Новый адрес страницы:
https://tannarh.wordpress.com/2009/04/19/анатомия-души/

Tannarh
АНАТОМИЯ ДУШИ

Светлой памяти оккультизма… R.I.P.
 

Поскольку наше эфирное тело в дырах, а техники навигации по астральному царству давно забыты, культура постмодерна в своих играх направляется прямиком в мрачное чрево коллективных галлюцинаций.

Эрик Дэвис «Техногнозис: мир, магия и мистицизм
в информационную эпоху»

Тела

Физическое тело

Физическое тело (организм) — это тело ощущений, искаженного восприятия доступной для органов чувств действительности. Оно представляет собой крохотную частицу бесконечной Вселенной. Эту частицу люди со свойственной им безосновательной самоуверенностью называют своей собственностью. Физическое тело служит для связи личности с объектами «видимого мира», оно является проводником информации, поступающей «извне», поскольку постоянно пребывает в окружающем мире и неразрывно связано с ним. Тело подчиняется известным нам физическим законам, поэтому мы способны прогнозировать его поведение и реакции. Оно является источником ощущений, которые принято делить на «приятные» и «неприятные». Однако следует помнить, что «приятными» ощущениями принято называть те, что доставляют наслаждения самому телу, а к «неприятным» люди относят те ощущения, которые наносят телу вред. Для человеческого разума все ощущения одинаковы. Наслаждения и страдания имеют отношение лишь к физическому телу, в нем они зарождаются и в нем же умирают. Личность может попасть в психическую зависимость от своего тела (наркомания, алкоголизм, курение), однако для посвященного подобная возможность исключена или почти исключена. Посвященный воспринимает свое тело именно как источник ощущений, но не более того. Мир тела дает не так уж и много поводов для интеллектуального развития, поэтому посвященный не уделяет ему слишком много времени. Посвященный не «воюет» и не «дружит» со своим телом, но поддерживает с ним взаимовыгодное сотрудничество.

Эфирное тело

Эфирное тело позволяет личности осознавать свою человеческую форму. Благодаря эфирному телу люди чувствуют боль в пальцах ампутированных конечностей. Оно также ответственно за то, что во сне мы выглядим как люди, а не как что-либо иное, например деревья. Эфирное тело почти не связано с объектами физического мира. Оно способно воспринимать звуковые, световые и иные волны, однако никаких ощущений они не вызывают. Незамутненное эмоциями восприятие эфирного тела служит для понимания сути объектов. Физическое тело сообщает человеку о том, что объект присутствует. Эфирное отвечает на вопрос «что это такое?». Как и физическое тело, эфирное является ограниченной частью бесконечной Вселенной, не доступной человеческим органам чувств. Эфирное тело позволяет людям осознавать себя людьми, а не кем-нибудь иным. На вопрос «кто я?» оно отвечает: «Ты человек». Каждый вкладывает в понятие «человек» свой смысл, поэтому эфирные тела людей отличаются. Это не значит, что человек самостоятельно формирует эфирное тело, просто он наполняет его особым смыслом. Контроль над телом для посвященного значит контроль над всеми составляющими тела независимо от степени их важности. Посвященный контролирует свое эфирное тело в той степени, в какой ему это необходимо. Через управление эфирным телом Посвященный получает возможность контролировать и понимать свои сны. Также он получает доступ и к иным возможностям, не доступным обычным людям.

Астральное тело

Астральное тело служит проводником чувств и желаний из «внешнего» мира во «внутренний» и наоборот. Оно сугубо индивидуально и развивается у каждого в различной степени. Люди могут отчасти влиять на него, однако большинство является рабами своих чувств и желаний, то есть рабами своих потребностей, отчасти внушенных извне. Через это тело люди «заражаются» эмоциями от окружающих. Более всего это заметно в толпе, легко впадающей как в панику, так и в эйфорию. Посредством астральных тел родственники чувствуют состояние друг друга на больших расстояниях. Так матери узнают о смерти детей до того, как им сообщают об этом. Посвященный стремится к контролю над астральным телом, однако не подавляет его и тем более не стремится к его уничтожению. Астральное тело связывает его с миром и через него он познает скрытую от физического и эфирного тел часть Вселенной. Отказ от чувств равносилен добровольному ослеплению. Ни к чему хорошему это привести не может, поскольку для полноценного познания одной только информации недостаточно. С помощью астрального тела Посвященный выстраивает иерархию приоритетов в своей жизни. Через него он определяет ценность тех или иных объектов. Контроль над астральным телом позволяет посвященному не поддаваться эмоциональным порывам, спокойно относиться к окружающей его человеческой грязи и тупости и отыскивать в бурном потоке бытия самое главное.

