Новый адрес страницы:
https://tannarh.wordpress.com/2012/02/19/семь-икон-апокалипсиса/
Tannarh
СЕМЬ ИКОН АПОКАЛИПСИСА
Иконография Откровения Иоанна Богослова
(Компиляция из разных источников)
Краткое содержание Апокалипсиса
Апокалипсис (απο — прочь и καλυψισ — покров, то есть снятие покрова или откровение) содержит в себе всего двадцать две главы. По содержанию своему он может быть разделен на следующие отделы:
1) Вступительная картина явившегося Иоанну Сына Человеческого, повелевающего Иоанну написать семи малоазийским церквам — 1-я глава.
2) Наставления семи малоазийским церквам: Ефесской, Смирнской, Пергамской, Фиатирской, Сардийской. Филадельфийской и Лаодикийской — главы 2-я и 3-я.
3) Видение Бога, Сидящего на престоле, и Агнца — главы 4-я и 5-я.
4) Вскрытие Агнцем семи печатей таинственной книги — главы 6-я и 7-я.
5) Гласы семи труб ангельских, возвестившие различные бедствия живущим на земле при снятии седьмой печати — главы 8-я, 9-я, 10-я и 11-я.
6) Церковь Христова под образом жены, облеченной в солнце, находившейся в болезнях рождения — глава 12-я.
7) Зверь-антихрист и его пособник-лжепророк — глава 13-я.
8) Приуготовительные события пред всеобщим воскресением и Страшным Судом — главы 14-я, 15-я, 16-я, 17-я, 18-я и 19-я.
а) Хвалебная песнь 144 000 праведников и ангелы, возвещающие судьбы мира — глава 14-я;
б) Семь ангелов, имеющих семь последних язв — глава 15-я.
в) Семь ангелов, изливающих семь чаш гнева Божия — глава 16-я.
г) Суд над великой блудницей, сидящей на водах многих и на звере багряном — глава 17-я.
д) Падение Вавилона — великой блудницы — глава 18-я.
е) Брань Слова Божия со зверем и воинством его и погибель последних — глава 19-я.
9) Общее воскресение и Страшный Суд — глава 20-я.
10) Открытие нового неба и новой земли; новый Иерусалим и блаженство его обитателей — главы 21-я и 22-я до 5-го стиха.
11) Заключение: удостоверение истинности всего сказанного и завещание соблюдать заповеди Божии. Преподание благословения — глава 22:6-21.
Апокалипсис. Видение Иоанна Богослова на острове Патмос
![Апокалипсис. Видение Иоанна Богослова на острове Патмос](/pics/apo/apok1-2.jpg)
Информация об иконе
Век: вторая половина XVI
Место создания: Россия
Место хранения: Государственная Третьяковская Галерея
Размеры: 31 × 27 см
Материал: Дерево, левкас, темпера
Иконографическая справка: Слева вверху представлен Христос в белом подире и в восьмиконечном нимбе. В левой руке он держит красную сферу с многолучевой звездой, которую окружают семь трубящих ангелов. Из уст Христа исходят меч и труба. Слева от Христа семь светильников. В левом верхнем углу средника — сегмент неба с изображением Святого Духа в виде голубя, сидящего на престоле. Справа вверху изображен ангел вручающий книгу Иоанну Богослову. Под этой сценой изображен Иоанн Богослов с Прохором на фоне Пещеры. Всю нижнюю часть иконы занимает сцена благовестия семи церквам (Откр.2-3). На фоне сложного архитектурного сооружения с множеством стен и башен изображен Иоанн Богослов, получающий от ангела благословение и свиток с текстом послания, и семь ангелов в восьмиконечных двухцветных нимбах с развернутыми свитками. Каждый ангел стоит во вратах своего храма. Надписи на фоне воспроизводят соответствующие изображениям части текста из Откровения.
