Новый адрес страницы:
https://tannarh.wordpress.com/2013/05/22/тайные-тропы/
Tannarh
ТАЙНЫЕ ТРОПЫ
(Краткий обзор учения Саймона Уинга)
Ночь и ночная дорога —
это одно и то же.
Хуан Рамон Хименес
Кто такой Саймон Уинг?
Саймон Уинг изложил свое учение в трех небольших по объему книгах, опубликованных в Англии в середине прошлого века. Две из них «Тайные тропы» (1957) и «Дороги ночи» (1959) были переведены на русский язык в конце восьмидесятых и ходили по рукам в самиздатовских перепечатках наряду с трудами Кастанеды и Блаватской. Последняя книга «Зазеркалье без зеркал» (1965) существует только на английском языке, и о ней мало кто знает даже в среде немногочисленных западных поклонников творчества Уинга.
В отличие от большинства современных мистиков и основателей новых религиозных движений, Саймон не стремился к славе и деньгам, предпочитая уединенную жизнь в деревенской глуши в доме, доставшемся ему по наследству от рано умерших родителей. Он не читал публичных лекций и всячески избегал встреч со своими поклонниками. После смерти в его кабинете нашли несколько коробок с нераспечатанными письмами от читателей. Почему он бережно хранил их, вместо того, чтобы выбросить — загадка. Все это породило слухи о психическом заболевании, которым якобы страдал Уинг, однако никаких доказательств его хулители так и не смогли предъявить.
Соседи отзывались о Саймоне как о вежливом, но нелюдимом холостяке с хорошими манерами и странными идеями, что, разумеется, не является патологией, особенно в английской глубинке, где чудаки встречаются довольно часто. Причина смерти Уинга доподлинно не известна: авторы единственного англоязычного сайта, посвященного этому удивительному человеку, ограничились лишь скупой строчкой «признан умершим», что бы сие ни значило.
Описывая учение о тайных тропах, Уинг никогда не указывал источников информации, в его книгах вообще нет ссылок и примечаний. Структурно они напоминают «Логико-философский трактат» Людвига Витгенштейна — те же коротки рубленые фразы и кажущаяся излишней категоричность суждений. Уинг не пытался ничего доказать или объяснить, он лишь излагал свои идеи наиболее удобным для него образом.
Насколько его идеи будут понятны современному читателю, пресытившемуся всевозможной псевдомистической литературой, сказать трудно. Однако на мой взгляд Саймон Уинг, будучи оригинальным и небезынтересным мыслителем, заслуживает самого пристального внимания со стороны искателей тайных знаний, испытывающих отвращение к поп-оккультизму, чья одуряющая простота пленяет профанов и сумасшедших, заполонивших сегодня Интернет.
Человеческие миры
Научные достижения двадцатого века породили у большинства людей иллюзию единого социокультурного пространства, каждая часть которого в одинаковой степени доступна для всех. Саймон Уинг использует следующий пример для пояснения своей мысли: новые представления о вселенной как об огромном расширяющимся пространстве, заполненном сгустками свободно перемещающейся материи, были неосознанно спроецированы многими в область человеческих взаимоотношений. Люди стали думать, что, приложив определенные усилия, они смогут достичь любой точки единого социального континуума, не разделенного на части непреодолимыми преградами, ведь человек, пусть даже чисто теоретически, способен долететь до самого дальнего уголка Вселенной.
Уинг разрывает это неоправданное отождествление представлений об устройстве мироздания и человеческого общества, поясняя, что на самом деле мир людей (и даже сознание самого человека) состоит из множества параллельных вселенных, обитатели которых зачастую даже не подозревают о существовании друг друга. Обитатели одной социальной вселенной не могут попасть в другую, в независимости от их желаний и сил, подобно тому, как вышедший на пенсию кочегар никогда не станет премьер-министром, а безродный наркоман — наследником английского престола. Дня них подобных возможностей просто не существует, и у них нет ни единого шанса сделаться обитателями мира английского истеблишмента.
Любой мегаполис является местом, где параллельные социальные вселенные накладываются друг на друга, но не пересекаются. Обыватели, спешащие утром на работу, просто не в силах разглядеть эти миры, надежно скрытые под покровом внушенных обществом иллюзий и стереотипов. Проходя мимо праздношатающихся бездельников, приторговывающих наркотиками в подземных переходах; бросая монетку жалкому попрошайке, который вполне может оказаться местных королем нищих; переходя дорогу перед шикарным автомобилем мажора, возвращающегося из закрытого ночного клуба — во всех этих случаях обыватель искренне полагает, что различия между ними заключаются лишь в социальном статусе и уровне дохода.