Ментальное тело

Ментальное тело служит в качестве канала для мыслительной деятельности человека. Недостаточное развитие этого тела делает людей невосприимчивыми к внешним идеям и абстрактным понятиям и чрезвычайно затрудняет процесс познания. Это объясняет, почему, например, некоторые, в общем-то, неглупые люди с хорошо развитым интеллектом плохо учатся в школе, либо ничего не могут понять в таких науках как физика и математика. Если эфирное тело позволяет нам получать информацию о физическом состоянии человека или иного объекта, а астральное об его эмоциональном настрое, то ментальное тело делает возможным телепатическую связь между людьми, обмен мыслями и образами на расстоянии. Причем процесс обмена не всегда происходит осознанно. Истории известны случаи, когда, например, сразу несколько ученых независимо друг от друга совершали какое-либо открытие. То же самое случалось в среде писателей, художников и прочих «тонких» натур. Скорее всего, мысль принадлежит одному человеку, а другие просто ею пользуются, не имея ни малейшего представления о том, что совершают довольно-таки необычную кражу интеллектуальной собственности. Развитие ментального тела делает теоретически возможным внушение идей без непосредственного контакта с человеком, а также считывание мыслей людей, живших в прошлом или еще не родившихся. Усиливая и очищая свое ментальное тело, Посвященный расширяет свои возможности не к мышлению, но к познанию окружающего мира и, в конце концов, себя самого.

Корпускулярное тело

Корпускулярное (от лат. corpusculum — частица) тело — это тело тонких энергий. Его свойства относятся к квантовой физике и частично лежат за ее известными на данный момент пределами. Корпускулярное тело проводит энергию и служит для энергетического обмена личности человека с внешней средой. В людях, научившихся контролировать корпускулярное тело, просыпаются способности к телекинезу и левитации. Думаю, что явление, называемое полтергейстом, также берет свое начало в этой области человеческих способностей. Благодаря направленной энергии корпускулярного тела некоторые люди могут усилием мысли создавать на фотопленке различные образы, нарушать работу электроприборов, особенно таких чувствительных как компьютеры, гнуть ложки, притягивать к себе металлические предметы, то есть манипулировать с объектами физического мира посредством своей воли. Корпускулярное тело связывает человеческое «Я» с основами Вселенной. Оно имеет непосредственное отношение к так называемой психической энергии, сознанию и бессознательному. Фактически это неизведанная область с неопределимым потенциалом возможностей. Она практически не поддается терминологическому описанию. Посвященный, идущий по пути самопознания, не должен ее игнорировать. Сама работа в этой области требует если не врожденных талантов, то определенного уровня мастерства, которого нельзя достигнуть за один день. Это тяжелая работа, результат которой зависит исключительно от самого посвященного. Итак, я отношу физическое, эфирное, астральное, ментальное и корпускулярное тела к области бессознательного, соединяющего сознание со Вселенной.

Сознание

Ощущения

Физическое тело порождает ощущения, благодаря которым люди могут ориентироваться в пространстве. Восприятие действительности осуществляется посредством пяти сенсорных каналов: визуального (зрительного), аудиального (слухового), кинестетического (моторно-чувствительного), осмического (обонятельного) и вкусового. Как правило, у человека хорошо развит только один канал, остальные играют роль вспомогательных. Например, у художников основным является визуальный канал, у музыкантов — слуховой, у спортсменов — моторно-чувствительный, у дегустаторов — вкусовой. Однако не следует путать окружающий мир со своими собственными ощущениями. Посредством физического тела человек может познать только свои собственные ощущения, вызванные соприкосновением с реальностью (разумеется, если таковая вообще существует). Карл Густав Юнг дает следующее определение ощущения: «Ощущение есть прежде всего чувственное восприятие, т. е. восприятие, совершающееся посредством чувственных органов и «телесного чувства» (ощущения кинестетические, вазомоторные и т.д.). Ощущение является, с одной стороны, элементом представления, потому что оно передает представлению перцептивный образ внешнего объекта, с другой — элементом чувства, потому что через перцепцию телесного изменения придает чувству характер аффекта. Передавая сознанию телесные изменения, ощущение является представителем и физиологических влечений. Однако оно не тождественно им, потому что является чисто перцептивной функцией». Ясно, что познание посредством одних только чувств будет неполным и, мягко говоря, неточным, поэтому Посвященный использует органы чувств своего физического тела не столько для получения информации, сколько для проверки ее достоверности.

