Проституция в Российской Империи
Проституция в царской России находилась под официальным государственным запретом всего около 200 лет (из более чем тысячелетней истории Руси) с 1649 по 1843, когда она была легализована Николаем I (Палкиным:).
Согласно Правилам содержательницам борделей, утвержденных министром внутренних дел 29 мая 1844 года бордели можно было открывать только с разрешения полиции, причём вводился возрастной ценз для содержательниц борделей — «только женщина средних лет — от 30 до 60», а также для приёма проституток в бордель — «не принимать моложе 16 лет». Также существовал запрет приём клиентов содержательницами публичных домов «по воскресным и праздничным дням до окончания обедни».
Было две основных категорий проституток: билетные (работающие в публичном доме) и бланковые (работающие на съёмных квартирах под присмотром сутенёров). В России в 1890 г. домов терпимости было отмечено 1262, тайных притонов 1232, проституток в домах терпимости — 15 365, одиночек 20 287 (это — минимальные цифры, фактически, видимо, больше). Публичные дома в России делились на три категории. В борделях высшей категории за визит платили 100 рублей, а суточная норма была 5—6 человек. В борделях средней категории — суточная норма 10—12 человек при цене 1—7 рублей. Низшей — 30—50 копеек при суточной норме 20 человек и более (
Доктор П. Обозненко дает следующую подробную таблицу 5 189 зарегистрированных им проституток: крестьянок — 47,6%, мещанок — 30,1%, солдаток и солдатских дочерей — 7,3%, иностранок — 3,7%, дворянок — 0,8%, купеческого звания — 0,1%, чиновниц — 1,2%, незаконных дочерей (никуда не приписанных) — 1,6%, из воспитательного дома — 0,2%, финляндок — 2,3%, духовного звания — 0,2%, потомственных гражданок — 0,4%, неизвестного звания — 2,5%. Исследования Мартино показали, что… лишение невинности обыкновенно имеет место в раннем возрасте. Так на 607 проституток дефлорация имела место от 5-20 лет в 487 случаях и лишь 120 — по наступлении 20-летнего возраста (
В 1901 году возрастная планка для работы проституток повышена с 16 лет до 21 года. На деле же большинство публичных женщин, даже живших при официальных домах терпимости, младше – от 11 до 19 лет (в деле о похищении казанской иконы Божьей Матери в 1904 году одним из свидетелей проходила «проститутка лет двенадцати» — прим. Tannarh’a) Т.к. проституция считалась официальной профессией, то публичные дома облагались налогом. Оговаривался и расчет за услуги: 3/4 полагались хозяйке, 1/4 – девушке (
Гомосексуализм в царской России
Гомосексуализм в России находился под государственным запретом еще меньше, чем проституция — всего немногим более 150 лет (с 1832 по 1993), из которых 70 приходятся на советский период.
Широчайшее распространение этого явления наблюдается в эпоху Московской Руси, особенно в 15, 16 и 17 веках. Об этом пишут, иногда с удивлением или негодованием, почти все иностранные путешественники, оставившие свои описания пребывания на Руси, начиная с наиболее известных – Герберштейна, Олеария, Маржерета и т. д. Причем гомосексуальные склонности, по показаниям иностранцев, встречались во всех слоях населения, от крестьян до царствующих особ…
Браки на Руси устраивались по договоренности семейств, супруги обычно были незнакомы друг с другом и в первый раз встречались во время церемонии их венчания. Отсутствуют какие-либо письменные свидетельства романтических или чувственных взаимоотношений между мужчиной и женщиной, если они могли быть вообще на Руси в 16 веке. Вместо этого имеется множество свидетельств, как иностранных, так и местных наблюдателей, которые сходятся во мнении о поразительной распространенности мужского гомосексуализма…
Судя по всему, гомосексуальное поведение мужчин Московской Руси не обуздывалось ни законом, ни обычаем. Как писал хорватский священник Юрий Крижанич, проживавший в России с 1659 по 1677 год, «здесь, в России, таким отвратительным преступлением просто шутят, и ничего не бывает чаще, чем публично в шутливых разговорах один хвастает грехом, иной упрекает другого, третий приглашает к греху, недостает только, чтобы при всем народе совершали это преступление»…
Резюмируя все сохранившиеся сведения о мужском гомосексуализме в допетровской Руси, известный историк С.Соловьев писал – в викторианско-пуританском тоне, свойственном его эпохе: «Нигде, ни на Востоке, ни на Западе, не смотрели так легко, как в России, на этот гнусный, противоестественный грех»…
