Новый адрес страницы:
https://tannarh.wordpress.com/2007/06/19/догмы-и-заповеди/
 

Tannarh
«ДОГМЫ» И «ЗАПОВЕДИ»

«Догмы»«Запреты»«Предписания»«Принципы»«Пред-положения»

«Догмы»

Разумность человека

Ни одно из мировоззрений не обходится без некоторых догм, заповедей, принципов и предположений. Странствие не исключение, хотя его догмы, заповеди, принципы и предположения с изрядной долей уверенности можно назвать условными и не оказывающими решающего влияния на развитие каждого конкретного странника. Первой догмой странствия является следующее утверждение: человек разумен. Доказать разумность человека невозможно, по крайней мере, силами самого разума, сам факт существования которого поставлен под вопрос. Мы принимаем это утверждение на веру и действуем соответственно. Вера в разум — своего рода религия, и, как и всякая другая религия, она неприемлема для странника. Вера в разум делает невозможным его полноценное познание. Странник не верит в наличие у него разума, но допускает его существование. Предположение о наличии разума является, по сути, надеждой, но странник не строит свою жизнь на зыбкой почве надежд, поэтому он говорит себе: «Я неразумен», — и действует вопреки этому утверждению, преодолевая его. Для странника быть разумным значит одержать победу над своей неразумностью. Странник проявляет свою волю к разуму, из которой, собственно, его разум и происходит. Разум странника является его собственным творением, а не привнесенной кем-то извне данностью (умение оперировать предварительно отобранными фактами, которому учат нас в детстве, — это еще не разумность). Таким образом, разум странника перестает зависеть от внешних факторов и поддаваться влиянию непреодолимых обстоятельств, целиком отдаваясь во власть странника. Отныне странник берет управление своим разумом на себя и волит его таким, каким хочет.

Способность развиваться

Вторая догма странствия: человек способен развиваться. Ничто не доказывает истинности данного утверждения, и если поместить современного ребенка и ребенка, рожденного тысячу лет назад, на необитаемый остров, то по прошествии некоторого времени их невозможно будет отличить друг от друга. Человек совершенно не изменился за последние тысячелетия, изменилась лишь среда обитания и методы воспитания (дрессировки). Другими словами: человечество изменилось, человек остался прежним. Странник говорит не о развитии всего человечества, но о своей собственной эволюции. Развивается ли он? Нет, но он имеет желание развиваться, следовательно, он будет развиваться вопреки сложившимся обстоятельствам, вопреки среде и всему человечеству, требующему служения себе от всякого, кто начинает возвышаться над толпой и обыденностью. Развитие странника зависит от его способностей, желания и воли, никакие внешние факторы не оказывают на него существенного влияния. За счет чего тогда происходит развитие странника, если «внешний» мир не влияет на него? За счет самопознания и познания через себя уникальной Вселенной, пригодной для существования одного конкретного Я — самого странника. Все, что странник познает, является частью его Вселенной, в том числе и он сам, и через это познание он приобретает власть над своей персональной реальностью, единственной реальностью, знакомой каждому из нас с детства, в которой мы существуем на протяжении всей нашей жизни. Странник — это тот, кто сам устанавливает правила игры, либо отказывается от любых ограничительных правил.

Уникальность каждого человека

Человек уникален — такова третья догма странствия. Люди сколько угодно могут различаться генами и мыслями, но человеческая суть у них одна и та же. Благодаря ей два человека из совершенно различных стран и культур сумеют понять мысли и желания друг друга, найти общий язык и договориться. Именно с этой общечеловеческой сутью борется странник, чтобы воспитать в себе уникальность. Странник отличается от всех, в том числе и от других странников. Уникальность каждого из странников простирается в бесконечность возможностей для самосозидания и саморазвития. Затхлое болото человеческого существования противно их воле к развитию. Их путь проходит через неповторимость каждого. Каждый странник — единственный в своем роде, уникальная вселенная, не зависящая от других и не подчиняющаяся никому, кроме ее хозяина. Странник творит себя уникальным. Это значит, что никого нет ни рядом с ним, ни над ним, ни под ним. Странник уникален не потому, что мнит себя уникальным, но потому, что ежесекундно становится уникальным. Это фундаментальная основа его существования. В этом странник черпает свое могущество. Его личность невозможно сравнить ни с какой другой личностью. Он — единственный квант самосознания во всей Вселенной. Вне его и без него невозможно никакое существование и несуществование. Из него все начинается и в него же возвращается, когда отмеренный им срок бытия истекает.