Апокалипсис (Успенский cобор Московского Кремля)
![Апокалипсис (Успенский cобор Московского Кремля)](/pics/apo/apok2-2.jpg)
Информация об иконе
Век: начало XVI
Место создания: Россия
Место хранения: Успенский cобор Московского Кремля, Москва, Россия
Размеры: 184 × 151 см
Дополнительная информация: Прежде всего необходимо остановиться на фигуре женщины, которой даны были два крыла, чтобы она улетела в пустыню от дракона (Откр.12:14[i]). Фигура летящей жены находит себе прообразы в византийской живописи в летящих ангелах в «Вознесении» или в «Успении Марии», которые, со своей стороны, восходят к типу крылатых гениев на позднеантичных саркофагах. Летящая женщина в кремлевской иконе поражает прежде всего благородным величием и естественной красотой своего облика. Пропорции фигуры классические, хотя голова по отношению к туловищу невелика. Складки ее одежды не измельчены, не беспокойны, сквозь них, как в греческой классике, угадывается тело, они не разбивают общего силуэта. Благородное величие и спокойствие этой фигуры тем более поразительны, что она спасается от преследующего ее многоглавого дракона.
Изображение вавилонской блудницы (Откр.17:1-18[i]) также носит печать классических влечений мастера. В иконе кремлевского мастера вавилонская блудница — это символический образ. Два слитых воедино силуэта напоминают и образ Европы на быке и особенно широко распространенный в эллинистическом искусстве образ Нереиды на морском льве. В изображении вавилонской блудницы в кремлевской иконе нет ничего назидательного. Это поэтический мифологический образ, раскрывающий близость человека с миром животных. Кремлевский мастер обошел отталкивающий смысл вавилонской блудницы. Его изображение ближе к затейливым, радующим глаз античным гротескам или к средневековым геральдическим знакам.
Больше драматизма в сцене, изображающей ангелов, возвещающих гибель Вавилона (Откр.18:1-2[i]), и повернувшегося к ним Ада, который сопровождает всадника на «бледном коне» (Откр.6:8[i]). В истории иллюстрирования Апокалипсиса этот образ — нечто небывалое. Сопоставление представителей двух противоположных сфер — проявление неслыханной смелости воображения мастера. В кремлевской иконе показана моральная победа ангелов над олицетворением ада, их безмолвный диалог, возникающий из противопоставления глубоко различных по характеру фигур. Кремлевский мастер строит свою сцену на противопоставлении добра и зла, жизни и смерти, света и тьмы, женственности и мужественности, низменного и высокого, одежды и наготы.
В иконе Успенского собора Ад, хотя и черный человек, но вместе с тем в нем нет ничего отталкивающего и смешного. Это величественная фигура сына Кроноса, супруга Персефоны, «Зевса теней», как его называли. Характерная особенность фигуры Ада — ее стройные пропорции. Но в фигуре кремлевского мастера нет и следа математического расчета, четкого членения на части, она воспринимается более цельно, ее контур текучий, плавный, гибкий. Вся она словно вырастает на наших глазах и благодаря сокращению кверху кажется очень легкой. Художник словно любуется этой фигурой. Моральный контраст между двумя персонажами готов превратиться у него в контраст как элемент эстетики.
В отличие от этого возвышенного олицетворения загробного мира кремлевский мастер в изображении его защитника сатаны обращается к насмешливому, сатирическому жанру. Нескрываемый юмор сказался в том, что он присоединил к дьяволу его супругу, сообщив ей черты женской прелести и изящества. Обе фигуры повернуты корпусом в одну сторону, головы их обращены в обратную, и это придает супружеской паре забавную вертлявость. Художник даже не пытается напугать ими зрителя. В его намерения входило лишь позабавить его.
В кремлевской иконе сопоставлены два крылатых существа: один стройный в длинном хитоне и плаще, с повернутой головой и устремленным вдаль взглядом — это ангел. Другой — это юноша, обнаженный, похожий на резвого, беспечного амура. Изящество и целомудрие — в ангеле, красота и беззаботный порыв — в фигуре ветра. Обе фигуры служат символами двух миров: христианского благочестия и языческой красоты. Ангелы в кремлевской иконе не только покровительствуют пророку и открывают ему глаза на судьбы человечества, но и берут под опеку своих младших братьев, античных гениев.
