Новый адрес страницы:
https://tannarh.wordpress.com/2013/05/18/посвящение-шамана/

Tannarh
ПОСВЯЩЕНИЕ ШАМАНА

Во время одного из своих путешествий я повстречался со странным племенем, обитавшем где-то в южных лесах. Точно указать их местоположение я не могу, поскольку к тому времени, когда я до них добрался, карта и все навигационные приборы были мною благополучно потеряны, либо пришли в полную негодность. Племя это жило самой примитивной жизнью, которую только может вообразить себе современный человек. Сами себя они никак не называли, поэтому в моих дневниковых записях они значатся просто как Племя с большой буквы "П".

В отличие от более развитых сообществ канарейцев или ахавов, члены открытого мной безымянного Племени не воевали с соседями и с опаской относились к любым изменениям в социальном устройстве своей общины. У них не было развитой религиозной системы или культа, а роль шамана сводилась к проведению простых обрядов на удачную охоту и лечению раненных соплеменников. И поскольку дичь в тех местах водилась в изобилии, да и члены Племени отличались отменным здоровьем, можно сказать, что большую часть времени шаман сидел в своей маленькой хижине и предавался сладостному ничегонеделанию. Иногда он сам ходил на охоту, но делал это скорее для удовольствия, чем по необходимости, ведь Племя и так обеспечивало его всем, что требовалось ему для сытой и комфортной жизни.

Неудивительно, что шаман был самым толстым и ленивым членом этого маленького сообщества, впрочем и самым умным тоже. Я гостил у него три дня, и за это время шаман успел поведать мне много странных и порой совершенно невероятных историй, но самым интересным оказался рассказ о том, как он стал шаманом. Описанием этого удивительного и не имеющего известных мне аналогов обряда иницации я и хочу поделиться с читателями.

Одной из важнейших частей духовной жизни Племени было гадание на древесной коре. Если человек хотел узнать свое будущее, например, будет ли удачной охота или родятся ли у него здоровые дети, он шел в лес и наугад отрывал кусок коры от живого дерева. С этим куском он шел к шаману, и тот гадал по нему, пристально вглядываясь в хаотичный рисунок пятен и мелких трещинок. Каждое новолуние молодые члены племени приносили шаману кору, чтобы узнать, настало ли для них время проходить обряд инициации во взрослую жизнь.

Старый шаман, который начинал уже задумываться о приемнике, определял подходящего кандидата по каким-то особенным, одному лишь ему ведомым знакам на коре. О своем решении он объявлял всему Племени, и с этого момента выбранного им подростка соплеменники начинают называть Волчонком, что по-видимому должно было подчеркивать его особый статус. Волчонок проходит посвящение отдельно от остальных подростков, и его инициацией руководит лично шаман. Остальным членам Племени строго-настрого запрещено вмешиваться в этот процесс, даже если молодому кандидату угрожает смерть.

Целый месяц Волчонок живет в Племени, как и прежде, однако отношение к нему сильно меняется — он становится кем-то вроде изгоя или неприкасаемого: с ним нельзя говорить, родители не могут его наказывать, договоренности о будущей женитьбе считаются недействительными. Шаману запрещено иметь жен и вообще вступать в половую связь с кем-либо. Некоторые полагают, что шаман занимается сексом только с волчицами, однако мне не удалось обнаружить доказательства в пользу данной гипотезы, и я полагаю, что слухи эти являются результатом простой человеческой зависти к избранному сородичу. Запрет на общение объясняется совсем просто: у шамана не может быть друзей и любимчиков, поэтому прежде, чем пройти посвящение, он должен оборвать все прежние связи с приятелями или возлюбленными. Шаман принадлежит миру духов и лишь ему одному должны быть отданы все его помыслы и желания.