Свобода воли

Четвертая догма странствия звучит так: человек обладает свободой воли. Как человек может быть свободным, если ему неизбежно приходится делать выбор в каждый миг своего существования? Люди выбирают пищу, зрелища, сексуальных партнеров, мировоззрения, жизненный путь из ограниченного списка уже готовых образцов и моделей. То есть проявление их воли зависит от имеющихся в их распоряжении вариантов. Это особый, извращенный и изощренный вид «несвободы», когда воля вынуждена метаться в клетке пред-данного. Странник не свободен, его воля также несвободна. Однако он преодолевает это отрицанием человеческого отрицания свободы. Путь странника уводит его по ту сторону «свободы» и «несвободы». Он не выбирает из предложенного ему людьми или реальностью, он следует своей воле, свободной от самого понятия выбора. Именно к такой свободе стремится странник, преодолевая множество преград, существующих в нем самом и воздвигнутых им же. Странника невозможно ни к чему принудить, если только он сам того не желает. Чужая воля не властна над странником, если он не признает ее власть над собой, но даже в этом случае странник в любой момент может отказаться от добровольного рабства. То, что странник в некоторых случаях «служит» обществу и государству, вовсе не значит, что он подчиняется им. Странник никому не подчиняется, потому что никто не в силах подчинить его. Никто не может ему ничего дать и никто не может у него ничего отнять. Странник не приемлет всякую иерархию, однако использует ее для собственной выгоды.

Творческое начало

Человек является творческим существом — утверждает пятая догма странствия. Иначе говоря, человек — это творец, однако оглянитесь вокруг и скажите, что такого нового сотворил человек, чего бы уже не было или чему не существовало бы подобия во Вселенной? «Человек не творец, а всего лишь жалкий реформатор природы в среду обитания для господствующего ныне вида homo sapiens», — утверждает странник и становится Творцом вопреки очевидному. Очевидность — не аргумент для странника. Его не интересует мнение людей, кем бы они себя не считали — творцами или рабами. Странник творит себя из себя самого. По сути, он является непрерывным процессом безграничного самосозидания. При этом важно то, что он творит не по чьему-нибудь образу и подобию, а по своему повелению. «Да буду Я таким, каким желаю быть. Да будут Мои желания подчинены Моей воле. Да будет Моя воля помощницей Моему разуму. Да будет Мой разум отражением Вселенной», — провозглашает странник и творит мыслимое и не-мыслимое. Всякое творение странника является его воплощением, не связанным никакими законами, правилами и канонами. Для странник возможно все, и никакие запреты не остановят его. Он действует согласно повелению своего ума, в котором нет места для нерешительности и лености. Праздное существование не для странника. Он познает посредством творения и совершенствуется через познание. В принципе, для странника нет ничего невозможного, и свобода воли становится одним из его творений.

«Запреты»

Не отрицай

Вымышленные «заповеди» странствия можно разделить на две равные части: заповеди отрицания (запреты) и заповеди утверждения (предписания). Первая заповедь отрицания заключается, собственно, в том, что странник ничего не отрицает. Он принимает мир во всей его полноте, понимая, что человеческому восприятию недоступна большая часть Вселенной и самого человека. Странник использует любые возможности и информацию. Отрицание служит для упрощения восприятия мира и уменьшает поле деятельности разума. Отрицающий человек — ущербен, он подобен инвалиду прикованному к постели и на этом лишь основании не признающему, что за стенами его комнаты что-то существует. Странник не упрощает собственную картину мира посредством отрицания неисследованных частей мироздания. Это не значит, что он признает истинность всего, о чем говорят; для странника вообще не существует понятий «истинного» и «ложного», этих двух чудовищ, поработивших человеческий разум на долгие тысячелетия. Странник допускает все, что только способен вообразить себе человеческий разум и даже то, что лежит за его пределами. Он не ограничивает всякого рода отрицаниями собственную фантазию, шествующую в авангарде личностного прогресса. Странник воплощает в себе все, что только может воплотить, даже если окружающие твердят ему, что его мечты неосуществимы. «Что ж, — отвечает им странник, — для вас они может и остаются несбыточными мечтами, для меня же это самая объективная реальность из всех возможных. Даже если вы осмеливаетесь отрицать мою объективную реальность, я свободен от вашего «да» и «нет».