Интуиция

Интуиция происходит из эфирного тела. Благодаря интуиции человек может узнать о физическом состоянии объекта. Например, некоторые экстрасенсы умеют определять на расстоянии причину поломки какого-либо прибора или болезнь человека, однако с помощью интуиции невозможно читать мысли на расстоянии (за этот процесс отвечает ментальное тело, поэтому интуиция чаще всего работает вместе с ним и почти никогда с физическим телом). По Юнгу «Интуиция есть та психологическая функция, которая передает субъекту восприятие бессознательным путем. Предметом такого восприятия может быть все: и внешние, и внутренние объекты или их сочетания. Особенность интуиции состоит в том, что она есть ни чувственное ощущение, ни чувство, ни интеллектуальный вывод, хотя может проявляться в этих формах. При интуиции какое-нибудь содержание представляется нам как готовое целое, без того, чтобы мы сначала были в состоянии указать или вскрыть, каким образом это содержание создалось. Интуиция — это своего рода инстинктивное схватывание все равно каких содержаний. Подобно ощущению, она есть иррациональная функция восприятия». Собственно, одной из основных задач посвященного является расширение сознания (процесс само-осознания) до таких пределов, пока оно не охватит максимум бессознательного и иррационального. Я не имею здесь в виду провозглашенное художником-сюрреалистом Сальвадором Дали стремление «одержать победу над Иррациональным» (как часто завоеватели могли понять культуру завоеванных ими стран?), но иррациональное постижение Иррационального.

Чувства

Чувства относятся к астральной области. Не следует путать их с эмоциями, которые, в основном, принадлежат физическому телу. Чувства являются альтернативным мышлению инструментом познания. Юнг описывает чувство так: «Чувство есть прежде всего процесс, происходящий между эго и каким-нибудь данным содержанием, притом процесс, придающий содержанию некоторую ценность в смысле принятия или отвержения его («удовольствие» или «неудовольствие»), но более; это также процесс, который помимо определенного содержания сознания или ощущений данного момента может возникнуть, так сказать, изолированно, в качестве настроения». Данное определение замечательным образом вскрывает суть противоречия, которое следует преодолеть посвященному, а именно дисбаланс между «удовольствием» и «неудовольствием». Иначе говоря, посвященный, освободившийся от оков морали и нравственности, начинает стремиться к тому, что считает «приятным» для себя и неизбежно попадает в зависимость от так называемых «положительных ощущений» (плюс-гедонов). Посвященный начинает познавать лишь доставляющую ему удовольствия часть бытия, совершенно игнорируя противоположную ее часть. Это происходит вследствие того, что чувство оценивает объекты. По моему личному убеждению ни к чему, кроме регресса подобная однобокость привести не может. Посвященному, желающему действительного познания, а не его имитации, следует отучить свои чувства от привычки оценивать и делить объекты на «позитивные» и «негативные». Таким образом, можно избежать несвободы, возникающей везде, где у человека появляется возможность выбирать. Посвященный свободен от всего и для всего.

Мышление

Мышление проникает в окружающий мир через ментальное тело. Иногда под мышлением понимают разум, интеллект или рассудок, хотя различия между этими понятиями достаточные, чтобы не считать эти термины синонимами. В «Психологии типов» Юнг пишет о мышлении: «Мышление есть та психологическая функция, которая, следуя своим собственным законам, приводит данные содержания представлений в понятийную связь. Это есть апперцептивная деятельность как таковая, она делится на активную и пассивную мыслительную деятельность. Активное мышление есть волевое действие, пассивное мышление лишь свершается — оно случившийся факт… Способность к направленному мышлению я называю интеллектом, способность к пассивному или ненаправленному мышлению я называю интеллектуальной интуицией». Благодаря интеллектуальной интуиции люди получают информацию, которую не могут получить другим способом. Выражение «мне в голову пришла мысль» в некоторых случаях следует понимать буквально. В этом я убедился на собственном опыте. Сколько раз я обнаруживал, что неожиданно возникшая у меня мысль иногда дословно кем-то уже высказана! Подробное описание случаев подобного интеллектуального мародерства, имевших место в моей жизни, заняло бы не один десяток страниц. Для посвященного мышление — один из основных инструментов развития. Поскольку чаще всего мышление вступает в противоречие с чувствами, Посвященный старается уравновесить обе эти функции и гармонизировать их. Данный процесс, помимо всего прочего, подразумевает выход за пределы экстравертных и интровертных установок.

