Новый адрес страницы:
https://tannarh.wordpress.com/2007/10/04/сокровища/
 

Tannarh
СОКРОВИЩА

Первое правило войны. Первое правило всякой войны, которым пользуется странник, — это не ввязываться в чужую войну.
 

Сокровища. Среди всех сокровищ, накопленных человечеством, не найдется тех, которые странник пожелал бы для себя. Во Вселенной же сокровищ нет, ибо вся Вселенная — сокровище, желанное для странника.
 

Горечь. Страннику противно сослагательное наклонение. Он не оскверняет свой рот этой горечью.
 

Решение проблем. Странник знает, что нет таких проблем, которые ему решить не под силу, однако есть проблемы, решение которых лучше перепоручить профессионалам.
 

Возможности и способности. Странник не тот, кто может создать шедевр, обладая талантом, но тот, кто способен создать шедевр, талантом не обладая.
 

Я и они. Что мы знаем о себе? Ничего. Что мы знаем о других? Еще меньше. Странник ведет непрекращающуюся ни на секунду борьбу с незнанием.
 

Депрессия. Для странника депрессия является одним из невозможных состояний духа. Однако, если все таки случилось невозможное, и депрессия поселилась в его сердце, странник постарается получить от нее максимум удовольствия.
 

Критика и похвала. И критику и похвалу странник принимает одинаково, однако критика более полезна для него, чем похвала. К тому же странник понимает, что, если его хвалят, значит, он угодил людям, что в его задачу не входит.
 

Книжные дети. Странник не будет строить свою жизнь по книгам. Книга его жизни написана непонятными большинству письменами.
 

Самобичевание и обвинение. Странник не обвиняет себя и не позволяет другим обвинять его.
 

Безнадежность. Безнадежность — одно из лучших состояний, в которых может пребывать странник. Всякая надежда есть обман самого себя. Не надежда, но честность с самим собой помогает страннику в трудную минуту.
 

Выгода. Странника невозможно заставить делать то, что ему невыгодно или неприятно, не приставив к его виску дуло пистолета.
 

Ложный смысл. Странник не ищет смысла ни в чем. Иногда он видит смысл там, где его нет, однако никакой смысл, — ни истинный, ни ложный, — не могут помутить его разум. Всякий смысл есть бесполезный аппендикс явления.
 

Идеальное. Странник не ищет идеальное, он ищет стремящееся к идеальному.
 

Наследство. Дети наследуют болезни родителей через гены, а их дурость — через воспитание. Странник не поддается дрессировке, и вскоре странники останутся единственными на планете существами, к кому будет применимо слово «дикий».
 

Принимающий решения. Странник не позволит решать за себя ни своим родителям, ни знакомым, ни своим чувствам, ни своим половым железам, и своим мыслям, которые тоже могут обманывать. Странник ищет свою суть и советуется только с ней одной.
 

Скрещенные бритвы. Бритва Оккама: «Не следует умножать сущности сверх необходимости». Странник пользуется также принципом: «Не следует умножать глупость сверх необходимости».
 

Ареал обитания. Странников можно найти среди миллионеров и бродяг, но есть группы, в которых они не встречаются. Например, вы никогда не найдете странника среди насильников, наркоманов и неудавшихся самоубийц.
 

Семья. Странник может все, что захочет, но лучше всего ему не иметь семьи в обычном понимании этого термина. Совместная жизнь с кем бы то ни было, будь то жена или родители, всегда основывается на компромиссах и уступках. Только одиночество очищает разум.
 

Позади. Странник не оглядывается.
 

Усилие. Странник понимает, что никакое его желание, никакая его мысль не сбудется, если он не приложит усилия.
 

Философия Пути. Странник знает, что только философский взгляд на мир, привычка размышлять и анализировать, может спасти от многих ошибок, свойственных тем, кто предпочитает пользоваться готовой, непрочувствованной «наукой о жизни».
 

Ожидание спасителя. Странник не ждет, пока кто-то придет и решит все его проблемы.
 

В поисках страданий. Странник знает, есть такие люди, которые сами ищут страданий, придумывая себе все новые и новые поводы для того, чтобы почувствовать себя несчастными. У странника нет утешений для тех, кто хочет быть утешенным, и нет ругательств для тех, кто желает быть обруганным.
 

Счастье жизни. Счастье — это достижение желаемого. Для странника желаема вся его жизнь, вся она наполнена счастьем.
 