Не верь

Вторая заповедь отрицания: не верь. Всякая вера чужда страннику, ибо она ограничивает разум. Разумеется, легче поверить во что-то, чем познать это, однако странник не идет легким путем веры, который, в конечном итоге, обязательно заведет его в болото заблуждений. Любая вера — это ловушка для слабых и ленивых умов. Поверить — значит признать собственное бессилие перед какой-либо проблемой или задачей. Однако проблемы и задачи требуют не веры, а поиска путей их преодоления и решения. Странник не оскорбляет свой разум верой, он пока еще слишком слаб, чтобы позволить себе такую слабость. Вопреки всеобщему убеждению в вере нет ничего сладостного, утешающего, дающего новые силы и надежды. Она является инструментом самобичевания и самоуничижения для слабых духом. Даже самая «безобидная» на первый взгляд вера оказывает на человеческий разум разрушительное воздействие, сравнимое по своим последствиям разве что с воздействием тяжелых наркотиков. Тот, кто верит, становится рабом веры. Тот, кто знает, является хозяином своих знаний, потому что ему ведома условность любого знания. Странник не ищет для себя рабства, поэтому ни во что и никому не верит. Вера ему просто не нужна. Всякий факт или явление обладает некоторой степенью достоверности для странника. На основе этого он и строит свои взаимоотношения с миром. Благодаря такому подходу странника весьма трудно обмануть и практически невозможно добиться его доверия, поскольку честность большинства людей имеет для странника весьма низкий уровень достоверности.

Не поклоняйся

Не поклоняйся — такова третья заповедь отрицания. Странник никому и ничему не поклоняется, поскольку не признает ничего выше себя. Он признает силу и пользуется слабостью людей, но не станет кланяться ни одному человеку. Тем более странник не станет поклоняться общим богам и идеям. Для него существуют только его боги и его идеи и, поскольку он является их творцом, ему незачем им поклоняться. Также странник не допускает поклонения самому себе. Его слуги должны признавать его знания и силу, а не верить в них. Странник сам устанавливает свою силу и власть и не может попасть в зависимость к ним. Являясь же объектом поклонения, странник будет вынужден соответствовать своему образу, сложившемуся в головах людей, которые вследствие этого приобретут власть над странником. Поэтому вместо поклонения следует говорить о признании больших и малых сил, присутствующих вокруг нас и в нас самих. Странник подчиняет своей воле то, что может подчинить, и хитростью и обманом избегает зависимости от сил ему неподвластных. Он не позволяет природе, государству, обществу, нравственности делать из себя игрушку. Ни у кого нет прав на странника, никто не может отдавать ему приказы, указывать, как ему жить, что ему делать и думать. Для странника не существует авторитетов, наставников и их «истин», ибо нет ничего истинного для самого странника, да и сам странник не есть истина.

Не бойся

Вот четвертая заповедь отрицания — не бойся. Странник может испытывать страх (странник вообще может испытывать все, что ему хочется и можется, это его личное дело), но он никогда и ничего не боится. Люди боятся неизвестности, страннику же она весьма интересна и любопытна. Люди боятся «страданий», странник находит их весьма полезными инструментами познания сущего, ибо сущее состоит из боли, не причиняющей страданий. Люди боятся несчастий и бед, странник же всегда счастлив, поскольку это единственное действительное состояние духа. Люди боятся за своих родных и близких, страннику же делает все возможное для тех, кого любит, и если его сил недостаточно, и он потеряет их, то он постарается найти себе новых. Люди боятся других людей, их мнений и мыслей, страннику же наплевать на людей и на то, что они думают. Люди боятся неизбежного, странник же проверяет неизбежное на прочность и, если в результате его действий то, что считалось неизбежным, окажется избегнутым, он несомненно окажется в выигрыше. Люди боятся самих себя, своих инстинктов, желаний, фантазий, странник же наслаждается собой, своими искренними инстинктами, своими безграничными желаниями, своей неуемной фантазией, в которой никакая мысль, никакое действие не подвергаются запрету или цензуре. Люди боятся странника и того, что он, по их мнению, воплощает, страннику же не страшен никакой черт.