В следующее новолуние, как правило на закате, шаман и Волчонок уходят в лес. Следовать за ними строго запрещено. Если в лесу они случайно повстречаются с каким-нибудь членом Племени, он должен сломя голову бежать от них, поскольку подобная встреча считается дурным предзнаменованием и даже предвестием скорой смерти. Шаман и Волчонок идут до темноты, а потом разжигают костер, и шаман приступает к первой части инициации. Пока на огне готовится особый отвар, он в самых общих чертах рассказывает подростку об устройстве их мира и об обязанностях шамана — о его священном долге заботиться о благополучии Племени. После они вдвоем выпивают отвар и, затушив костер, идут дальше в лес к особому месту силы, где происходила окончательная инициация всех шаманов Племени.

Идут в темноте, чтобы случайные свидетели и злые духи не могли их выследить. Травы, входящие в состав шаманского отвара, обостряют их ночное зрение, поэтому они не испытывают обычных проблем при передвижении по ночному лесу. В конце пути они оказываются перед старым поросшим мхом дольменом, столь же древним, как и сам лес, а может и еще древнее. Здесь шаман рассказывает Волчонку, что он должен сделать, чтобы стать Волком, а затем и Оборотнем. Волками в Племени называют взрослых мужчин, а оборотнями — шаманов за их двойственную природу. Разумеется шаман не является оборотнем в привычном нам значении этого слова, данный титул лишь призван подчеркнуть его отличие от остальных членов племени и не более того.

Изложить суть объяснений шамана трудно, особенно в вольном пересказе, но я все же попытаюсь. Волчонок должен один войти в дольмен и выбрать себе помощника и учителя из мира духов. Внутри лежат человеческие черепа, которые грезят о мире волшебных машин, свободно передвигающихся по земле, под водой и по небу — это призрачный мир духов, некогда существовавший в реальности, но канувший в небытие на заре времен. Мертвые люди не знают, что они умерли и стали духами, им кажется, будто они продолжают жить в своем призрачном мире и заниматься своими повседневными делами.

Когда-то этот мир накопил невероятное количество знаний, его обитатели покорили природу и даже достигли других планет, а потом они превратились в призраков, грезящих о былом величии и могуществе. Их черепа были сложены в дольмены, раскиданные по всему необъятному лесу, и шаманы научились использовать накопленную ими информацию во благо своих племен. Духи не знают, что их используют в качестве помощников, многие даже не подозревают об этом, и лишь некоторым из них снятся иногда сны о большом лесе, где живут дикие племена и шаманы, с которыми они встречаются время от времени и разговаривают о разных вещах.

В конце шаман предупреждает Волчонка о серьезной опасности, подстерегающей его внутри дольмена. Иногда случается так, что не шаман призывает духа, а слишком сильный дух затягивает его в свой мир. Где-то половина кандидатов в шаманы погибают по этой причине и становятся беспризорными духами в потустороннем мире. Они носятся там в небесах и ищут дорогу домой, но не могут ее найти, потому что обратного пути не существует. Умерев однажды нельзя возвратиться в мир живых.

Получив все необходимые наставления, Волчонок заходит в дольмен, выбирает себе череп и призывает обитающего в нем духа, чтобы установить с ним прочную связь. В случае успеха он становится настоящим шаманом, и его обучение продолжается до тех пор, пока старый шаман не умрет. Именно так все и произошло с моим новым другом: когда его предшественник умер, передав ему все свои знания, он занял его место и стал шаманом этого Племени.

Закончив писать в блокноте, я почувствовал, что мне пора уходить, но шаман жестом остановил меня.

— Погоди, — сказал он, — я хочу показать тебе кое-что.

С этими словами он достал из небольшой ямы в изголовье своей лежанки человеческий череп и, держа его обеими руками, словно это была величайшая на свете драгоценность, продемонстрировал его мне.

— Здесь живет мой дух, — продолжил шаман. — Иногда он приходит ко мне, и я рассказываю ему одну и ту же историю, которую он каждый раз забывает, вернувшись назад в свой мир. И это повторяется уже очень долгое время.

Шаман поднял череп над головой и внезапно расхохотался. Я вскочил из хижины как ошпаренный, спешно собрал свои вещи, и в тот же день покинул стоянку Племени, пообещав себе никогда туда больше не возвращаться.

Tannarh, 2013 г.

avatar