Точное знание. Странник ничего не знает наверняка. У всякой его мысли есть пространство для маневра.
 

Щедрость и скупость. Странник расточителен с ненужным и скуп с желанным.
 

Лень. Лень — это болото, которое затягивает незаметно. Странник безжалостен к любому проявлению лени в себе.
 

Скрытая угроза. Странник не отмахивается от мыслей, чувств и желаний, причина появления которых ему не ясна, и не ищет им ложных объяснений. Всякий эпизод психической деятельности должен быть выслежен и проанализирован.
 

Предсказатели. Предсказатели будущего могут соврать человеку или сказать ему правду. Всякое предсказание о будущем странника — заведомая ложь.
 

Кинжалы. Мысли странника подобны кинжалам, беспощадно рассекающим плоть мира и людских душ.
 

Безошибочность. Люди говорят: «Все ошибаются, кроме меня». Странник говорит: «Все ошибаются, в том числе я». Помолчим об этом.
 

Гибкость и твердость. Странник гибок, когда требуется быть гибким, и тверд, когда требуется быть твердым. Быть всегда одним и тем же глупо и скучно.
 

Месть и лесть. Месть странника обжигающе холодна, а лесть обжигающе горяча. Во всем, что он делает, присутствует элемент избыточного.
 

Дары. Странник понимает, нет ничего бесплатного, и больше всего приходится расплачиваться за то, что люди называют «даром божьим».
 

Доказательства существования. Некоторые люди полагают, что сам факт существования чего бы то ни было доказывает факт сотворения и, соответственно, существования творца. Странник полагает, что эти люди плохо учились в школе.
 

В нужное время. Все, что зависит от странника, он старается совершать вовремя. То, что от странника не зависит, всегда совершается в свое время.
 

Источник силы. Сила странника находится «здесь» и «сейчас».
 

Наслаждаясь теплом. Странник сжигает все мосты за собой.
 

Право на свободу. Странник знает, что свобода не дар, но завоевание.
 

Право на вещи. Не всякая вещь достойна странника, но и странник достоин не всякой вещи.
 

Право на слова. Странник не источает хвалу и хулу. Ему нечего делать в свите других.
 

Многое и одно. В мире есть вещи, предназначенные для многих, и вещи, предназначенные для кого-то одного. Странник умеет отличать одно от другого.
 

Двери. В жизни много дверей. Стоит открыть одну из них и сразу же захочется открыть все остальные. Странник знает, что невозможно открыть все двери, поэтому открывает только те, которые ему нужны. И кто, черт побери, сказал вам, что перед тем как входить обязательно нужно стучаться и ждать позволения войти?
 

Заслуги. Люди считают, что заслуживают счастья, любви и благополучия. Странник не заслуживает ничего, ибо он не служит.
 

Никому не нужен. Странник знает, что никому не нужен. Если же это не так, то он стремится к этому.
 

Железная воля. Железная воля — удел мазохистов и отказывающихся взрослеть закомплексованных мальчишек. Что может железная воля там, где нужна хитрость и ласка? Воля странника — это вода и огонь, ветер и земля, металл и дерево, плоть и дух.
 

Любование. Есть вещи, которыми странник может любоваться сколь угодно долго, в том числе самим собой. Собственное Я не должно вызывать отвращение.
 

Избавление и приобретение. Избавление не есть приобретение, но первого невозможно второе. Странник не занимается коллекционированием ненужных вещей и идей.
 

Везение и невезение. Странник не знает, что такое везение и невезение. Он мыслит иными категориями, в которых нет места сравнениям себя с кем бы то ни было.
 

Действие и мысли. Странник либо делает, либо не делает, но никогда потом не сожалеет о сделанном или несделанном.
 

Страх перед стадом. Странник не боится выглядеть смешным или глупым в глазах людей, он вообще не боится людей.
 

Рукопожатия. Рукопожатия возможны только между равными, оттого странник не здоровается с кем попало, но бывает, что и страннику не подают руки.
 

Величие пылинки. Человек обладает сущей малостью из возможного, да и ту боится использовать в полную силу. Странник использует все свои возможности, умения и таланты на сто процентов, прекрасно понимая, что масштабах Вселенной нет никакой разницы между ним и пылинкой.
 

Путаница. Странник не путает дружбу и сотрудничество, идущих вместе и идущих в одном направлении, ищущих себя и творящих себя, знающих и понимающих, способных на словах и способных на деле.
 