Иоанн Богослов на Патмосе со сценами Апокалипсиса
![Иоанн Богослов на Патмосе со сценами Апокалипсиса](/pics/apo/apok3-2.jpg)
Информация об иконе
Век: XVI
Место создания: Россия
Место хранения: Костромской государственный объединенный художественный музей
Реставрация: Реставрирована Г.Б. Губочкиным в Костромской специальной научно-реставрационной производственной мастерской в 1984 — 1985 годах
Размер: 186 × 161 см
Материал: Дерево, темпера
Персоналии: Апостол Иоанн Богослов, апостол Прохор
Иконографическая справка: Икона была написана как храмовый образ церкви Иоанна Богослова Богоявленского монастыря. С упразднением этой церкви Богословский придел был перенесен в монастырский собор, где икона заняла место при столпе. После большого костромского пожара 1773 года икона была поновлена и перенесена в Успенский кафедральный собор. Иконография средника необычна и не имеет аналогов. Иоанн Богослов представлен стоящим справа, за спиной Прохора, обращенным в молитве к Христу, изображенному в верхнем левом углу. Памятник является самой подробной иллюстрацией Апокалипсиса в русской иконописи, имеет максимальное количество клейм. Сохранившаяся икона иллюстрирует Апокалипсис с 13 по 20-ю главу и имеет 68 клейм.
Клейма: 1. Откр.1[i] 2. Откр.1:12-13[i] 3. Откр.2[i] 4. Откр.2:8[i] 5. Откр.2:12[i] 6. Откр.2:18[i] 7. Откр.3[i] 8. Откр.3:7[i] 9. Откр.З:14[i] 10. Откр.4[i] 11. Откр.5:2[i] 12. Откр.5:5[i] 13. Откр.5:6[i] 14. Откр.6:2[i] 15. Откр.6:3[i] 16. Откр.6:5[i] 17. Откр.6:8[i] 18. Откр.6:9-10[i] 19. Откр.6:12-17[i] 20. Откр.7[i] 21. Откр.7:2-3[i] 22. Откр.7:9-12[i] 23. Откр.7:13[i] 24. Откр.8:2[i] 25. Откр.8:3-6[i] 26. Откр.8:7[i] 27. Откр.8:8-9[i] 28. Откр.8:10-11[i] 29. Откр.8:12-13[i] 30. Откр.9[i] 31. Откр.9:13-15[i] 32. Откр.9:16-18[i] 33. Откр.10[i] 34. Откр.11[i] 35. Откр.11:3-10[i] 36. Откр.11:11-13[i] 37. Откр.11:15[i] 38. Откр.12:1[i] 39. Откр.12:7[i] 40. Откр.13:10[i] 41. Откр.13:11-18[i] 42. Откр.14:1-5[i] 43. Откр.14:6-7[i] 44. Откр.14:8-13[i] 45. Откр.14:14-16[i] 46. Откр.14:17-20[i] 47. Откр.15:1-4[i] 48. Откр.15:5-8[i] 49. Откр.16:1-2[i] 50. Откр.16:3[i] 51. Откр.16:4-6[i] 52. Откр.16:7[i] 53. Откр.16:10-11[i] 54. Откр.16:12-14[i] 55. Откр.16:17[i] 56. Откр.16:18[i] 57. Откр.17[i] 58. Откр.18[i] 59. Откр.19:5[i] 60. Откр.19:11-12[i] 61. Откр.19:20-21[i] 62. Откр.20:1-3[i] 63. Откр.20:8-10[i] 64. Откр.20:11-12[i] 65. Откр.21[i] 66. Откр.22:1-7[i] 67. Откр.21:5-7[i] 68. Откр.22[i]
Откровение Иоанна Богослова
![Откровение Иоанна Богослова](/pics/apo/apok4-2.jpg)
Информация об иконе
Век: вторая половина XVII
Место создания: Россия
Место хранения: Государственный Владимиро-Суздальский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник
Реставрация: Реставрирована Е.А. Гра в 1973-1988 годах и А.А. Горматюком в 1995-2004 годах во Всероссийском художественном научно-реставрационном центре им. академика И.Э. Грабаря.
Размеры: 154 × 154 см
Материал: Дерево, темпера.
Персоналии: Спаситель, ангелы
Иконографическая справка: Икона состоит из 16 клейм, иллюстрирующих Апокалипсис. Клеймам присущ жестко фиксированный размер, разобщенность композиций, отсутствие согласованности граничащих друг с другом однотипных элементов (горки, облака, реки), многочисленное механическое повторение абсолютно идентичных деталей.
Состав клейм:
1. Откр.16:4-7. Видение третьего ангела. Излияние гнева Божия на реки и источники вод.
2. Откр.16:8-9. Видение четвертого ангела. Излияние гнева Божия на солнце.
