Новый адрес страницы:
https://tannarh.wordpress.com/2016/04/03/против-интерпретации/

Сьюзен Сонтаг
ПРОТИВ ИНТЕРПРЕТАЦИИ
Цитаты из статьи

Начальный опыт искусства был, вероятно, колдовским, магическим; искусство служило орудием ритуала. Начальная теория искусства, созданная греческими философами, утверждала, что искусство — мимесис, подражание действительности. Именно здесь и возник специфический вопрос о ценности искусства. Ибо теория мимесиса по самой своей сути требует, чтобы искусство оправдало свое существование…

По сути, все западное понимание искусства и размышления о нем оставались в границах греческой теории искусства как мимесиса. Именно благодаря этой теории искусство как таковое — если отвлечься от конкретных произведений — становится проблематичным, нуждается в защите. Защита же и порождает странное представление, согласно которому то, что мы привыкли называть «формой», отделено от того, что мы привыкли называть «содержанием»; еще один благонамеренный шаг — и вот уже содержание существенно, а форма второстепенна…

Содержание, может быть, изменилось. Может быть, теперь оно менее фигуративно, его реалистичность менее очевидна. Но по-прежнему предполагается, что произведение искусства есть его содержание. Или, как формулируют у нас сегодня, произведение искусства по определению что-то говорит. (X говорит вот что… Х хочет сказать вот что… Х пытался сказать вот что… и т. д., и т. д.)

Никому из нас не вернуться к тому дотеоретическому простодушию, когда искусство не нуждалось в оправдании, когда у произведения не спрашивали, что оно говорит, ибо знали (или думали, будто знают), что оно делает. Отныне и до конца сознания мы будем биться над задачей защиты искусства…

Хотя развитие многих искусств, казалось бы, велит расстаться с идеей, что художественная вещь — это прежде всего содержание, идея властвует над умами по-прежнему… Акцент на содержании порождает постоянный, никогда не завершающийся труд интерпретации. И наоборот — привычка подходить к произведению с целью его интерпретации поддерживает иллюзию, будто и в самом деле существует такая вещь, как содержание произведения искусства…

Применительно к искусству интерпретация состоит в том, что из произведения выхватываются определенные элементы (X, Y, Z и т. д.); Задача интерпретации, по сути, — перевод. Интерпретатор говорит: смотрите, разве не понятно, что Х — это на самом деле А (или обозначает А)? Что Y на самом деле — В? Z — С?..

Интерпретация есть радикальная стратегия сохранения старого текста — слишком ценного, чтобы его выбросить, — путем перекройки. Не стирая и не переписывая текст, интерпретатор все же его изменяет. Но не может в этом признаться. Он доказывает, что всего лишь сделал его внятным, раскрыл его подлинный смысл. Как бы сильно интерпретаторы ни меняли текст они должны утверждать, что вычитывают смысл — его содержимое…

Самые знаменитые и влиятельные из современных доктрин — марксистская и фрейдистская — представляют собой не что иное, как развитые системы герменевтики, агрессивные, беспардонные теории интерпретации. Все наблюдаемые феномены берутся в скобки, по выражению Фрейда, как явное содержание. Явное содержание надо прозондировать и отодвинуть — и найти под ним истинный смысл, скрытое содержание. У Маркса — общественные события, такие как революции и войны, у Фрейда — явления личной жизни (вроде невротических симптомов и оговорок), а также тексты (например, сновидения или произведения искусства) рассматриваются как повод для интерпретации. По Марксу и Фрейду, эти явления только кажутся понятными. На самом же деле без интерпретации они смысла не имеют. Понять — значит истолковать. А истолковать — значит переформулировать явление, найти ему эквивалент…

В культуре, подорванной классическим уже разладом — гипертрофией интеллекта за счет энергии и чувственной полноты, — интерпретация — это месть интеллекта искусству.

Больше того. Это месть интеллекта миру. Истолковывать — значит обеднять, иссушать мир ради того, чтобы учредить призрачный мир «смыслов». Превратить мир в этот мир. (Этот! Будто есть еще другие.)

Мир, наш мир, и без того достаточно обеднен, обескровлен. Долой всяческие его дубликаты, покуда не научимся непосредственнее воспринимать то, что нам дано.