Право других. Странник не отказывает другим в праве на ошибки и озарения.
 

Противостояние. Странник ничему не противостоит — ни жизни, ни смерти.
 

Принесение в жертву. Странник не позволит другим принести себя в жертву.
 

Презрение. Странник не оказывает людям чести, презирая их.
 

Добровольная слепота. Каждый видит то, что хочет видеть, и слышит то, что приятно его уху, и только странник старается видеть и слышать все.
 

Сторона. Иногда к страннику приходят люди и спрашивают его: «На чьей ты стороне?» Если люди вооружены, странник отвечает: «На вашей». Если в руках людей дары, которыми они хотят купить помощь странника, он отвечает так же. И только людям с пустыми руками он говорит: «Ни на чьей». В действительности, странник не принимает ничью сторону, однако люди несущие что-то, несут так же и пользу для странника. Вооруженные люди показывают ему, что он ошибся и не смог предусмотреть их появление, и в следующий раз странник будет осторожней. Люди с дарами испытывают его жадность и самолюбие. А от людей с пустыми руками никакой пользы, поэтому странник не тратит на них свое бесценное время.
 

Люди и вещи. Странник понимает, что в действительности не люди покупают вещи, а наоборот. Люди умерщвляют себя каторжной работой и лишениями, чтобы купить какую-нибудь безделушку или съездит в отпуск на экзотический курорт. Некоторые рискуют жизнью ради побрякушек именуемых орденами и медалями, другие ради выгоды пойдут на убийство. Другие продались с потрохами и не отрывают взгляда от телевизора или экрана компьютера. Мы живем в обществе, где не «человек есть мера всех вещей», а вещи стали мерой человека. Странник не позволяет вещам покупать себя.
 

Видимость развития. Странник постоянно развивается, а не делает вид.
 

Знание само по себе. Странник понимает, что знание не ценно само себе, оно обманчиво и иллюзорно. Ценность знания определяется практическим применением, и поскольку разум человека не бесконечен, к его наполнению следует подходить со всей возможной ответственностью.
 

Одержимость. Иногда странника называют одержимым, но одержим не он, а люди, окружающие его. Они одержимы идеями, мечтами, мифами, общественным мнением, сказками, политикой, любовью, сексом, насилием, страхом, стыдом, ленью, деньгами, обязательствами, карьерой, самовозвеличиванием, футболом, национализмом, музыкой, унижениями, завистью и еще тысячами малых и больших «бесов», которых вы никогда не найдете в душе странника.
 

Ум. Странник говорит: «Ум не убежище, но то, от чего другие ищут убежища».
 

Яд сомнений. Странник может сомневаться во всем, однако сомнения не отравляют его жизнь.
 

Отречение от родителей. Странник не отрекается от родителей, просто их участие его в жизни становится необязательным через секунду после его рождения.
 

Пресная жизнь. «Что толку от серой и скучной жизни?» — вопрошает один. «Жизнь без развлечений бессмысленна», — утверждает другой. «Лучше удавиться, чем жить скучной жизнью!» — восклицает третий. Странник говорит: «Мы живем в пустыне, в которой глоток пресной жизни заменяет глоток пресной воды».
 

Оскорбление. Странника невозможно оскорбить словом или делом, как невозможно оскорбить море, небо и горы.
 

Удовольствия и страдания. Странник не избегает ни удовольствий, ни страданий, ибо одно неотделимо от другого, и познание мира возможно только во всей его полноте, иначе это не познание, а лишь иллюзия такового.
 

Жизнь обывателя. Странник вполне может жить обычной жизнью, но, в отличие от обывателей, которые постоянно пребывают в полусне, разум странника бодрствует и работает в полную силу.
 

Управленец. Странник говорит: «Человек, который не может управлять собой, не имеет права управлять другими».
 

Польза вещей. Странник не держится за то, что не приносит ему пользы, однако он помнит, что есть некоторые полезные вещи, способные поработить человека.
 

Отложенные эмоции. Странник не подавляет в себе эмоции, он учится использовать их себе во благо. Так, например, гнев, отложенный про запас и примененный в нужном месте и в нужное время несоизмеримо полезней, нежели вырвавшийся в ту же секунду, когда был пробужден в человеке.
 

Подавление окружающих. Странник не подавляет других людей, друге дело, если само его присутствие пробуждает в людях зависть или комплекс неполноценности. Странник не подстраивается под окружающих.
 

