его пособник-лжепророк — глава 13-я.
8) Приуготовительные события пред всеобщим воскресением и Страшным Судом — главы 14-я, 15-я, 16-я, 17-я, 18-я и 19-я.
а) Хвалебная песнь 144 000 праведников и ангелы, возвещающие судьбы мира — глава 14-я;
б) Семь ангелов, имеющих семь последних язв — глава 15-я.
в) Семь ангелов, изливающих семь чаш гнева Божия — глава 16-я.
г) Суд над великой блудницей, сидящей на водах многих и на звере багряном — глава 17-я.
д) Падение Вавилона — великой блудницы — глава 18-я.
е) Брань Слова Божия со зверем и воинством его и погибель последних — глава 19-я.
9) Общее воскресение и Страшный Суд — глава 20-я.
10) Открытие нового неба и новой земли; новый Иерусалим и блаженство его обитателей — главы 21-я и 22-я до 5-го стиха.
11) Заключение: удостоверение истинности всего сказанного и завещание соблюдать заповеди Божии. Преподание благословения — глава 22:6-21.
Апокалипсис. Видение Иоанна Богослова на острове Патмос
Информация об иконе
Век: вторая половина XVI
Место создания: Россия
Место хранения: Государственная Третьяковская Галерея
Размеры: 31 × 27 см
Материал: Дерево, левкас, темпера
Иконографическая справка: Слева вверху представлен Христос в белом подире и в восьмиконечном нимбе. В левой руке он держит красную сферу с многолучевой звездой, которую окружают семь трубящих ангелов. Из уст Христа исходят меч и труба. Слева от Христа семь светильников. В левом верхнем углу средника — сегмент неба с изображением Святого Духа в виде голубя, сидящего на престоле. Справа вверху изображен ангел вручающий книгу Иоанну Богослову. Под этой сценой изображен Иоанн Богослов с Прохором на фоне Пещеры. Всю нижнюю часть иконы занимает сцена благовестия семи церквам (Откр.2-3). На фоне сложного архитектурного сооружения с множеством стен и башен изображен Иоанн Богослов, получающий от ангела благословение и свиток с текстом послания, и семь ангелов в восьмиконечных двухцветных нимбах с развернутыми свитками. Каждый ангел стоит во вратах своего храма. Надписи на фоне воспроизводят соответствующие изображениям части текста из Откровения.
Апокалипсис (Успенский cобор Московского Кремля)
Информация об иконе
Век: начало XVI
Место создания: Россия
Место хранения: Успенский cобор Московского Кремля, Москва, Россия
Размеры: 184 × 151 см
Дополнительная информация: Прежде всего необходимо остановиться на фигуре женщины, которой даны были два крыла, чтобы она улетела в пустыню от дракона (Откр.12:14[i]). Фигура летящей жены находит себе прообразы в византийской живописи в летящих ангелах в «Вознесении» или в «Успении Марии», которые, со своей стороны, восходят к типу крылатых гениев на позднеантичных саркофагах. Летящая женщина в кремлевской иконе поражает прежде всего благородным величием и естественной красотой своего облика. Пропорции фигуры классические, хотя голова по отношению к туловищу невелика. Складки ее одежды не измельчены, не беспокойны, сквозь них, как в греческой классике, угадывается тело, они не разбивают общего силуэта. Благородное величие и спокойствие этой фигуры тем более поразительны, что она спасается от преследующего ее многоглавого дракона.
Изображение вавилонской блудницы (Откр.17:1-18[i]) также носит печать классических влечений мастера. В иконе кремлевского мастера вавилонская блудница — это символический образ. Два слитых воедино силуэта напоминают и образ Европы на быке и особенно широко распространенный в эллинистическом искусстве образ Нереиды на морском льве. В изображении вавилонской блудницы в кремлевской иконе нет ничего назидательного. Это поэтический мифологический образ, раскрывающий близость человека с миром животных. Кремлевский мастер обошел отталкивающий смысл вавилонской блудницы. Его изображение ближе к затейливым, радующим глаз античным гротескам или к средневековым геральдическим знакам.