3. Откр.16:10-11. Видение пятого ангела. Излияние гнева Божия на престол зверя
4. Откр.16:12-16. Видение шестого ангела. Излияние гнева Божия на реку Евфрат.
5. Откр.16:17-21. Видение седьмого ангела. Излияние гнева Божия на воздух.
6. Откр.17:1-18. Видение великой блудницы.
7. Откр.18:2-3. Видение великой блудницы.
8. Откр.18:1, 9-21. Падение Вавилона.
9. Откр.19:1-6. Поклонение Богу, сидящему на престоле.
10. Откр.9:7-9. Видение невесты Агнца.
11. Откр.19:11-16. Видение Всадника на белом коне — «Слова Божия».
12. Откр.19:17-21. Победа Христа над зверем и лжепророком.
13. Откр.20:1-3. Ангел сковывает сатану.
14. Откр.20:4. Воскресение праведников.
15. Откр.20:5-6. Тысячелетнее Царство Бога.
16. Откр.20:7-11. Осада города праведников и гибель Гога и Магога.
Стилистическая справка: На холодно-золотистом фоне со светло-охристыми горками и светло-голубым небом, сюжетные детали и фигуры, выполненные в интенсивных темно-пурпурных и сине-зеленых тонах, выглядят аппликативно-контрастно. В личном отсутствует какая-либо сложная моделировка, охристые высветления практически сливаются с санкирем. Основным элементом, моделирующим форму, являются линии рисунка и пробелов. В иконе активно применяется черный рисунок. Рисунок горок в виде округлых или пологих холмиков, «ажурные» края облаков, «кулисное» построение разных планов композиции, фрагментарные изображения персонажей, полуприкрытых горками, что характерно для русской книжной миниатюры XVII века.
Откровение Иоанна Богослова
![Откровение Иоанна Богослова](/pics/apo/apok5-1.jpg)
Информация об иконе
Век: XVIII (?)
Место создания: Россия
Место хранения: Государственная Третьяковская Галерея
Размеры: 68,5 × 55 см
Материал: Дерево, темпера
Дополнительная информация: Семь светильников символизируют семь церквей, которым Иоанна отправил свое послание. Существует мнение, что эти семь церквей означают семь периодов жизни всей Христовой Церкви от ее основания до кончины мира: 1) Ефесская церковь обозначает первый период — Апостольскую Церковь, трудившуюся и не изнемогавшую, боровшуюся с первыми ересями —«Николаитами», но оставившую вскоре добрый обычай благотворения — «общения имуществ» («первую любовь»); 2) Смирнская церковь обозначает второй период — период гонений на Церковь, которых было всего десять: при Нероне; при Домициане; при Траяне; при Адриане; при Марке Аврелии; при Севере; при Максимине; при Деции; при Валериане; при Диоклитиане. 3) Пергамская церковь обозначает третий период — эпоху Вселенских Соборов и борьбы с ересями мечом слова Божия (исходящим из уст Христа на иконе); 4) Фиатирская церковь — 4-й период, или период расцвета христианства среди новых народов Европы; 5) Сардийская церковь — эпоха гуманизма и материализма XVI-XVIII веков; 6) Филадельфийская церковь — предпоследний период жизни Христовой Церкви — современная нам эпоха, когда Церковь действительно «немного имеет силы» в современном человечестве, и вновь начнутся гонения, когда понадобится терпение; 7) Лаодикийская церковь — последняя, самая страшная эпоха перед кончиной мира, характерная равнодушием к вере и внешним благополучием.