Не лги себе

Пятая заповедь отрицания: не лги самому себе. Странник может обманывать кого угодно ради собственной выгоды или удовольствия, но никогда и ни при каких обстоятельствах он не должен лгать самому себе. Эта самая ядовитая разновидность лжи порождает заблуждения, ведет к ошибкам и потере адекватного восприятия действительности. Никаким благом невозможно ее оправдать, поскольку всякое благо, добытое через ложь себе, будет ложным в своей сути. Такая ложь способна разрушить личность, ослепить ее и превратить в нечто иное — в имитацию личности. Самообман ослабляет разум и волю. Зачем мне чего-то добиваться, если я могу убедить себя, что уже обладаю этим? Зачем мне становиться странником, если я могу назваться им и поверить в это? Самовнушение, которое можно использовать для саморазвития, всегда остается под контролем странника. Но самообман порой становится властелином человека. Он врет себе и уже не в силах обойтись без этой лжи, поскольку действительное положение дел оказывается невыносимым для его разума, подсевшего на наркотик самовозвеличивания. В конце концов, деградация становится не просто неизбежной, но уже свершившейся действительностью. Не следует также убеждать себя в том, что ты всегда суешь распознать самообман. Подчас признание за собой права на ошибку уже является ошибкой. Не верь в свои ошибки, но знай их. Как ты сможешь исправить ошибку, если даже не будешь знать, что допустил ее?

«Предписания»

Развивайся

Первая заповедь утверждения: самосовершенствуйся. Совершенство странника как целостной личности заключается в стремлении к непрерывному и бесконечному развитию (пре-одоле(ва)нию собственной ограниченности, пре-ступлению границ посредством странствия). Всякое развитие — это пре-ступление сущего в пользу возможного. Если странник не будет развиваться, он останется совершенным, но уже не будет являться странником в своей сути. Возможности странника ограничены лишь тем, что он не может однажды остановиться и сказать: «Я достиг всего, чего хотел». Допустимо говорить, что странник ограничен лишь собственным бессилием. Отказываясь от познания, странник отказывается от самого себя и превращается в нечто совершенно иное, быть может в самодовольного обывателя с избыточным весом и столь же избыточным самомнением. В странствии нет учителей, классиков и признанных авторитетов. Оставь это людям, которые не знают, чего хотят. Странник же знает свои желания, и ему не нужны пастыри и поводыри. Он берет то, до чего способен дотянуться его рука и разум, и со спокойным сердцем расстается с отжившими свое вещами и идеями. Странник идет дальше, всегда идет дальше, чем предполагал или надеялся пройти; он не остановится, пока не умрет, но даже смерть будет для него продвижением и развитием, а бессмертием станет уход в последнее мгновение жизни. Возвышаясь, странник поднимается над тем, что еще вчера казалось ему безграничным морем непознанного. Его цель заключается не в бессмысленном, бессистемном накоплении знаний. Во всем странник ищет для себя пользы и выгоды, как материальной, так и духовной.

Твори

Вторая заповедь утверждения: твори. Странник — это непрерывное творение себя, зримое воплощение творческой энергии превозмогающего себя странствия, создание самого себя и собственного мироздания. Не следует путать творение с творчеством. Творчество — это процесс, направленный преимущественно вовне и характеризующийся созданием нового, отличного от уже существующего. Творение — это необратимый процесс, происходящий внутри личности, направленный на ее изменение, посредством смены взглядов на мир и самого себя, отношений к различным явлениям жизни, убеждений, принципов, идеалов, приоритетов, философий и пр. Таким образом, конечное творчество странника является лишь отголоском происходящего в нем процесса творения посредством от-странения от себя-уже-сущего. Все созданное странником мгновенно устаревает, в первую очередь для него самого, поскольку творения статичны, а личность странника продолжает динамично развиваться. С этой точки зрения, все, что странник сообщает о себе другим, является заведомой ложью. Сказанное уходит в прошлое, и только молчание едва поспевает за странником. Если странник занимается творчеством, то не для того, чтобы сообщить миру какую-нибудь «истину», но, прежде всего, для собственного удовольствия, иногда даже мучительного удовольствия, ибо лучшие образцы искусства — это всегда порождение сладостного мучения. Странник может быть безразличен к своим творения и их судьбе, однако сам процесс творчества всегда важен тем, что он несет в себе: интерес, приобретение нового опыта, удовольствие. Как вы понимаете, вряд ли странник будет творить на заказ или с регулярностью современных писателей.