Воля

Воля проявляется через корпускулярное тело. Юнг дает следующее определение воли: «Под волей я понимаю ту сумму психической энергии, которой располагает сознание». Я полагаю данное определение никуда не годным. Ницшеанская «воля к власти» также слишком ограничивает понимание этого феномена. За основу понимания воли я взял определение Карлоса Кастанеды из книги «Колесо Времени»: «То, что воин называет волей, есть сила внутри нас самих. Это не мысль, не предмет, не желание. Воля — это то, что заставляет воина побеждать, когда его рассудок говорит ему, что он повержен. Воля — это то, что делает его неуязвимым. Воля — это то, что позволяет шаману пройти сквозь стену, сквозь пространство, в бесконечность». Разумеется, я не воспринимаю слова Кастанеды буквально. В моем представлении воля — это не зависящий от разума инструмент взаимодействия человека и Вселенной. Она служит стабилизирующей и направляющей формой для различных энергий. Область ее применения находится за пределами мыслимого. Однако это не значит, что посвященный не может контролировать и развивать свою волю, просто механизмы в данном случае будет совершенно иными (некоторые из них Кастанеда описал в своих книгах). Также следует упомянуть, что воля напрямую связывает «Я» со Вселенной, и ее развитие существенно расширяет арсенал возможностей посвященного. Таким образом, к области сознательного я причисляю ощущения, интуицию, чувства, мышление и волю.

h2>Сверхсознание

Память

Продолжением цепочки «физическое тело — ощущения» служит память, вернее не вытесненная в бессознательное ее составляющая. Память делится на зрительную, слуховую, кинестетическую, обонятельную и вкусовую. В данном тексте я ограничусь энциклопедическим определением этого понятия: «Память — способность к воспроизведению прошлого опыта, одно из основных свойств нервной системы, выражающееся в способности длительно хранить информацию о событиях внешнего мира и реакциях организма и многократно вводить ее в сферу сознания и поведения. Выделяют процессы запоминания, сохранения и воспроизведения, включающего узнавание, воспоминание, собственно припоминание. Различают память произвольную и непроизвольную, непосредственную и опосредствованную, кратковременную и долговременную». Ясно, что память оказывает огромное влияние на сознание, без нее процесс мышления превращается в бессмысленный бег по кругу. То, что мы мыслим и собираемся мыслить зависит от того, что мы помним. Соответственно умения запоминать и вспоминать необходимую информацию, а также контролировать миграцию воспоминаний из сознания в подсознание и обратно представляются мне чрезвычайно важными для развития индивида. Суть тренировки памяти заключается в том, чтобы запоминать не все подряд, а самую суть. Это требует четкого, не искаженного предвзятым отношением восприятия информации. Прежде всего, следует очистить разум от нравственных, религиозных, социальных и прочих установок. Разделение на «нужное» и «ненужное», «важное» и «неважное» должно происходить не на уровне восприятия информации, а в процессе ее осознанной обработки.