Иоанн Богослов, видение (Апокалипсис)
![Иоанн Богослов, видение (Апокалипсис)](/pics/apo/apok6-2.jpg)
Информация об иконе
Век: XVI
Место создания: Греция
Место хранения: Патмос, монастырь Иоанна Богослова
Размер: 170 х 116 см
Материал: Дерево, темпера
Дополнительная информация: Ум Иоанна столь насыщен Писанием, что для каждого элемента есть аналоги и параллели из Ветхого Завета. Посреди семи светильников увидел он подобного Сыну Человеческому. В Книге пророка Даниила (7:13-14[i]) Ветхий днями дает власть, славу и царство некоему подобному Сыну человеческому. Как мы уже хорошо знаем из того, как это выражение употреблял Иисус, Сын Человеческий стал ни менее, ни более как титулом Мессии; и, употребляя его здесь, Иоанн дает ясно понять, что полученное им откровение исходит от Самого Иисуса Христа. Эта фигура была облачена в подир и опоясана по персям золотым поясом. Подир — в греческом переводе Ветхого Завета, — длинная до пят одежда иудейских первосвященников (Исх.28:4[i]; 29:5[i]; Лев.16:4[i]). Все это значит, что описание одеяния и пояса облеченного славою Христа почти точно соответствует описанию одеяний священников и первосвященников. Это — символ первосвященнического характера деятельности Воскресшего Господа. В понимании иудеев священник был человеком, имеющим доступ к Богу и открывающим другим доступ к Нему; даже в небесах, Иисус, великий Первосвященник, исполняет Свою священническую деятельность, открывая всем людям доступ в присутствие Бога. Но длинные одежды и высокие пояса носили не только священники. Это была одежда великих мира сего — принцев и царей. Подир называлась одежда Ионафана (1 Цар.18:4[i]), и Саула (1 Цар.24:5,12[i]), и князей моря (Иез.26:16[i]). Одежды, которые носит Воскресший Христос, это одежды царского достоинства. Он уже не был более преступником на кресте; Он был облечен, как царь. Таким образом, Христос предстает пред Иоанном, как Христос — Священник, и Христос — Царь. Пророку Даниилу явился в видении муж, облеченный в льняную одежду (в греческом переводе Ветхого Завета она названа подир) и чресла опоясаны золотом из Уфаза (Дан.10:5[i]). Таково одеяние посланника Божьего. Перед нами Иисус Христос как высочайший посланник Божий.
Апокалипсис
![Апокалипсис](/pics/apo/apok7-2.jpg)
Информация об иконе
Век: (?)
Место создания: Россия
Место хранения: Россия, Владимирская область, Александров (ранее Александровская слобода, Александрова слобода), Свято-Успенская церковь
Дополнительная информация: Каждое из посланий семи церквам начинается одним из описаний Воскресшего Христа, взятой из этой главы.
«Ангелу Ефесской церкви напиши: так говорит Держащий семь звезд в деснице Своей» (Откр.2:1).
«Ангелу Смирнской церкви напиши: так говорит Первый и Последний, Который был мертв и се жив» (Откр.2:8).
«Ангелу Пергамской церкви напиши: так говорит имеющий острый с обеих сторон меч» (Откр.2:12).
«Ангелу Фиатирской церкви напиши: так говорит Сын Божий, у Которого очи — как пламень огненный, и ноги подобны халколивану» (Откр.2:18).
«Ангелу Сардийской церкви напиши: так говорит имеющий семь духов Божиих и семь звезд» (Откр.3:1).
«Ангелу Филадельфийской церкви напиши: так говорит Святый, Истинный, имеющий ключ Давидов, Который отворяет — и никто не затворит, затворяет — и никто не отворит» (Откр.3:7).
В I главе Откровения Иоанн использует титулы, которые в Ветхом Завете являются титулами Бога, и дает их Воскресшему Христу.
«Глава его и волосы белы, как белая волна, как снег». В Дан.7:9 — это описание Ветхого днями.
«Глас Его — как шум вод многих». В Иез.43:2 — это описание голоса Бога.
«Он держал в деснице Своей семь звезд». В Ветхом Завете Бог Сам управляет звездами. Бог спрашивает Иова: «Можешь ли ты связать узел Хима или разрешить узы Кесиль?» (Иов.38:31).
Хим и Кесиль — совр. созвездия Орион и Медведица; подразумеваются силы, удерживающие их на небесах.
«Я есмь первый и последний». Исаия слышит голос Бога: «Я первый и Я последний, и кроме Меня нет Бога» (Ис.44:6; ср. 48:12).
«Я живый». В Ветхом Завете Бог обычно «Бог живый» (Иис.Н. 3:10; Пс.41:3; Ос.1:10).
«Я имею ключи от ада и смерти». У раввинов была поговорка, что Богу принадлежат три ключа, которые Он не отдаст никому — ключи рождения, дождя и воскресения мертвых.
Это показывает, с каким благоговением Иоанн относится к Иисусу Христу. Он попросту не может дать Ему титулов меньших, чем те, которые принадлежат Самому Богу.