Будь уникальным

Третья заповедь утверждения: будь уникальным. Странник не стремится быть первым в чем бы то ни было, хотя порой случается, что он на голову выше всех остальных, что, собственно, не является большой заслугой, учитывая, что большинство людей ходят, пригнувшись к земле. Странник стремится понять и признать следующее: каждый странник является уникальной личностью, не похожей ни на кого из живших, живущих и тех, кому только предстоит «осчастливить» этот мир своим появлением. Путь каждого странника уникален, и если сам странник не пройдет по нему, этого не сможет сделать никто другой, ибо путь исчезнет вместе с странником, так и оставшись девственной бесконечностью. Всякое творение странника уникально; то, что было сделано, делается, либо будет сделано им, не сможет сделать никто другой. Философия каждого странника уникальна, она родилась, развивается и умрет вместе с ним, и только от странника зависит, узнает ли кто-нибудь о его мировоззрении или оно навсегда исчезнет. У каждого странника свой странствие, кроме того, я утверждаю, что и у каждого обывателя свое странствие, и чем больше мнений о странствии будет изложено, тем лучше будет для развития личного странствия каждого, кто считает себя странником или является им, не подозревая об этом. У каждого странника свой путь, который странник изволяет из себя и для себя.

Будь безупречен

Четвертая заповедь утверждения направлена против всякого рода халтурщины: будь безупречен. Странник не портачит, не берется за дела, которые не собирается доводить до конца, не создает видимость, кроме, разумеется, тех случаев, когда он притворяется, но даже притворяется он изо всех сил. Он живет в полную силу и, делая что-нибудь, он выкладывается по максимуму. В противном случае это будет не жизнь, а имитация жизни, которой занимаются обыватели и прочие случайнорожденные. Рождаются для того, чтобы жить, а не для того, чтобы пассивно существовать в массовке. Странник не тешит себя мнимыми знаниями и могуществом, он либо обладает ими, либо нет. Он делает то, что хочет, так хорошо, как только это возможно. Никаких поблажек себе, никаких «я подумаю об этом завтра». Завтра может и не наступить для странника. У него есть только сейчас, и те, кто считает, что этого слишком мало, ничего не понимают в жизни. Сейчас — это слишком много для странника, и он берет столько, сколько ему необходимо от своей жизни, каждое мгновение которой порождает бесконечность и бессмертие. Для странника не существует ошибок. Всякое его действие, «ошибочное» и «безошибочное», — безупречно, все они служат приобретению нового опыта и познанию мира. Познание не может быть «ошибочным», оно бывает полным и неполным. Полное познание является безупречным. Странствие — это безупречное познание совершенного мира.

Будь подобен миру

Пятая заповедь утверждения: будь подобен миру. Странник воплощает в себе Вселенную и обладает всеми ее основными свойствами, коими я полагаю следующие: силу, счастье, свободу совершенство и смерть. Странник обладает всеми этими свойствами и еще многими другими. Мир безграничен, и личность странника не имеет зримых пределов. Мир безразличен к человечеству в целом и к каждому человеку в отдельности, то же самое можно сказать и о страннике, которого совершенно не волнуют окружающие. Мир жесток и безжалостен, и странник не старается быть излишне мягкосердечным. Миром никто не управляет, никто не стоит над ним, и над странником никого нет — ни бога, ни черта. Мир властвует над своим существованием, и странник не является игрушкой судьбы или кармы. Мир определяет свое развитие исходя из понятий пользы и эффективности, а не морали и нравственности, также поступает и странник. Мир одинаково щедро одаривает жизнью и смертью, и странник таков же. Мир не познан до конца и вряд ли когда-нибудь будет познан, и странник не может сказать: «Я знаю о себе всё». Мир использует людей для своих неведомых целей, и странник использует людей и мир для своей выгоды. Мир един, каким бы разобщенным он нам не казался, и странник един с собой и со всем миром сразу.