В искусстве. Создавая произведение искусства, странник понимает, что невозможно угодить всем, и не старается угодить никому, кроме себя.
 

Внутренний голос. Прежде чем следовать советам своего внутреннего голоса, странник становится им.
 

Власть отца. Есть особо важные виды свободы для странника, и прежде всего это свобода от власти отца. Без этой свободы достижение остальных может оказаться непосильной задачей.
 

Власть матери. Власть матери проникает в душу подобно корням дерева, уходящим в почву. Единственный способ избавиться от диктата матери, вырвать ее власть из своей души вместе с корнями.
 

Власть друга. У каждого из нас был или есть хотя бы один настоящий друг, человек, который понимает тебя с полуслова, и которому ты безраздельно доверяешь. У странника не может быть «настоящего друга», потому что нет на земле человека, способного его понять и принять. Иногда странника окружают люди, мнящие себя его друзьями. Они плетут вокруг странника паутину слов и дел, стараясь удержать его подле себя. Они питаются силой странника и крайне враждебны к тем, кто также как и они претендует на эту силу. Странник, не желающий быть пищей, с легкостью отбросит их от себя, поразив их же собственным оружием: словом и делом.
 

Человек и стена. Если странника ударил человек, он не будет бить стену.
 

Ждать и выжидать. Странник не ждет, он выжидает.
 

Возможность невозможного. Странник знает, нет другого способа попасть в будущее, кроме как дожить до него.
 

Истинный страх. Из множества страхов, наполняющих жизнь, странник выделяет один единственный, который можно назвать истинным. Это страх перед самим собой. Не победив его, странник останется всего лишь обезьяной, пусть и более сообразительной, чем ее сородичи.
 

Истинная любовь. Истинная любовь — это любовь к себе, когда ты задаешься вопросом: «К чему все эти истязания и лишения, если я и так достаточно хорош и приятен себе? Зачем куда-то идти? Я стал таким, каким я хотел стать, зачем стремиться к большему?» Странник, побежденный любовью к себе, навсегда застынет в зеркале самолюбования.
 

Истинная сила. Бессилие — новый демон, терзающий душу странника. «Я столько могу и умею, но это всего лишь капля в безбрежном океане! Зачем, зачем эти жалкие, ничтожные попытки возвыситься?! К чему все это? Все равно мне не достигнуть могущества, настоящей силы!» Странник, которого победило бессилие, опустит голову и никогда не поднимет ее вновь. Истинная же сила заключается в том, чтобы принять собственную ограниченность и действовать вопреки ей.
 

Действия вопреки. Странник действует вопреки, а не назло.
 

Истинное рабство. Существует множество разновидностей рабства, но лишь одно из них по-настоящему опасно для странника. Это рабство собственного мнения о вещах и людях, о том, что полезно и что вредно, что есть странствие и что не есть странствие, что правильно и что неправильно и т.д. Странник, ставший рабом собственных суждений, навсегда останется ползучим гадом, отринувшим небо ради твердой опоры под ногами.
 

«Души прекрасные порывы». Странник не действует под влиянием настроения, однако не скрывает печаль или радость от людей. Странник вообще существо не социальное, то есть он не замкнут на окружающих, и вопрос «что подумают обо мне люди?» имеет для него не больше смысла, чем другой: «Что подумает обо мне облака?»
 

Гадание. Странник может гадать на картах, рунах или кофейной гуще, но лучше всего ему удается гадание на мире. Странник умеет увидеть закономерность там, где другим видится случайность, и воспользоваться этим.
 

Все инструменты. Странник умеет пользоваться всем, все в этом мире для него всего лишь инструменты, и не имеет значения, оправдывает ли цель средства или нет.
 

Раздача вины. Люди в своих поисках виноватых разделились на три группы. Первые проявили недюжинные творческие способности в выдумывании богов, демонов, бесов и прочих. Вторые определились раз и навсегда: во всем виноваты начальники, приезжие, иноверцы и шпионы. А третьи изобрели психоанализ. Восприятие чужих заблуждений, с какой тщательностью и достоверность он не были бы созданы, является для странника неприемлемым. Иными словами, если страннику понадобится бог, он сам придумает бога, а не полезет в мифологические книжки, если ему будет необходима жертва, он сам станет для себя жертвой, а не пойдет на ближайший рынок бить приезжих, если страннику нужно будет нырнуть в глубины собственного Я, он не станет вешать себе на шею камень психоанализа (так и утопиться не долго), а обойдется собственными силами. Главное во всем этом — научиться самому. Я готов повторить два этих слова тысячу раз, потому что нет ничего важнее в самом начале пути странника. В школах учат решать готовые задачи, а не разрабатывать методы их решений. От этой привычки следует избавляться как можно скорее, пускай даже в ущерб себе, потому что в будущем это принесет несомненную пользу.
 

