Новый адрес страницы:
https://tannarh.wordpress.com/2013/05/25/светлячки/

Tannarh
СВЕТЛЯЧКИ

Искра, ползущая сквозь темноту. Искра, оставляющая за собой редкие, разбросанные во тьме огоньки. Искра, которая множит свет, — в то время как ночь гораздо сильнее…

Марина и Сергей Дяченко «Варан»

У фантаста Роджера Желязны есть небольшой рассказ «Светлячок» о постапокалиптическом будущем, в котором человечество лишилось практически всех энергетических ресурсов. Лишь далеко на юге сохранились поля солнечных батарей, где живут вольные торговцы электричеством. С заряженными аккумуляторами они путешествуют в дикие холодные земли и продают свой товар жителям небольших хорошо укрепленных поселков. Люди называют их торговцами светом или светлячками, поскольку на подходе к крепостям они зажигают на длинных шестах лампочки, хорошо заметные в сумерках, чтобы их случайно не приняли за разбойников или аферистов, торгующих выдохшимися аккумуляторами.

Этот поэтический образ людей, несущих свет во мрак, весьма характерен не только для творчества Желязны, но и многих других писателей, вдохновленных мифом о Прометее, подарившем человечеству огонь. В двадцатом веке интеллектуалы были одержимы идеей прогресса, поэтому новые технологии казались им панацеей от всех бед и даже единственным приемлемым смыслом существования разумных существ во Вселенной. Представления масс о будущем также были неразрывно связаны с научными достижениями той эпохи. И вот это будущее наконец-то наступило, однако человечество так и не обрело долгожданного счастья. Вместо этого люди сделались рабами научного прогресса — безвольными потребителями, прожигающими свои жизни в погоне за модными гаджетами и бессмысленными новинками.

Полвека назад многие искренне считали религию сном, сковавшим человеческий разум на долгие тысячелетия, и искали спасения в научном мировоззрении, способном, как тогда казалось, уничтожить всех религиозных монстров в сознании людей. Однако наука оказалась всего лишь еще одним чудовищем, порожденным сном разума. Именно ученые предоставили в распоряжение правительств и корпораций средства тотального контроля над людьми, о которых тираны и религиозные лидеры прошлого не могли даже мечтать. Наука превратила человека сначала в послушный элемент конвейерного производства, а затем и вовсе в виртуальную точку пересечения товарно-денежных потоков. Прогресс не разбудил людей, он лишь сделал их сны более яркими и разнообразными.

Человечество продолжает спать, и никто не хочет просыпаться. Наоборот, многие ищут спасения от повседневной суеты в крайних формах эскапизма, заглушающих смутное чувство беспокойства и ощущение, что в окружающем мире что-то не так. Мы все это чувствуем. Что-то сломалось в мироздании. Сейчас эта поломка не слишком заметна, но с каждым годом ее влияние на судьбы людей будет возрастать, пока однажды не опрокинет небо нам на головы. Сон без кошмаров не может длиться вечно.

Наши излюбленные сновидения — религии, идеологии и идеалы — постепенно выгорают, превращаясь в едва заметные тени у кромки сознания. Происходящее кажется бессмысленным бегом по кругу, и даже в гедонизме не видится былого счастья. Мы находимся в центре урагана, состоящего из мельтешащих с невыносимой скоростью вымыслов и иллюзий. У нас есть три возможных пути: продолжать смотреть на это мельтешение, лечь на землю и забыться мертвым сном без сновидений или отправиться наверх к пробуждению.

Людей, избравших третий путь, можно назвать светлячками. Они еще не проснулись и, быть может, никогда не смогут этого сделать, однако их устремления кардинальным образом отличаются от покорного безволия масс и агрессивной бессмысленной деятельности эскапистов, пытающихся убедить мир в реальности своих религиозных, социальных и прочих фантазий. Светлячки пытаются раскачать эту лодку Харона, на которой человечество плывет к смерти. Они будят в людях чувство беспокойства, лишая их непоколебимой слепой веры в незыблемость иллюзий. Чем больше людей усомниться в реальности сна, тем скорее он закончится, перейдя в другой, и в этом разрыве между двумя грезами становится возможным истинное пробуждение для всех.

Светлячки ищут противоречия в окружающей действительности и доводят их до абсурда, в котором бред становится неотличим от реальности и наоборот. Они не пытаются убедить людей в своей правоте, поскольку это бессмысленно и совершенно ненужно, ведь иллюзия собственной правоты — это одна из самых опасных ловушек в мире грез. Их задача заключается лишь в том, чтобы побудить человека задуматься над своим положением, посмотреть на мир не с точки зрения своей социальной или религиозной группы, а своими собственными глазами. У многих подобные предложения вызывают сильное раздражение. Они не способны даже на секунду разжать тиски сдавивших их разум идеологий, чтобы просто оглядеться по сторонам и постараться увидеть себя со стороны. Поэтому в большинстве случаев получается так, что не человек смотрит на мир, а идеология — глазами человека, низводя его до уровня заурядного переносчика очередного комплекса религиозных, политических или культурных мемов.