Фантазия

Продолжением цепочки «эфирное тело — интуиция» является фантазия. Определение Юнга: «Под фантазией я имею ввиду два различных явления, а именно: во-первых, фантазм и, во-вторых, воображающую деятельность… Под фантазией в смысле «фантазма» я понимаю комплекс представлений, отличающихся от других комплексов представлений тем, что ему не соответствует никакая внешняя реальная объективная данность… Воображение есть репродуктивная или творческая деятельность духа в целом, не будучи особой способностью, ибо оно может осуществляться во всех основных формах психической жизни: в мышлении, чувстве, ощущении и интуиции». Фантазируя, люди оперируют эфирными образами существующих, либо несуществующих объектов. Существующая на уровне «интуиция — мышление» связь продолжается и на более высоком уровне «фантазия — озарение». Результатом подобного взаимодействия становится какой-нибудь талант, либо гениальность. Если фантазия отчасти контролируется разумом, то процесс озарения практически неподвластен ему. Развиваясь в этом направлении, посвященный получает возможность, не надеясь на милость природы, синтезировать в себе гениальность. Следует также отметить, что фантазия, какой я ее понимаю, является не только передатчиком, но и приемником образов. Эти образы проникают в основном через сновидения, рождая порой необычные пейзажи и сочетания предметов. Некоторые сюрреалистические образы (например, в живописи Макса Эрнста, Ива Танги и Хуана Миро), как мне кажется, невозможно объяснить только лишь воздействием личного и коллективного бессознательного; здесь следует заглядывать еще глубже, гораздо глубже, чем позволяет нам наш пугливый рассудок.

Вдохновение

Продолжением цепочки «астральное тело — чувство» я называю вдохновение как одну из наивысших степеней созидательной активности. Соединяясь с памятью, оно позволяет творчески перерабатывать накопленную информацию, производить ее обработку и анализ. Сюда же я отношу то, что можно назвать эмпатией, то есть вчувствованием. Юнг дает следующее определение: «Эмпатия есть своего рода процесс восприятия, отличающийся тем, что некое существенное психическое содержание вкладывается при помощи чувств в объект, и объект тем самым интроецируется, — это содержание благодаря своей принадлежности к субъекту ассимилирует объект субъектом и до такой степени связывает его с субъектом, что субъект, можно сказать, ощущает себя в объекте». Также я отношу к этому разделу со-чувствие и со-переживание, то есть умение вживаться в окружающий мир. Чувство и вдохновение противопоставляются мышлению и озарению и лучше всего взаимодействуют с ощущениями и, через них, с физическим телом. Этим я объясняю появление у неистово верующих людей стигматов на руках и ногах. Известны случаи, когда абсолютно здоровые люди, верившие в то, что у них имеется какая-нибудь болезнь, заболевали по-настоящему. Теоретически, с помощью данного процесса человек может отрастить себе крылья, однако для практического воплощения этой мечты потребуется невероятное количество психической энергии, которое человеку не удастся накопить за всю свою жизнь. Посвященные могут использовать данный механизм для чувственного познания бытия.

Озарение

Продолжением цепочки «ментальное тело — мышление» является озарение. Под озарением я подразумеваю мгновенное и максимально полное познание без непосредственного контакта с объектом познания. Благодаря озарению решаются такие проблемы, которые невозможно решить в процессе мышления, а также совершаются великие открытия. В противовес чувственной эмпатии озарение характеризуется абстрагированием, отрешением от внешнего мира. Абстрагирование по Юнгу это «функция, ведущая борьбу с первоначальным мистическим соучастием». У Юнга абстрактным может быть также чувство (мораль), (эстетическое) ощущение и (символическая) интуиция, однако здесь я имею в виду исключительно абстрактное мышление. Многим гениям была свойственна беспомощность перед проблемами реального мира, они как бы «витали в облаках». Именно это я называю отрешенностью, необходимой для достижения озарения. Для достижения озарения и, в конечном итоге, состояния гениальности я полагаю необходимым перенаправление абстрагирования на процесс мышления. Поэтому я не считаю мораль («посвященный вне нравственности»), эстетику («мир целиком совершенен и потому абсолютно все в нем прекрасно») и чрезмерное увлечение символами обязательными для развития посвященного. Впрочем, каждый посвященный волен самостоятельно решать, что ему нужно и как этого достичь. К тому же, «витание в облаках» не свойственно посвященным, из-за чего, как я полагаю, современный оккультизм до сих про не сумел породить гениальных поэтов и мыслителей. Прагматизм, как и многое другое, полезен лишь в малых дозах и не всем.