Вместилище. Странник — вместилище прошлого, настоящего и будущего. Его путь есть нескончаемое опустошение и наполнение, вновь и вновь.
 

Дураки и гении. Странник не делит людей на умных и глупых, для него существуют люди, желающие учиться, и люди, не желающие ударить пальцем о палец. С первыми можно иметь дела, со вторыми — нет, в конечном итоге ничем, кроме убытков и потраченного впустую времени, это не закончится.
 

Учитель и проповедник. Странник не учит и не проповедует, но не запрещает другим учиться у него и считать его проповедником. Мысли других могут нести опасность или прибыль, но они не имеют для странника ровным счетом никакого значения.
 

Сила противодействия. Чем больше мы воздействуем на окружающий мир, тем больше он воздействует на нас. Странник не мессия и не спаситель человечества. Мир — это уютная пещера, в которой он был рожден и которую очень не хочется покидать, однако придется. Странник не будет соблазнять рассказами о небе тех, кто желает видеть над собой только каменный свод, и не будет соблазняться рассказами других. Он пойдет и увидит все сам.
 

Отказ от своего слова. Странник может отказаться от слова, данного другому человеку, ради собственной выгоды, однако он не откажется от слова, данного самому себе.
 

Окончательность решений. Людям свойственно воспринимать любое свое решение как окончательное, решение на всю жизнь. Странник не занимается подобной чепухой. Сегодня он священник, завтра масон, послезавтра анархист. Не бывает окончательных решений, бывают окончательные люди, достигшие своего предела.
 

Суета сует. Суета обыденной жизни подтачивает корни души незаметно. Если странник понимает, что не в силах противостоять засасывающей его трясине обыденности, он предпримет все возможные усилия, чтобы вырваться из этого замкнутого круга, даже если ему придется пожертвовать комфортом и сытостью. Странника нельзя купить при помощи шмоток и Интернета.
 

Черное зеркало. Странник может принять в себя сколько угодно чужой ненависти и любви и не отразить ничего.
 

Трудности понимания. Чем больше в страннике проявляется его суть, тем труднее обычным людям понять его. Он становится для них слишком чужеродным.
 

Переживания. Странник не переживает прошлое.
 

Виды страданий. Существуют два вида страданий: навязанные человеку и изволенные человеком для себя. Странник определяет, какие его страдания (если таковые имеются) относятся к первой категории и какие ко второй, после чего избавляется от изволенных страданий и минимизирует страдания навязанные.
 

Побудительный мотив. Серость обыденного мира побуждает странника не к скуке, но к творчеству.
 

Угнетенность. Странник не угнетенный и не угнетатель.
 

Самозащита. Странник не боится постоять за себя так, чтобы остальным неповадно было.
 

Оружие. Странник сам создает оружие для себя. Он кует самое страшное оружие, доступное человеческому пониманию.
 

Страх перед смертью. Странник не боится умереть. Он знает, что есть силы, готовые в любую секунду лишить его жизни, и это знание помогает ему жить полноценной жизнью здесь и сейчас. «Секунда — это слишком много, — говорит странник, — но я возьму ее всю». Другое дело, что он не позволить лишить себя жизни первой встречной обезьяне с дубиной.
 

Поправимое. Странник говорит: «Если ты не можешь взять, значит у тебя слабые руки, если ты не можешь понять, значит у тебя слабый ум. В большинстве случаев и то и другое поправимо».
 

Самый сильный враг. Странник знает, что самый сильный враг всегда впереди.
 

Жертва странника. Страннику нечем жертвовать, поэтому он способен принести в жертву все.
 

Мнимое и желаемое равенство. Люди уравняли мир с собой, странник же стремиться уравнять себя с миром.
 

Щит и меч странника. На щите странника нет имен и проклятий, это ровная зеркальная поверхность, в которой отражается внутренняя пустота тех, кто осмелился замахнуться на него мечом. Перед мечом странника не устоит ни один щит, ибо он выкован из вещества более твердого, чем алмаз.
 

Сны. Странник познает мир через сны, как познает его наяву через глаза.
 