Больше драматизма в сцене, изображающей ангелов, возвещающих гибель Вавилона (Откр.18:1-2[i]), и повернувшегося к ним Ада, который сопровождает всадника на «бледном коне» (Откр.6:8[i]). В истории иллюстрирования Апокалипсиса этот образ — нечто небывалое. Сопоставление представителей двух противоположных сфер — проявление неслыханной смелости воображения мастера. В кремлевской иконе показана моральная победа ангелов над олицетворением ада, их безмолвный диалог, возникающий из противопоставления глубоко различных по характеру фигур. Кремлевский мастер строит свою сцену на противопоставлении добра и зла, жизни и смерти, света и тьмы, женственности и мужественности, низменного и высокого, одежды и наготы.
В иконе Успенского собора Ад, хотя и черный человек, но вместе с тем в нем нет ничего отталкивающего и смешного. Это величественная фигура сына Кроноса, супруга Персефоны, «Зевса теней», как его называли. Характерная особенность фигуры Ада — ее стройные пропорции. Но в фигуре кремлевского мастера нет и следа математического расчета, четкого членения на части, она воспринимается более цельно, ее контур текучий, плавный, гибкий. Вся она словно вырастает на наших глазах и благодаря сокращению кверху кажется очень легкой. Художник словно любуется этой фигурой. Моральный контраст между двумя персонажами готов превратиться у него в контраст как элемент эстетики.
В отличие от этого возвышенного олицетворения загробного мира кремлевский мастер в изображении его защитника сатаны обращается к насмешливому, сатирическому жанру. Нескрываемый юмор сказался в том, что он присоединил к дьяволу его супругу, сообщив ей черты женской прелести и изящества. Обе фигуры повернуты корпусом в одну сторону, головы их обращены в обратную, и это придает супружеской паре забавную вертлявость. Художник даже не пытается напугать ими зрителя. В его намерения входило лишь позабавить его.
В кремлевской иконе сопоставлены два крылатых существа: один стройный в длинном хитоне и плаще, с повернутой головой и устремленным вдаль взглядом — это ангел. Другой — это юноша, обнаженный, похожий на резвого, беспечного амура. Изящество и целомудрие — в ангеле, красота и беззаботный порыв — в фигуре ветра. Обе фигуры служат символами двух миров: христианского благочестия и языческой красоты. Ангелы в кремлевской иконе не только покровительствуют пророку и открывают ему глаза на судьбы человечества, но и берут под опеку своих младших братьев, античных гениев.
Иоанн Богослов на Патмосе со сценами Апокалипсиса
Информация об иконе
Век: XVI
Место создания: Россия
Место хранения: Костромской государственный объединенный художественный музей
Реставрация: Реставрирована Г.Б. Губочкиным в Костромской специальной научно-реставрационной производственной мастерской в 1984 — 1985 годах
Размер: 186 × 161 см
Материал: Дерево, темпера
Персоналии: Апостол Иоанн Богослов, апостол Прохор
Иконографическая справка: Икона была написана как храмовый образ церкви Иоанна Богослова Богоявленского монастыря. С упразднением этой церкви Богословский придел был перенесен в монастырский собор, где икона заняла место при столпе. После большого костромского пожара 1773 года икона была поновлена и перенесена в Успенский кафедральный собор. Иконография средника необычна и не имеет аналогов. Иоанн Богослов представлен стоящим справа, за спиной Прохора, обращенным в молитве к Христу, изображенному в верхнем левом углу. Памятник является самой подробной иллюстрацией Апокалипсиса в русской иконописи, имеет максимальное количество клейм. Сохранившаяся икона иллюстрирует Апокалипсис с 13 по 20-ю главу и имеет 68 клейм.