Идеи

Продолжением цепочки «корпускулярное тело — воля» служат идеи. Юнг: «Идея есть психологическая величина, определяющая не только мышление, но в качестве практической идеи и чувство». Это верно в отношении интровертов, однако для экстравертов идея является продуктом мышления, и, поскольку я намерен поставить идею выше мышления и воли, такое определение здесь неприемлемо. Карлос Кастанеда подчинил волю идее достижения бессмертия. Этой же приманкой воспользовались до него все известные религии, и это, по моему глубокому убеждению, является большим недостатком учения «дона Хуана», ограничивающим его старейшей из известных нам банальностей. Идея оккультного пути не обещает бессмертия, но и не исключает его. Для более точного выражения моей мысли следует обратиться к «миру идей» Платона, подчеркнув, что «мир идей», как бы далеко он не отстоял от «мира вещей», принадлежит Вселенной. Итак, идея развития направляет волю посвященного, которая подчиняет энергию, необходимую для выполнения поставленной задачи, то есть достижения идеала. Таким образом, «мир идей» принадлежит сверхсознанию, определяя сознание. Но если разум и личность находятся в подчинении у идеи, то что подчиняет саму идею? На этот вопрос ответил одним словом Макс Штирнер: «Я». В моем понимании «Я» — это квант, венчающий эволюцию Вселенной; выход на принципиально иной уровень бытия; лежащий по ту сторону сущего и не-сущего; источник всемогущества и всезнания, связанный с мирозданием посредством вышеописанной конструкции.

Дýхи

Дух не-сущего

Итак, память, фантазия, вдохновение, озарение и идеи принадлежат сверхсознанию, соединяющему личность с так называемым надсознанием духа. Точное описание человеческого «Я» как такового не представляется возможным. Скажу лишь, что ни к монадам Лейбница, ни к квантовой физике, ни к субстанции вообще «Я» не имеет никакого отношения. Назвав «Я» квантом, я имел в виду именно квант, а не что-нибудь иное. Посредством чего «Я» манипулирует с материальным и нематериальным? Посредством пяти духовных оболочек, определяющих человеческую, а не какую-нибудь другую, суть «Я». Первой такой оболочкой является дух не-сущего. Если сущее — это все то, что присутствовало, присутствует или будет присутствовать в реальности, а также все то, что человек способен себе вообразить, то не-сущее — то, чего никогда не было и не будет нигде, даже в человеческой фантазии. О не-сущем невозможно думать, его можно только отрицать. Соответственно дух не-сущего определяет не-существование «Я». «Я» не существует, и даже с помощью фантастически чутких приборов мы не сумеем обнаружить «Я» во Вселенной. Его просто нет, однако мы мыслим «Я», следовательно, оно существует. Собственно, оно существует во Вселенной исключительно потому, что мы его мыслим. В действительности, как я уже говорил, его нет. Ему не из чего появиться, незачем эволюционировать, и некуда исчезать. «Я» — это образ, спроецированный на следующую оболочку — дух сущего.

Дух сущего

Дух сущего позволяет «Я» существовать во Вселенной и манипулировать материей и идеями через вышеописанные тела человека. Можно сказать, что дух сущего воплощает Порядок (все случайные и целенаправленные процессы, которые хотя бы теоретически возможно вычислить и спрогнозировать), в то время как дух не-сущего — это Хаос (неопределимый потенциал творения). Человек способен работать только с объектами Порядка, определяя их источник, эволюции и прогнозируя их дальнейшую судьбу. Понять Хаос человеческий разум не в состоянии, поскольку объект, возникший из Хаоса, появляется сразу и в прошлом и настоящем, становясь таким образом неотъемлемой частью Порядка, а исчезая в Хаос, объект пропадает и из настоящего, и из прошлого, и в том числе из человеческой памяти. Впрочем, это слишком сильное упрощение, чтобы пользоваться им на практике. В некотором смысле, дух сущего делает «Я» реальным, действительным. Однако он сужает спектр возможностей «Я» до некоторого приемлемого уровня. Скажем, «Я» не может создать из не-сущего галактику или стакан воды. Дух сущего стабилизирует «Я» и делает его пригодным для существования. Однако «Я» не принадлежит бытию, оно лишь проецируется в него посредством духа сущего. С другой стороны дух сущего проецирует Вселенную в «Я». Вселенная становится проекцией «Я», а «Я» — проекцией Вселенной. Такая связь позволяет им взаимодействовать, оставаясь при этом свободными от влияния друг друга.