Светлячки ведут свою подрывную деятельность многими способами. Одни, например, уподобившись «вольным каменщикам» закладывают фальшивые кирпичи в фундамент личных и общечеловеческих представлений о мире. Вообразите ребенка, который на протяжении всей жизни верил в Деда Мороза, и вдруг родители говорят ему, что никакого Деда Мороза не существует — это и есть заранее заложенный «фальшивый камень», подрывающий веру одного маленького человека в реальность «реального». А теперь представьте Папу Римского, заявляющего на весь мир, что Бога нет, и единственная цель всех религий — просто обеспечить священнослужителям легкую сытную жизнь — последствия такого «подрыва» были бы колоссальными[1].

Другой, более эффективной тактикой светлячков является взлом сознания, своеобразный mind-hacking при помощи готовых или самодельных эксплойтов[2] к уже заложенной в человеке картине мира. Сектантам хорошо известны многие уязвимости массовых религий и идеологий, и они не стесняются пользоваться ими в корыстных целях, чтобы внедрять свои учения и идеи в незащищенные умы обывателей (см. Признаки сектанта). Перед светлячками стоит другая задача: отыскать в мировоззрении человека фатальный баг, который обрушит его систему фальшивых представлений о мире в небытие. Задача трудная, но выполнимая, и многие светлячки испытывают ни с чем не сравнимое удовольствие, зажигая огни в других.

Человек становится светлячком, когда в полной мере осознает несколько простых и вместе с тем чрезвычайно трудных для понимания вещей. Во-первых, содержание сна не имеет принципиального значения: не важно, что тебе снится, твоя главная проблема заключается в том, что ты спишь. Во-вторых, если ты научился контролировать свой сон, это не значит, что ты научился контролировать самого себя, в противном случае ты бы уже давно проснулся. И, в-третьих, человек может в любую секунду забыть о своем стремлении к пробуждению, поэтому чем больше людей поддерживают друг в друге это стремление, тем больше вероятность успеха для каждого из них.

Бурное развитие компьютерных технологий не только подарило людям множество новых ярких иллюзий, но и с максимальной очевидностью обнажило их фальшивую суть (см. О Пустоте). В отличие от своих предков современный человек ежедневно сталкивается с возможностью осознать нереальность происходящего. Каждый раз, включая компьютер, он видит перед собой экран, состоящий из множества разноцветных пикселей, которые заставляют его смеяться или страдать. Эти пиксели складываются в иллюзии образов и слов, не имеющих под собой никакой реальной природы, и в конечном итоге все сводится к игре фотонов на сетчатке глаза, а животный инстинкт самосохранения требует безоговорочной веры в реальность происходящего.

В глобальном смысле человек, осознавший иллюзорность сна, не представляет серьезной опасности для всей системы в целом. Большинство людей спят не потому, что они стали жертвой какого-то зловещего заговора, а потому, что сон оберегает их от неприятного столкновения с реальностью, где все их фантазии и теории не имеют никакого значения. Сон позволяет играть с образом реальности, подгоняя его под собственные желания и убеждения, устремленные в область невидимого, населенного богами и идолами.

Мышление — великий генератор иллюзий. Спросите у человека, сколько времени в сутки он думает о реальных вещах, и он просто не поймет вас, потому что для него бутерброд с колбасой и Бог — одинаково реальны. Он не видит или не хочет видеть принципиального различия между этими понятиями. Точно так же для ребенка одинаково реальны подарки и Дед Мороз, который якобы положил их под елку. Мало того, наличие подарков под елкой мыслится ребенком как неопровержимое доказательство существования Деда Мороза.

Если оставить за скобками дурную бесконечность (матрица в матрице в матрице в матрице и т. д.), то принцип разграничения иллюзорного и сверхиллюзорного можно сформулировать следующим образом: реально то, что можно доказать без слов. Иначе говоря, если реальность чего-то доказывается одними только словами, значит мы имеем дело с иллюзией. С учетом же дурной бесконечности созданных друг в друге матриц, окончательная реальность определяется тем, что не требует вообще никаких доказательств, или в другой формулировке: любая попытка доказать реальность окончательной реальности приводит к возникновению ее иллюзии.

Схожий образ можно найти в «Амберских Хрониках» Роджера Желязны, где у единственного реального мира существует множество теней или отражений, зависящих от восприятия тех, кто путешествует через них. Желязны настроен весьма пессимистично, поскольку все его персонажи обитают в отражениях, а первозданный мир представляет собой скалистый остров посреди бескрайнего океана, где никто не живет, и мало кто знает о его существовании.

Tannarh, 2013 г.


[1] Еще несколько более утонченных «фальшивых камней» можно найти, к примеру, у Борхеса в «Книге вымышленных существ».
[2] Эксплойт — компьютерная программа, фрагмент программного кода или последовательность команд, использующие уязвимости в программном обеспечении и применяемые для проведения атаки на вычислительную систему. В данном случае эксплойт — это любой текст, изображение или музыка, способные вызвать у человека устойчивый когнитивный диссонанс.
avatar