Клейма: 1. Откр.1[i] 2. Откр.1:12-13[i] 3. Откр.2[i] 4. Откр.2:8[i] 5. Откр.2:12[i] 6. Откр.2:18[i] 7. Откр.3[i] 8. Откр.3:7[i] 9. Откр.З:14[i] 10. Откр.4[i] 11. Откр.5:2[i] 12. Откр.5:5[i] 13. Откр.5:6[i] 14. Откр.6:2[i] 15. Откр.6:3[i] 16. Откр.6:5[i] 17. Откр.6:8[i] 18. Откр.6:9-10[i] 19. Откр.6:12-17[i] 20. Откр.7[i] 21. Откр.7:2-3[i] 22. Откр.7:9-12[i] 23. Откр.7:13[i] 24. Откр.8:2[i] 25. Откр.8:3-6[i] 26. Откр.8:7[i] 27. Откр.8:8-9[i] 28. Откр.8:10-11[i] 29. Откр.8:12-13[i] 30. Откр.9[i] 31. Откр.9:13-15[i] 32. Откр.9:16-18[i] 33. Откр.10[i] 34. Откр.11[i] 35. Откр.11:3-10[i] 36. Откр.11:11-13[i] 37. Откр.11:15[i] 38. Откр.12:1[i] 39. Откр.12:7[i] 40. Откр.13:10[i] 41. Откр.13:11-18[i] 42. Откр.14:1-5[i] 43. Откр.14:6-7[i] 44. Откр.14:8-13[i] 45. Откр.14:14-16[i] 46. Откр.14:17-20[i] 47. Откр.15:1-4[i] 48. Откр.15:5-8[i] 49. Откр.16:1-2[i] 50. Откр.16:3[i] 51. Откр.16:4-6[i] 52. Откр.16:7[i] 53. Откр.16:10-11[i] 54. Откр.16:12-14[i] 55. Откр.16:17[i] 56. Откр.16:18[i] 57. Откр.17[i] 58. Откр.18[i] 59. Откр.19:5[i] 60. Откр.19:11-12[i] 61. Откр.19:20-21[i] 62. Откр.20:1-3[i] 63. Откр.20:8-10[i] 64. Откр.20:11-12[i] 65. Откр.21[i] 66. Откр.22:1-7[i] 67. Откр.21:5-7[i] 68. Откр.22[i]
Откровение Иоанна Богослова
Информация об иконе
Век: вторая половина XVII
Место создания: Россия
Место хранения: Государственный Владимиро-Суздальский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник
Реставрация: Реставрирована Е.А. Гра в 1973-1988 годах и А.А. Горматюком в 1995-2004 годах во Всероссийском художественном научно-реставрационном центре им. академика И.Э. Грабаря.
Размеры: 154 × 154 см
Материал: Дерево, темпера.
Персоналии: Спаситель, ангелы
Иконографическая справка: Икона состоит из 16 клейм, иллюстрирующих Апокалипсис. Клеймам присущ жестко фиксированный размер, разобщенность композиций, отсутствие согласованности граничащих друг с другом однотипных элементов (горки, облака, реки), многочисленное механическое повторение абсолютно идентичных деталей.
Состав клейм:
1. Откр.16:4-7. Видение третьего ангела. Излияние гнева Божия на реки и источники вод.
2. Откр.16:8-9. Видение четвертого ангела. Излияние гнева Божия на солнце.
3. Откр.16:10-11. Видение пятого ангела. Излияние гнева Божия на престол зверя
4. Откр.16:12-16. Видение шестого ангела. Излияние гнева Божия на реку Евфрат.
5. Откр.16:17-21. Видение седьмого ангела. Излияние гнева Божия на воздух.
6. Откр.17:1-18. Видение великой блудницы.
7. Откр.18:2-3. Видение великой блудницы.
8. Откр.18:1, 9-21. Падение Вавилона.
9. Откр.19:1-6. Поклонение Богу, сидящему на престоле.