Дух жизни

Дух жизни определяет биологический характер «Я», отделяя его от неживой материи. Он связывает «Я» со всеми биологическими объектами, начиная от простейших микроорганизмов и заканчивая человеком. Граница между живым и неживым весьма расплывчата. Дух жизни проводит эту границу, и «Я» вселяется в биологическое бытие. С этого момента наличие жизни становится необходимым условием для проявления «Я». Новое ограничение проявляется в том, что для данного «Я» становится невозможным наличие собственного «Я» у объектов неживой природы. Таким образом, сама идея о присутствии «Я», например, в Солнце или Луне становится абсурдной и неприемлемой. Одухотворение объектов неживой природы переходит в разряд примитивного восприятия мира и становится предметом изучения психологии. Человек начинает подгонять мир «под себя», разрабатывая идеи ноосферы и психологической проекции, и забывает, что это мир подогнал «под себя» человека. Я вовсе не утверждаю, что каждый камень на дороге обладает индивидуальностью, сознанием или душой, однако это не значит, что «Я» не может проявляться в неживой природе, просто механизм подобного проявления будет принципиально иным. Благодаря духу жизни «Я» ассоциирует себя с биологическими объектами. Продуктом этой ассоциации стало учение о реинкарнации, суть которого заключается в том, что душа человека после смерти может воплотиться не только в другого человека, но и в любое живое существо, например муравья или травинку.

Дух человечества

Дух человечества отделяет «Я» от любой формы жизни, кроме непосредственно человека. В представлении людей «Я» становится неотделимым от человеческой сути. Во всех религиях и учениях о потустороннем после смерти душа продолжает вести себя по-человечески. Если представить смерть как последовательное отмирание физического тела (ощущения и память), эфирного тела (интуиции и фантазии), астрального тела (чувств и вдохновения), ментального тела (мышления и озарения) и корпускулярного тела (воли и идей), то подобное представление о «загробной жизни» кажется сомнительным. Смерть забирает у «Я» все вышеперечисленное, но поскольку «Я» не существует и не живет, то и умереть оно не может, хотя человеческая личность, несомненно, исчезает («куда» — отдельный вопрос). Дух человечества связывает «Я» со всем человечеством, переводя процесс мышления на уровень «я как человек есть то-то и то-то». Это также явное ограничение «Я», необходимое для существования в человеческом мире. Отсюда происходит человеческая логика и этика. Итак, «ввинчиваясь» в реальность, «Я» втискивает себя в рамки духа человечества и начинает проецировать и воспринимать себя в качестве некоего общечеловека, которого Ницше называл сверхчеловеком, а Кастанеда — «человеческой матрицей». Можно смело назвать дух человечества матерью всех богов. Оплодотворенный озарением пророков он порождает порой причудливых существ: бородатых старцев с молниями в руках, мужчин со звериными головами, питающихся сознанием живых существ орлов и пр.

Дух личного

Дух личного является последней оболочкой «Я». Из нее происходит индивидуальность каждого отдельного человека. Собственно, дух личного делает человека человеком, а не простой особью человеческого стада. Дух личного наделяет индивида самосознанием, производя тем самым мнимое разделение мира на «внутренний» и «внешний». Он связывает «Я» с личностью таким хитрым образом, что «Я» уже не мыслиться без личности, а личность — без «Я». Потеря части личности (например, памяти) воспринимается как потеря самого себя, хотя в действительности проекция «Я» никак не зависит от личности. «Сознательная личность является более или менее произвольно выбранным фрагментом коллективной психики», — писал Юнг. Именно дух личного определяет, какие фрагменты коллективной психики считать личными. Одним из важнейших свойств духа личного я полагаю следующее: в нем содержится ключ к божественному. Поэтому посвященные так ценят свою индивидуальность. Однако мне представляется довольно странным тот факт, что некоторые посвященные, возвеличивая свою индивидуальность, обозначают свое духовное родство с богами как с архетипами или эгрегорами, то есть порождением толпы, человеческой массы, от которой посвященные стремятся оторваться. Назвать богов архетипами — значит назвать себя рабом стада, создавшего данные архетипы. Атеистический подход в данном случае, конечно, упрощает жизнь, однако, по моему убеждению, путем отрицания далеко не уйти. Даже насквозь рациональным ученым приходит иногда в голову шальная мысль: «А что если…». Вся Вселенная — это одно большое «а что если…».

Tannarh,
Восточная Башня,  г.

avatar