Уинг считает иначе. По его мнению обычный человек — работяга, обремененный карьерой, семьей и долгами — в принципе не способен понять и принять образ жизни того же нищего, живущего подаянием без каких либо гарантий, что завтра он не умрет от голода. Они существуют в разных мирах, и оба не осознают этого. Разумеется, по ряду причин обыватель может однажды оказаться на улице в качестве попрошайки или выиграть в лотерею и стать богачом, что опровергает утверждение Уинга о невозможности перехода из одной социальной вселенной в другую. Подробнейшим образом проанализировав несколько реальных случаев подобных переходов, Уинг разработал теорию «тайных троп», перевернувшую всю его жизнь.
Кратчайший путь между двумя точками
Однажды, будучи еще ребенком, Уинг решил сократить дорогу до школы, упал в овраг и сломал ногу. Позднее он сделал из произошедшего следующие выводы:
1. Между двумя точками существует несколько возможных путей.
2. Большинство людей выбирают наиболее безопасную и, как правило, длинную дорогу.
3. Чем короче путь, тем больше рискует идущий по нему.
4. Чем опаснее дорога, тем меньше людей знают о ней.
Таким образом тайные тропы — это кратчайшее расстояние к цели, сопряженное с максимальным риском. В детстве Уинг постоянно искал короткие пути, из-за чего у него порой возникали проблемы. Дело однако не ограничивалось прогулками по чужим земельным участкам и ссорами с соседями. В некоторой степени Уинга можно назвать дедушкой современного лайфхакинга, ведь он описал в своих книгах ряд советов и приемов, позволяющих существенно облегчить повседневную жизнь. Сегодня многие его изобретения уже неактуальны и могут вызывать разве что улыбку искушенного читателя, что нисколько не умаляет их значимости для той эпохи.
Заинтересовавшись устройством общества, Уинг пришел к выводу, что неудачные переходы между социальными вселенными зачастую сопряжены с риском, которому подвергается человек, осознанно или неосознанно выбравший кратчайшую дорогу к цели. Многие богачи, потерявшие свои капиталы, довольно быстро сколачивают новые состояния. Для них нищета — всего лишь небольшой промежуток между длительными периодами достатка. Поэтому превращение обывателя в нищего попрошайку следует рассматривать как пример неудачного путешествия по тайной тропе, закончившегося падением в овраг. Уинг ни в коем случае не злорадствует, однако он обращает внимание читателя на тот факт, что из миллионов людей, едва сводящих концы с концами, на улице оказываются лишь единицы, и точно так же лишь незначительный процент обычных людей зарабатывают огромные состояния.
Все эти теории так и могли бы остаться игрой ума скучающего джентльмена, если бы Уинг не решил применить их в области, интересовавшей его намного больше, чем прогулки по окрестностям и жизнь обитателей городского дна. Темная сторона Уинга проявила себя в книге «Дороги ночи», в которой он наконец-то сумел объединить все свои предположения и гипотезы в стройную теорию, впитавшую в себя новейшие научные открытия, магию и тайные оккультные практики, многие из которых до сих пор известны лишь узкому кругу посвященных.
Под покровом ночи
Широкие познания Уинга в оккультных науках не вызывают сомнения. В его домашней библиотеке хранилось несколько сотен книг по магии и эзотерики, в том числе и редчайшие экземпляры, пропавшие после смерти писателя или же украденные коллекционерами и ценителями подобной литературы. В отличие от псевдооккультистов и всевозможных мошенников, Саймон старался не привлекать к себе лишнего внимания, тщательно оберегая свои секреты от излишне любопытных профанов.
Некоторые считают, что книги Уинга наполнены тайными знаками и символами, а его рассуждения об устройстве общества представляют собой лишь уловку для отвода глаз. Действительно, постоянно говоря о «мире людей», Уинг как бы намекал на существование иных миров, в которых люди не являются ни хозяевами, ни самопровозглашенными «венцами творения». Кажущаяся простота его книг обманула многих, и никто не может сказать с полной уверенностью, что правильно расшифровал его предполагаемого «послание человечеству».
В «Дорогах ночи» Уинг наконец приоткрывает завесу тайны над сутью своего учения. Он исходит из двух простых истин:
1. Человеческие органы чувств воспринимают лишь незначительную часть реального мира.
2. Восприятие человека искажено воспитанием, социальными установками, комплексами, стереотипами и собственными желаниями.