«Принципы»

Одаривание бытием

Первый принцип странствия звучит так: пусть будет все, что может быть. Странник не строит для себя мир фантазий, в котором он обладает силой и мудростью. Вместо этого он меняет мир вокруг себя, он действует, приобретая силу и мудрость, и горе тем, кто осмелится встать у него на пути. Странник делает то, что считает нужным, и порой ему удается совершить то, что окружающие считали абсолютно невозможным. В некотором смысле сам странник — это воплощенная невозможность. Каждый странник является для себя идеалом странника. Каждый странник идеален именно как странник. У него нет судьбы, если только он не изволит ее для себя. В его жизни возможно все. Никаких ограничений, никаких границ. Все во власти странника, и на все его воля. Он не слушает людей, которые раз и навсегда определились с тем, во что они верят и во что не верят. «Этого не может быть», — говорит человек. «Этого не может быть для тебя», — уточняет странник и превращает мир в невозможность. Это сон? Но что такое явь? Его сны реальны не меньше, чем он сам. Мы живем в странном мире. Странник не стремится насиловать мир при помощи своего разума подобно тому, как это делают ученые, он ищет взаимопонимания с миром.

Лишение бытия

Второй принцип: не все, что есть, достойно бытия в странствии. Мир слишком велик, чтобы человеческий разум мог охватить его целиком. Страннику приходится выбирать, что включать в сферу своих интересов и что не включать. Логично предположить, что странник будет выбирать то, что сочтет полезным, нужным и приятным для себя. Это будет достойная странника часть его бытия. Соответственно то, что в эту сферу не входит и никогда не войдет, будет называться недостойной частью бытия. Ей принадлежит все бесполезное, ненужное и не вызывающее никаких эмоций у странника. Только то, что совершенно точно никогда не пригодится страннику, он может назвать недостойным своего бытия. Например, некоторые странники причисляют к недостойной части значительную часть человеческой популяции. Ни пользы, ни удовольствия эти люди странникам не приносят, следовательно, они недостойны быть в бытии странника (но не в бытии вообще!). Странник не экстремист, но экстремум. Есть еще один критерий определения достойности и недостойности — это степень отклонения от замысла. Создавая какую-либо вещь, мы имеем в голове некоторый ее образ. Если вещь получилась не такой, какой мы ее себе представляли, мы либо тратим силы и время на исправление допущенных ошибок, либо уничтожаем ее и начинаем делать новую. Например, дауны — это неисправимое, фатальное отклонение от замысла природы. Если никто не желает завести себе вместо собаки или кошки дауна, отчего государство должно отнимать деньги у здоровых и тратить их на бракованных людей? Подобный «гуманизм» негуманен по отношению к полноценным людям, так гуманизм ли это?

Прошлое не возвращается

Третий принцип: прошлое не возвращается. Странник не живет прошлым. Прошлое больше не существует. Воспоминания о былом — удел тех, у кого нет будущего, тех, кто сдался своему бессилию и лени. Странник живет будущим, он творит свое будущее, и ему некогда да и незачем вспоминать прошедшие радости и огорчение. Прошлое является для него кладезем информации, примеров и ошибок, которые он старается не повторять. Прошлое учит, но не повелевает. Наоборот, это будущее повелевает нашим прошлым и настоящим. Странник — единственный владыка своего прошлого и будущего. Без него они просто не могут существовать. Прошлое обесценивает все заслуги и завоевания. Что толку от лавров, которые существуют лишь в воспоминаниях? Лучшее место для побед и достижений — сейчас. Странник живет одним мгновением, не забывая при этом о долгосрочной перспективе. Те, кто живет воспоминаниями о былом, живут ложью, ибо память ненадежна и зачастую рассказывает нам не о том, что случилось в действительности, а о том, что нам хотелось бы услышать. Будущее же в наших руках. Странник точно знает, что ему нужно, и движется к своей цели. Он творит свое будущее сейчас, в этот самый момент. В этом мгновении возможно все, оно сливается с бесконечностью, оно — дверь в бесконечность.

Судья — раб своих суждений

Четвертый принцип: судья не властелин над миром, но раб своих суждений и оценок. Странник не судья. Ему нет дела до «правых» и «виноватых», «честных» и «лживых», «праведных» и «неправедных», «добрых» и «злых». Он не судит, не оценивает, не составляет мнений. Он смотрит на мир и видит его свободным от человеческих заблуждений, фантазий, «истин» и надежд, от всего, что человечество успело нагородить в неуемном своем стремлении победить непознанное. Страннику не нужны такие победы. Он старается познать непознанное, а не победить его. Фантазии вроде религии никак не могут ему в этом помочь, поэтому он избавляет свое бытие от фантазий и тех, кто загораживает ему солнце своими богами. Людям не дано узнать, каков мир в действительности, но это не повод для отчаяния и молитв. Странник познает этот странный мир в меру своих сил и способностей. Он делает все, что может, и если кто-то способен на большее, что ж, этого мира хватит на всех. Странник избегает предвзятости во всем. Он не воплощает в себе никаких «высших ценностей и добродетелей». Он не «лучше» и не «хуже» обывателя, в некотором смысле сам странник является точно таким же обывателем, и единственное его отличие от остальных заключается в том, что он обыватель иной обыденности. Впрочем, в силах странника все изменить.