На Руси к этому пороку относились терпимее, чем на Западе; церковное покаяние за него колебалось от одного года до семи лет, в тех же пределах, что и гетеросексуальные прегрешения (напомню, что в «цивилизованной» Европе в это время за мужеложство сжигали на кострах — прим. Tannarh’a). При этом во внимание принимали и возраст грешника, и его брачный статус, и то, как часто он это делал, и был ли он инициатором действия или его объектом. К подросткам и холостым мужчинам относились снисходительнее, чем к женатым. Если анального секса не было, речь шла уже не о мужеложстве, а о рукоблудии, которое наказывалось мягче. Лесбиянство обычно считалось разновидностью мастурбации (
Таким образом, толерантное отношение к гомосексуалистам является одной из традиционных ценностей человеческого общежития на Руси. Институциональную (государственную) гомофобию импортировал в Россию Петр Первый из все той же «высокоразвитой» Европы. Далее по тексту: «В первый раз в истории России наказание за «противоестественный блуд» появилось в воинских артикулах Петра Первого. В 1706 г., в «Кратком артикуле» князя Меншикова, было введено сожжение на костре за «ненатуральное прелюбодеяние со скотиной», «муж с мужем» и «которые чинят блуд с ребятами». Однако царь Петр, в интенсивной половой жизни которого не отсутствовали черты бисексуальности, это наказание (взятое из шведского воинского статуса) вскоре смягчил. В воинском уставе Петра 1716 года уже не говорится о сожжении, только о телесном наказании и о «вечной ссылке» в случае применения насилия. По мнению дореволюционных специалистов, эти уложения петровского времени распространялись только на военных и не касались остального населения» (
И лишь в 1832 году все тот же Николай Палкин внес в «Уложении о наказаниях» параграф 995, предусматривающий наказание за мужеложество в виде лишения всех прав и состояния и ссылки в Сибирь на 4 — 5 лет (
Легальное оружие в Российской Империи
Мало кто знает, что до революции 1917 года оружие свободно продавалось в охотничьих магазинах. Маузеры, Наганы, Браунинги, Смит-Вессоны... Парабеллумы. Дамские модели, помещающиеся в женской сумочке. «Велодоги» — револьверы для велосипедистов, для эффективной защиты от собак. Можно было купить даже станковый пулемет «Максим» тульского производства...
Откроем, к примеру, пасхальный номер журнала «Огонек», 1914 год. Мирная довоенная весна. Читаем рекламу. Наряду с рекламой «одеколона дивного запаха Дралле», фотографических камер «Ферротипия» и средства от геморроя «Анузоль» — реклама револьверов, пистолетов, охотничьих ружей. А вот и наш старый знакомый! Тот самый Браунинг образца 1906 г.
Носить Браунинг можно было скрытно — помещался он даже в жилетном кармане и дамском несессере. Из-за малого веса и слабой отдачи его охотно покупали женщины, и к нему прочно приклеилось название «дамский пистолет». Браунинг был популярной моделью среди широких слоев российского общества долгие годы…
Это было эффективное оружие самозащиты. Малокалиберная оболочечная пуля пробивала слой мышц и застревала внутри тела, полностью отдавая ему свою энергию. Уровень медицины начала ХХ века зачастую не позволял спасти человека, пораженного во внутренние органы. Благодаря компактному размеру и своим боевым качествам, Браунинг образца 1906 года был популярнейшей моделью.
Всего их было изготовлено более 4 МИЛЛИОНОВ штук!
Вот что писал о праве рядовых граждан на приобретение, хранение и использование гражданских видов оружия в «Очерке науки полицейского права» профессор Императорского Московского университета И.Т. Тарасов: «Невзирая на несомненную опасность от неосторожного, неумелого и злоумышленного пользования оружием, запрещение иметь оружие никоим образом не может быть общим правилом, а лишь исключением, имеющим место тогда, когда:
1. волнения, возмущения или восстания дают основательный повод опасаться, что оружием воспользуются для опасных преступных целей;
2. особые положение или состояние тех лиц, например, малолетних и несовершеннолетних, сумасшедших, враждебных или враждующих племен и т.п., которые дают повод к такому опасению;
3. прошлые факты неосторожного или злонамеренного пользования оружием, констатированные судом или иным способом, указали на целесообразность отобрания оружия у данных лиц».
Со времен Римской Империи основным отличием раба от свободного гражданина наряду с политическими правами было право на ношение и применение оружия — от кинжала под туникой до берданки в сарае или пистолета в кобуре. Невероятно, но факт — на протяжении почти всей своей истории жители России были почти поголовно вооружены (как, впрочем, и жители соседней Европы), вплоть до середины 20 века (