Болезни. У странника есть иммунитет к большей части душевных болезней человечества, однако и он не застрахован от сумасшествия. Если странник проваливается в безумие, он постарается о-существить его во всей полноте.
 

Жажда рабов. «Любви!» — требуют одни. «Могущества!» — вторят им другие. «Знаний!» — не унимаются третьи. В ответ — тишина. Чем можно одарить того, кому и целого мира мало? Что может дать взамен тот, кто привык только требовать? Странник не просит и не требует, он добивается.
 

Безмятежность боя. Странник безмятежен даже в самом страшном бою, когда на кон поставлена его жизнь.
 

Толкования. Странник не занимается толкованием знаков и знамений. Он либо принимает их, либо отвергает.
 

Смех, смех. Люди смеются над теми, кого считают дураками. Странник же смеется над дураками, которые возомнили себя людьми.
 

Умение убивать. Странник умеет убивать рукой, сердцем, разумом и душой.
 

Извинения. Странник говорит: «Извинения ничего не значат, значимы только компенсации».
 

Иные пути. Странник ходит иными путями, нежели те, кого можно причислить к числу его знакомых и приятелей, оттого они так редко встречаются по воле случая.
 

Психологи. Из странников получаются отвратительные психологи, ибо нет для них занятия более неприятного, чем пачкаться внутри помойных ведер, именуемых человеческими душами.
 

Человеческое сердце. Страннику редко удается разбить кому-нибудь сердце, ибо трудно разбить сгусток слизи, замешанный на слезах.
 

Яростные. Во всякой толпе, в которой вынужден пребывать странник, его взор, прежде всего, ищет яростных.
 

Пробуждение. Странник говорит: «Если постараться, то людей можно разбудить, но заставить их подняться — никогда. Тот, кто не хочет стоять на собственных ногах, никогда не встанет».
 

Правила игры. Странник не играет в игры по чужим правилам.
 

Коленопреклоненный. Нет такого места в мире, где странник захотел бы преклонить колени, но, стоя на самой высокой вершине мира, он постарается прыгнуть как можно выше.
 

Простые люди. Странник не выделяет среди прочих людей Будду, Иисуса и Магомета. Они не лучше и не хуже остальных и не заслуживают ни приязни странника, ни ненависти, ни повышенного внимания. В прочем, и у них есть чему поучиться.
 

Польза эксперимента. Экспериментирование есть лучшее занятие для рук и ума странника.
 

Старое заблуждение. Сколько тысячелетий священники, философы, психологи на все лады твердят: человек несвободен. В этом они убедили и себя и других, в то время как несвободных людей не только не существует, но и не может существовать. Откровенно говоря, я не понимаю, как человечество умудрилось додуматься до такого слова — несвобода! Несвободно животное в человеке, изжив которое человек незамедлительно поймет, что всегда был, есть и будет свободным. Иного способа существования разум (у кого он имеется) просто не признает. Стоит только внушить разуму, что он является рабом, как тот незамедлительно начинает стремиться к самоуничтожению через алкоголь, наркотики, депрессии, самоубийства и сотни иных способов. Странник несвободен до тех пор, пока в нем обитает животное. Убей в себе «тварь дрожащую», приготовь ее и съешь со всем возможным аппетитом, и бескрайние просторы свободы наконец-то отразятся в твоих прояснившихся глазах.
 

К свободе. Странник говорит: «Лень — единственное препятствие на пути к свободе».
 

Экзамен для странников. Всякого, называющего себя странником, следует усадить за стол, дать ручку и бумагу и попросить изложить свое понимание странствия минимум в десяти тысячах слов, не пользуясь никакими источниками информации, кроме собственной головы. Вот тогда и станет ясно, имеется ли в этой голове хоть что-нибудь. (Между прочим, странник ответит на вопрос «Что такое странствие?» одним словом, к которому все последующие будут лишь комментариями).
 

К предыдущему. «Сюрреализм — это я!» (Сальвадор Дали). Точно также каждый странник может воскликнуть: «Странствие — это я!». И каждый будет прав.
 

Парадокс. Чем больше нужда в точности выражения мысли, тем больше требуется слов для ее выражения, а чем больше появляется слов вокруг мысли, тем больше становится неточностей. В разговоре странник предпочитает быть кратким и непонятым, чем многословным, но неточным.
 

Желаемое и действительное. Как часто человек выдает желаемое за действительное! Странник старается отличать одно от другого, пользуясь при этом следующим принципом: желаемое, которое достижимо в действительном, есть само действительное.
 