Прозревший не излечит слепцов

Пятый принцип: прозревший не излечит остальных слепцов. Странник помнит, что всякое его знание предназначено лишь для него одного и вряд ли пригодится прочим. Странник не ищет понимания даже у других странников. Странникам труднее всего понять друг друга, в отличие от обывателей, скроенных по единому шаблону, с одинаковыми мыслями в головах. Странник не ищет понимания потому, что для того, чтобы быть понятым, ему придется подстраиваться под других, чем он совершенно не намерен заниматься. Странник одинок не потому, что он не принадлежит какой-либо толпе, а потому, что не существует такой толпы, которой он мог бы принадлежать. К тому же странник не имеет ни малейшего желания быть «одним из множества». Он уникален и не станет «навязывать» свою уникальность другим в качестве стандарта. Он понимает, что людям практически невозможно навязать или объяснить ничего нового, выходящего за рамки их повседневного опыта. В конечном итоге, каждый достоин лишь того, до чего дошел своим собственным умом. Чужие плечи не самая надежная опора. Странник не станет учить других своему странствию как единственному возможному. Все, что он может подарить тем, кто хочет назваться его последователями, умещается в трех словах: «Будьте самими собой». Пусть каждый идет своим путем, не оглядываясь на других. Пусть каждый прозреет сам или останется слепым навсегда. Страннику одинаково безразличны как слепые, так и зрячие.

«Пред-положения»

Пред-положение существования

Во-первых, странник предполагает собственное существование в основе всякой своей деятельности. Нам всем кажется, что мы существуем именно так, как нам кажется, но так ли это в действительности? Можем ли мы быть абсолютно уверены в истинности этого утверждения? Нет. Существование, каким мы его представляем, недоказуемо и неоспоримо. Можем ли мы утверждать, что знакомая нам форма существования единственная возможная? Допустимы ли и иные формы жизни помимо земных, например солярные? Можем ли мы утверждать, что полностью понимаем, что такое жизнь? Непонятного, вернее непонятого в жизни намного больше, чем познанного. Можем ли мы надеяться на сохранение в неизменности привычного для нас образа существования? Известные нам законы природы не допускают неизменности чего бы то ни было. Можем ли мы полностью управлять нашей жизнью? Помимо нашей воли над нашими жизнями властны и иные процессы, подчинить которые мы пока не в силах. Таким образом, странник сомневается в самой жизни, ставит ее под сомнение, она не является для него чем-то абсолютным, определенным. Странник не отрицает жизнь, он признает ее ровно в той степени, в какой она ему доступна, но не более того. Жизнь вполне может оказаться иллюзией, миражом, кошмарным сном мертвой материи. Мы считаем, что твердо стоим на ногах, но это не так. Мы плаваем в бесконечности вероятного, теша себя сказками о сущем. Впрочем, реальность может оказаться именно такой, какой мы ее наблюдаем, однако странник особо на это не надеется. Странник допускает все возможные варианты, в том числе и самые невероятные.

Пред-положение смерти

Во-вторых, странник предполагает собственную смерть. Нам известно, что наши тела умрут, однако многие отказываются признавать смерть своего драгоценного Я. Для странника смерть — это, прежде всего, неизвестность. Мы не знаем точно, умирает ли наша личность вместе с телом или продолжает существовать в иной форме или на иных носителях, нежели клетки мозга. Мы не знаем, может ли наша личность существовать отдельно от тела, и не составляют ли они единое неразделимое целое. Мы не знаем, возможно ли бессмертие в принципе. Мы не знаем, одинаково ли посмертное существование (если оно вообще возможно) для разных людей. Мы не знаем, будет ли существовать мир, после того, как мы умрем. Итак, поскольку странник не уверен в возможности существования после смерти, он предполагает в своей повседневной деятельности, что однажды умрет навсегда. Также он понимает, что то, что он может сделать прямо сейчас, он не сможет сделать больше никогда, поскольку каждое мгновение уникально, и сложившиеся на данный момент условия не повторятся. Странник понимает, что второго шанса может и не быть, и жить следует здесь и сейчас, не надеясь на гипотетическое бессмертие. Даже если кто-то, например, переродился в новое тело, это вовсе не значит, что странник сумеет поступить точно также. Мир никому не дает твердых гарантий и обещаний. В конце концов, смерть не такая уж и «плохая» штука, как о ней принято думать.