Как правило, большинство мистиков строят на этом фундаменте какую-нибудь фантастическую гипотезу о строении мира и месте человека в нем, однако эти философские абстракции совершенно не интересовали Уинга. Он обладал исключительно прагматичным умом и пытался решить одну простую задачу: как с минимальными затратами достичь максимального результата. Если видимый мир представляет собой лишь часть огромной и никем пока еще толком неисследованной Вселенной, то помимо так называемых «дневных путей», которыми пользуются обычные люди в повседневной жизни, должны существовать и тайные тропы, лежащие за пределами обыденного восприятия.
Уинг обнаружил такие тропы. Он назвал их «ночными дорогами» и посвятил всю оставшуюся жизнь их исследованию. Тайные тропы — это не маршруты на карте и не порталы в параллельные миры, а скорее цепочки вероятностей и случайных совпадений, срабатывающие чаще, чем все прочие «если». Уинг испытывал огромные трудности при описании этих путей, поэтому ему приходилось использовать примеры, понятные рядовому читателю и в немалой степени искажающие суть этого явления.
Например, ваши шансы выиграть в лотерею огромную сумму денег невелики, однако если вы купите билет в определенное время и в определенном месте, то вероятность вашего выигрыша увеличится в разы. Миллионы людей вкладывают деньги в рискованные проекты, но лишь единицы прогорают дотла и оказываются на улице — это результат негативного воздействия «тайных троп». Причем последствия перехода по «тайной тропе» непредсказуемы, поскольку, как мы помним, «чем короче путь, тем больше рискует идущий по нему». Молодой Уинг сломал ногу, перебираясь через овраг, и это событие необратимым образом повлияло на всю его дальнейшую жизнь.
Зеркала в темноте
Уинг считал, что тайные тропы не предназначены для большинства людей. Он любил повторять: «Все люди не могут выигрывать в лотерею одновременно». Он словно предчувствовал, что его идеи будут использованы нечестными на руку людьми для личного обогащения, и практически не оставил советов, как найти нужную тайную тропу и воспользоваться ей. Опасения Уинга оказались не напрасны. Мысль о том, что человек может достигать нужных ему результатов с минимальными усилиями, пришлась по душе некоторым «торговцам счастьем» и много лет спустя после смерти Саймона они стали зарабатывать на ней неплохие деньги.
Идеи Уинга были использованы создателями документальных фильмов «Секрет» и «Код Моисея». Его влияние заметно в книгах Эстер Хикс, посвященных так называемому «закону притяжения», и Вадима Зеланда о «трансерфинге реальности». К счастью, работа Уинга «Зазеркалье без зеркал», посвященная практическим аспектам его учения, является библиографической редкостью, и в Интернете нельзя найти даже ее сканов. А без нее многочисленные гуру были вынуждены затыкать дыры в собственных интерпретациях наследия Уинга метафизическими фантазиями о «секретах», «законах» и «параллельных мирах».
Уинг же прибегал к метафизике только в самых крайних случаях, когда хотел выразить сложную мысль простым языком. В «Зазеркалье без зеркал» он описывает несколько способов обнаружения тайных троп. Для этого ему пришлось придумать изящную аллегорию, которую ни в коем случае нельзя считать действительным описанием реальности. Представьте себе, что вы находитесь в окружении множества зеркал. Огороженное ими пространство — это ваш повседневный мир, по которому вы перемещаетесь из дома на работу и обратно. Зеркала отражают ваши представления о реальности, в том числе и о вас самих. Вы не можете выбраться из этого маленького мирка (или большого — размер «тюремной камеры» значения не имеет), потому что это ваша привычная среда обитания. Вы к ней привыкли, и она кажется вам вполне сносной (или не кажется).
Тайные тропы находятся снаружи. Чтобы добраться до них вам нужно разбить хотя бы одно зеркало, однако вы не можете этого сделать, поскольку, во-первых, не знаете об их существовании (теперь знаете), а, во-вторых, они составляют часть ваших представлений о мире и о себе. Чтобы разбить зеркало, человек должен изо всех сил ударить по своему собственному отражению, чего многие из нас сделать неспособны, поскольку мы путаем себя и свои отражения, полностью отождествившись с ними. К тому же разбитое зеркало создаст в нашей привычной среде обитания тревожащую брешь, которая может стать причиной серьезных психических расстройств.
Уинг полагал, что уничтожение всех зеркал должно стать шагом к обретению подлинной человечности, не ограниченной никакими рамками и представлениями, однако в этом случае в мире не остается ни одного отражения человека, и он исчезает из обыденного мира, становясь таинственным странником на темных тропах, по ту сторону любых объяснений и метафор. Насколько сам Уинг преуспел на пути к этой благородной цели, сказать трудно — в мире осталось слишком мало зеркал, хранящих его неуловимое отражение.