Отличие человека от обезьяны. Возникает вопрос: как страннику в его повседневной жизни отличить человека от обезьяны, прикинувшейся человеком? Ответ: и по желаниям их узнаете их, ибо не может животное желать того, чего желает человек, а человек — того же, что и животные.
 

Страх полета. Странник говорит: «Тому, кто боится летать, не следует также и ходить. Тому, кто страшится ответов, не следует даже спрашивать».
 

Всевозможная глупость. «Хитрость — удел трусов!» — восклицают гордецы, поигрывая накачанными мышцами. «Сила — игрушка для дураков», — тихо отвечают трусы. «Глупо обладать чем-то одним», — говорит странник.
 

Недоказуемое. Странник не спорит о недоказуемом и не пытается доказать то, что доказать невозможно. У него много других дел и совершенно нет времени на то, чтобы сражаться с вечностью.
 

Взгляд со стороны. Как странник отделяет нужное ему от ненужного. Он смотрит на себя со стороны и спрашивает себя: «Принял бы я такого себя? Нет. Что во мне неприятно мне же? Что приятно?» Отделив одно от другого, странник отбрасывает ненужное и взращивает необходимое.
 

Порочная цепь. Не всякое «хочу» есть «могу», не всякое «могу» есть «должен», не всякое «должен» есть «будет», не всякое «будет» есть «хочу». Странник старается разорвать эту цепь, как и многие другие иллюзорные цепи.
 

Другая порочная цепь. Страх не повод для отказа, отказ не повод для обиды, обида не повод для действия, действие не повод для страха. Странник старается не создавать эту цепь, как и многие другие цепи.
 

Негодные боги. Большинство людей — никудышные творцы. Если бы их представление об устройстве мира воплотились бы в реальность, в ту же секунду Вселенная перестала бы существовать. Поэтому странник не занимается «объяснением» мира, вернее «оправданием» его существования.
 

Образование. Образование — это лишь иллюзия знания. Странник понимает, что образование может служить фундаментом знания, но никак не самим знанием.
 

Множественность. Странник понимает, что польза и сила, как и многое другое во Вселенной, не может заключаться в чем-то одном. Есть множество путей, и ни один из них нельзя назвать истинным.
 

Хуже глупости. Странник говорит: «Хуже глупости может быть только счастье глупца».
 

Скорость и смысл. Странник говорит: «Не важно, с какой скоростью ты читаешь, важно что именно».
 

Вечер. За всяким утром приходит вечер, утомление тела и глаз, за всякой силой по пятам следует слабость, утомление разума и сердца, за всяким богом следует забвение, утомление души и духа. Странник старается, чтобы за ним не следовало ничего.
 

Способности и действия. Странник знает свои способности и верит в свои свехспособности, однако, действуя, никогда не путает знание и веру.
 

Абсолютная свобода. Человек свободен в выборе, кем ему стать: драконом или овцой, странником или обезьяной.
 

Границы и безграничность. Странник говорит: «Мы можем определить границы возможностей человеческого тела, однако границы возможностей разума представляются нам весьма расплывчатыми. Разум может привести тело в такие места, куда оно никогда не смогло бы добраться — на дно океана и в космос».
 

Познание в сравнении. «Живя среди забитых бессловесных тварей, ты привык считать себя чуть ли не венцом творения» (Клайв Льюис). Странник не сравнивает себя с обывателями, поскольку это, во-первых, оскорбительно для него, а во-вторых, бессмысленно.
 

Зрелища. Развлечения предназначенные для толпы не трогают ни сердца странника, ни его кошелька.
 

Сеятель. Своими действиями и словами странник, сам того не желая, сеет самый страшный для общества вид анархии — анархию духа.
 

Поиски истины. Странник никогда не найдет истины, не потому что ее нет (быть может и есть), а потому, что не ищет истин.
 

Смысл возвышения. Взойдя на вершину, люди первым делом смотрят вниз, на тех, кто там остался, и в этом заключается их возвышения. Странник вообще не смотрит вниз, оставшиеся внизу не занимают его разум, который обращен вверх, только вверх!
 

Отказ в праве. Странник не отказывает в праве никому и ни на что: животным — в праве на рабство, человеку — в праве на ошибки, Вселенной — в праве на безразличие, разуму — в праве на познание, чувствам — в праве на игры, богам — в праве карать и миловать верящих в них, дьяволу — в праве искушать тех, кто хочет быть искушенным, себе — в праве на молчание.
 