Пред-положение мира

В-третьих, странник предполагает мир. Мы лишь допускаем, что ощущаемый нами мир существует где-нибудь еще, кроме наших умов. Мы не уверены в том, что мир существует. Мы лишь бездоказательно предполагаем это. Мы не уверены, что мир таков, каким мы его воспринимаем. Нам доступны только наши собственные ощущения. Мы не уверены, что воспринимаем мир целиком, пусть даже в нашем распоряжении имеются различные приборы. Эти приборы показывают лишь ту часть мира, до существования которой мы сумели додуматься, и нам неизвестно, что находится по ту сторону наших познаний. Мы не уверены, что наше восприятие мира адекватно реальному положению дел. Рано или поздно любая картина мира устаревала и приходила в негодность, и нынешняя не исключение из этого правила. Мы не уверены, что мы существуем как часть этого мира. Вполне возможно, что мы лишь «снимся» ему или он — нам. Странник не изобретает «истин» для этого мира и не гадает о том, чему нет пока объяснения. Неизвестность не пугает его, скорее наоборот, вызывает неподдельное любопытство. Что ждет нас там, за поворотом? Можно сколь угодно долго строить предположения, но есть лишь один способ, чтобы узнать это — дойти туда. Странника не пугает пустота: ни в нем самом, ни в окружающей его действительности. Поэтому ему не требуется заполнять ее богами, демонами или научными мифами.

Пред-положение цели

В-четвертых, странник предполагает цели. Странник предполагает, что он может ставить перед собой цели. Вернее странник присваивает себе право на это, считая, что он этого достоин. Странник предполагает, что может достигнуть поставленных целей. Не верит, а именно пред-полагает, поскольку никто не может дать ему гарантий, что его цели в принципе достижимы. Странник предполагает, что достигнутая им цель будет именно такой, какой он запланировал. Странник постоянно меняется, следовательно, допустимо предположить, что и его представление о цели будет тоже изменяться. Странник предполагает, что процесс достижения поставленной цели способствует его развитию. Однако он не уверен в этом, вполне допуская, что его цель может оказаться ошибочной. Странник предполагает, что именно он, а не кто-то иной достигнет поставленной цели. Может случиться и так, что достигнувший цели уже не будет являться тем, кто эту цель поставил перед собой. Все это домыслы странника, и никто не указывает страннику, как ему поступать и куда двигаться. Если странник позволяет командовать собой, это его проблема. Страннику чужда рабская психология большинства. У него нет ничего общего с обывателями и другими странниками, поэтому его цели и задачи также уникальны, как и он сам.

Пред-положение странствия

В-пятых странник предполагает путь странствия. Странник предполагает, что путь, по которому он движется, существует в действительности или хотя бы в его собственном сознании. Он не верит в свою «избранность», поскольку по пути странствия может идти любой (вопрос в какую сторону), этот путь открыт для каждого. Странник допускает, что выбранный им путь ошибочен. В отличие от религиозных людей, странник допускает существование ошибок не только в следствиях, но и в предпосылках, в самих основах. Странник предполагает, что его путь безграничен. Однако странник понимает, что однажды он может достигнуть предела своих способностей, когда дальнейшее развитие станет невозможным, и это станет мгновением смерти странствия в нем. Странник предполагает, что его путь уникален. Поскольку странник не знает чужих путей, он может допустить, что его путь принадлежит еще кому-нибудь. Странник предполагает, что его путь продолжится после смерти. Но также он допускает, что смерть может стать концом его пути и все, что он успел сотворить, окажется напрасной тратой времени и сил. Но странника это ничуть не беспокоит. Он действует не ради будущих поколений, славы, могущества, знаний, бессмертия, смысла. Он поступает так исключительно ради себя самого и ничего иного. Поэтому он изволяет путь и мир, в котором этот путь лежит, и самого себя, идущего по этому пути.

Tannarh, г.

avatar
Николай • 18:23,
Где здесь лайки ставить?
avatar