10. Откр.9:7-9. Видение невесты Агнца.
11. Откр.19:11-16. Видение Всадника на белом коне — «Слова Божия».
12. Откр.19:17-21. Победа Христа над зверем и лжепророком.
13. Откр.20:1-3. Ангел сковывает сатану.
14. Откр.20:4. Воскресение праведников.
15. Откр.20:5-6. Тысячелетнее Царство Бога.
16. Откр.20:7-11. Осада города праведников и гибель Гога и Магога.
Стилистическая справка: На холодно-золотистом фоне со светло-охристыми горками и светло-голубым небом, сюжетные детали и фигуры, выполненные в интенсивных темно-пурпурных и сине-зеленых тонах, выглядят аппликативно-контрастно. В личном отсутствует какая-либо сложная моделировка, охристые высветления практически сливаются с санкирем. Основным элементом, моделирующим форму, являются линии рисунка и пробелов. В иконе активно применяется черный рисунок. Рисунок горок в виде округлых или пологих холмиков, «ажурные» края облаков, «кулисное» построение разных планов композиции, фрагментарные изображения персонажей, полуприкрытых горками, что характерно для русской книжной миниатюры XVII века.
Откровение Иоанна Богослова
Информация об иконе
Век: XVIII (?)
Место создания: Россия
Место хранения: Государственная Третьяковская Галерея
Размеры: 68,5 × 55 см
Материал: Дерево, темпера
Дополнительная информация: Семь светильников символизируют семь церквей, которым Иоанна отправил свое послание. Существует мнение, что эти семь церквей означают семь периодов жизни всей Христовой Церкви от ее основания до кончины мира: 1) Ефесская церковь обозначает первый период — Апостольскую Церковь, трудившуюся и не изнемогавшую, боровшуюся с первыми ересями —«Николаитами», но оставившую вскоре добрый обычай благотворения — «общения имуществ» («первую любовь»); 2) Смирнская церковь обозначает второй период — период гонений на Церковь, которых было всего десять: при Нероне; при Домициане; при Траяне; при Адриане; при Марке Аврелии; при Севере; при Максимине; при Деции; при Валериане; при Диоклитиане. 3) Пергамская церковь обозначает третий период — эпоху Вселенских Соборов и борьбы с ересями мечом слова Божия (исходящим из уст Христа на иконе); 4) Фиатирская церковь — 4-й период, или период расцвета христианства среди новых народов Европы; 5) Сардийская церковь — эпоха гуманизма и материализма XVI-XVIII веков; 6) Филадельфийская церковь — предпоследний период жизни Христовой Церкви — современная нам эпоха, когда Церковь действительно «немного имеет силы» в современном человечестве, и вновь начнутся гонения, когда понадобится терпение; 7) Лаодикийская церковь — последняя, самая страшная эпоха перед кончиной мира, характерная равнодушием к вере и внешним благополучием.