Отказ от суждений. Странник говорит: «Нельзя судить о большем, не познав малое, судить о мире, не познав себя. Самопознание — бесконечный путь, на котором нет места для суждений и осуждений».
 

Гомерам. Странник говорит: «Перечисляя корабли, не забывайте, что они уже отплыли, а вы — по-прежнему на берегу».
 

Гераклам. Странник говорит: «Подвиг не то, что уже сделано, а то, что еще предстоит сделать».
 

Одиссеям. Странник говорит: «Странник не тот, кто вернулся, а тот, кто ушел навсегда».
 

Отличие. Быть может странник не узнает другого странника в толпе. Но вдали от городов, на пустынной дороге, встретившись, они улыбнутся друг другу.
 

Неприемлемость странника. Люди не любят странников за то, что те видят счастье там, где людям открываются бездны страданий, что те свободны там, где для людей нет ничего, кроме цепей, что они уходят туда, куда страх не пускает людей, и никогда не возвращаются, чтобы рассказать об увиденном.
 

Бывшие и не бывшие. Бывших странников не бывает, бывают не бывшие странниками.
 

Отказ от себя. Странник говорит: «Не слушайте, что я говорю, ибо слова лгут, а мысли недоступны. Не верьте в меня и мою силу, ибо вера лжет и эти оскорбляет меня и мою силу. Не подражайте мне в делах, ибо такие дела будут происходить не из вашей души, но из моей, а моя душа не предназначена для чужих дел».
 

Убийство отражения. Пока странник отражается в глазах людей, он не может рассчитывать на свободу. Отражение живет не своей собственной жизнью, оно пожирает жизнь странника. Рано или поздно, но лучше всего вовремя, странник убьет свое отражение в людских глазах.
 

Цепь споров. Странник не отрицает того, чего боится, не боится того, что понимает, не понимает того, что не существует, и не воображает себе то, что отрицает. Иначе говоря, странник, отрицающий бога, не будет спорить со священниками, а странник верящий в бога не станет воевать с атеистами. Странник не будет верить в реинкарнацию лишь потому, что боится смерти, и бояться смерти из-за того, что она неприятна его уму.
 

Заблуждения. Всякие противоречия в окружающем мире происходят из заблуждений человека, из разницы между «есть» и «хочу». Странник изменяет то, что в силах изменить, и подстраивается по до, что изменить ему не по силам.
 

Антимессианство. Странник не исцеляет тех, кто хочет болеть, и тех, кто хочет исцелиться. Странник не проповедует тем, кто не желает слушать, и тем, кто хочет его слов. Странник не бьет тех, кто бежит от его кулака, и тех, кто бежит навстречу ему. Странник не ругает тех, кто жаждет быть обруганным, и тех, кто боится бранных слов.
 

Дары и трофеи. Не всякий дар, поднесенный ему, странник принимает и не всякий трофей, выигранный в сражении, забирает с собой, ибо мало в мире даров и трофеев, угодных страннику, но все, что им взято, им принято. Окружающие стараются навязать ему как можно больше, чтобы замедлить его шаг, однако странник не нуждается в ненужном.
 

Власть над философией. Странник понимает, что власть над философией, в том числе над философией странствия, не может принадлежать никому и тем более таким необъективным, предвзятым, слабым существам как философы.
 

Спины и ноги. Там, где иные стоят на шатких человеческих спинах и кичатся этим, странник твердо стоит на своих собственных ногах.
 

Клетки и ветер. Там, где разум иных скреплен от распада прутьями идей и верований, разум странника мчится подобно ветру, которого не остановят никакие решетки.
 

Стадии. В своем развитии, прежде чем шагнуть за горизонт познанного, разум странника проходит все предыдущие ступени эволюции. То, что люди прошлого постигали за целую жизнь, страннику доступно в течении нескольких мгновений.
 

Песня. Странник говорит: «Мир — это музыка, а странствие — песня. Чтобы писать правильные слова, необходимо уловить мелодию. Слушайте, вслушивайтесь в мир, пусть он играет для вас. Не бойтесь того, чего бояться не стоит. Лучше казаться глупцом, чем быть им. Лучше любить мгновение, чем всю вечность. Лучше раскрыть объятия солнцу, чем человеку. Слушайте, слушайте!»

Tannarh, г.

avatar