Иоанн Богослов, видение (Апокалипсис)
Информация об иконе
Век: XVI
Место создания: Греция
Место хранения: Патмос, монастырь Иоанна Богослова
Размер: 170 х 116 см
Материал: Дерево, темпера
Дополнительная информация: Ум Иоанна столь насыщен Писанием, что для каждого элемента есть аналоги и параллели из Ветхого Завета. Посреди семи светильников увидел он подобного Сыну Человеческому. В Книге пророка Даниила (7:13-14[i]) Ветхий днями дает власть, славу и царство некоему подобному Сыну человеческому. Как мы уже хорошо знаем из того, как это выражение употреблял Иисус, Сын Человеческий стал ни менее, ни более как титулом Мессии; и, употребляя его здесь, Иоанн дает ясно понять, что полученное им откровение исходит от Самого Иисуса Христа. Эта фигура была облачена в подир и опоясана по персям золотым поясом. Подир — в греческом переводе Ветхого Завета, — длинная до пят одежда иудейских первосвященников (Исх.28:4[i]; 29:5[i]; Лев.16:4[i]). Все это значит, что описание одеяния и пояса облеченного славою Христа почти точно соответствует описанию одеяний священников и первосвященников. Это — символ первосвященнического характера деятельности Воскресшего Господа. В понимании иудеев священник был человеком, имеющим доступ к Богу и открывающим другим доступ к Нему; даже в небесах, Иисус, великий Первосвященник, исполняет Свою священническую деятельность, открывая всем людям доступ в присутствие Бога. Но длинные одежды и высокие пояса носили не только священники. Это была одежда великих мира сего — принцев и царей. Подир называлась одежда Ионафана (1 Цар.18:4[i]), и Саула (1 Цар.24:5,12[i]), и князей моря (Иез.26:16[i]). Одежды, которые носит Воскресший Христос, это одежды царского достоинства. Он уже не был более преступником на кресте; Он был облечен, как царь. Таким образом, Христос предстает пред Иоанном, как Христос — Священник, и Христос — Царь. Пророку Даниилу явился в видении муж, облеченный в льняную одежду (в греческом переводе Ветхого Завета она названа подир) и чресла опоясаны золотом из Уфаза (Дан.10:5[i]). Таково одеяние посланника Божьего. Перед нами Иисус Христос как высочайший посланник Божий.
Апокалипсис
Информация об иконе
Век: (?)
Место создания: Россия
Место хранения: Россия, Владимирская область, Александров (ранее Александровская слобода, Александрова слобода), Свято-Успенская церковь
Дополнительная информация: Каждое из посланий семи церквам начинается одним из описаний Воскресшего Христа, взятой из этой главы.
«Ангелу Ефесской церкви напиши: так говорит Держащий семь звезд в деснице Своей» (Откр.2:1).
«Ангелу Смирнской церкви напиши: так говорит Первый и Последний, Который был мертв и се жив» (Откр.2:8).
«Ангелу Пергамской церкви напиши: так говорит имеющий острый с обеих сторон меч» (Откр.2:12).
«Ангелу Фиатирской церкви напиши: так говорит Сын Божий, у Которого очи — как пламень огненный, и ноги подобны халколивану» (Откр.2:18).
«Ангелу Сардийской церкви напиши: так говорит имеющий семь духов Божиих и семь звезд» (Откр.3:1).
«Ангелу Филадельфийской церкви напиши: так говорит Святый, Истинный, имеющий ключ Давидов, Который отворяет — и никто не затворит, затворяет — и никто не отворит» (Откр.3:7).
В I главе Откровения Иоанн использует титулы, которые в Ветхом Завете являются титулами Бога, и дает их Воскресшему Христу.
«Глава его и волосы белы, как белая волна, как снег». В Дан.7:9 — это описание Ветхого днями.
«Глас Его — как шум вод многих». В Иез.43:2 — это описание голоса Бога.
«Он держал в деснице Своей семь звезд». В Ветхом Завете Бог Сам управляет звездами. Бог спрашивает Иова: «Можешь ли ты связать узел Хима или разрешить узы Кесиль?» (Иов.38:31).
Хим и Кесиль — совр. созвездия Орион и Медведица; подразумеваются силы, удерживающие их на небесах.
«Я есмь первый и последний». Исаия слышит голос Бога: «Я первый и Я последний, и кроме Меня нет Бога» (Ис.44:6; ср. 48:12).
«Я живый». В Ветхом Завете Бог обычно «Бог живый» (Иис.Н. 3:10; Пс.41:3; Ос.1:10).
«Я имею ключи от ада и смерти». У раввинов была поговорка, что Богу принадлежат три ключа, которые Он не отдаст никому — ключи рождения, дождя и воскресения мертвых.
Это показывает, с каким благоговением Иоанн относится к Иисусу Христу. Он попросту не может дать Ему титулов меньших, чем те, которые принадлежат Самому Богу.