В наши дни интерпретация чаще всего равняется обывательскому нежеланию оставить произведение художника таким, каково оно есть. Подлинное искусство обладает способностью беспокоить нас. Сводя произведение к его содержанию, а затем, интерпретируя это последнее, человек произведение укрощает. Интерпретация делает искусство ручным, уютным.

Эта обывательская натура интерпретации пышнее всего расцвела в словесных искусствах. Которое уже десятилетие литературные критики почитают своей задачей перевод элементов стихотворения, пьесы, романа, рассказа в нечто иное…

Интерпретация, основанная на весьма сомнительной идее, будто произведение художника состоит из элементов содержания, насилует искусство. Она превращает его в предмет для использования — для помещения в схему категорий…

Прозрачность сегодня — высшая, самая раскрепощающая ценность в искусстве и в критике. Прозрачность означает — испытать свет самой вещи, вещи такой, какова она есть.

Когда-то (когда высокого искусства было немного) революционным и творческим поступком было, наверно, истолкование художественных произведений. Теперь это не так. Чего нам определенно не надо теперь — это еще большего поглощения искусства Мыслью или (что еще хуже) искусства Культурой.

Сегодня главное для нас — прийти в чувство. Нам надо научиться видеть больше, слышать больше, больше чувствовать.

Наша задача — не отыскивать как можно больше содержания в художественной вещи, тем более не выжимать из нее то, чего там нет. Наша задача — поставить содержание на место, чтобы мы вообще могли увидеть вещь.

Всякий искусствоведческий комментарий должен быть направлен на то, чтобы произведение — и, по аналогии, наш собственный опыт — стало для нас более, а не менее реальным. Функция критики — показать, что делает его таким, каково оно есть, а не объяснить, что оно значит.

Вместо герменевтики нам нужна эротика искусства.

Под редакцией Tannarh’a, 2016 г.

avatar
Кудо • 20:13,
Танн, давай чего нибудь закинь интересного !  cry
avatar
tannarh • 15:04,
Как сказал классик, каждая минута, потраченная на написание текстов, - это минута, украденная у жизни. prof
avatar
sartaal • 17:24,
Как сказал другой классик, не слушайте классиков.
avatar
tannarh • 12:20,
В общем не слушайте классиков, которые говорят не слушать классиков.
avatar
Кудо • 01:49,
Так все достало, серые будни,день сурка.... еще ты не чего не пишешь, тогда буду в xbox рубить в ведьмака 3 )))  biggrin
avatar
tannarh • 14:06,
Вы тут окуели что ли все?) Скоро лето, а здесь какой-то сплин сопливый. Вот прое...ем опять лето, тогда и будем грустить!)))
avatar
Кудо • 00:10,
Не сопливый , а не много расстроенный ... и лето это говно- ненавижу жару....
куча синих по улице, зеленых, и красных, ебу**е грязные пляжи и быдло туристы, нах такое лето! Если мне фартанет я буду этим летом в Trondhjem любоваться фьордом и пить Эль с крумкакой и без всяких забот, а вот если фортуна меня шваркнит , то буду тухнуть в тупой жаре с быдло туристами, хотя нет , буду тухнуть  на тренировках и за xbox дома,)
avatar
tannarh • 09:30,
Да, не повезло с планетой. На Земле сейчас как раз глобальное потепление и тотальное обыдление. Можно, конечно, стать дзен-пофигистом, но поначалу главное не повеситься от скуки, ибо социальные, политические, национальные, религиозные и климатические вопросы уже не будут сношать мозг.
avatar
Кудо • 17:09,
согласен, но скука может быть и впрок! wink
avatar
Кудо • 01:49,
Чего у тебя интересного?
avatar
Кудо • 01:52,
Дружище да время и так идет, жизнь пролетает мне уже скоро 30 через пару лет, а делов не куя нет, а время все летит и летит ..... а ты хоть пишешь после тебя хоть что то будет... а мы все растворимся  во времени. А может , то  же что то напишем или оставим после себя , хотя хрен его знает!
avatar
sartaal • 12:23,
А по мне так это круто.
avatar
Кудо • 23:50,
круто рубить в xbox или что круто?
avatar
sartaal • 01:44,
Ну то что как в титрах живем,когда строка дойдет до верху она исчезает с экрана.
avatar
Кудо • 17:09,
брат мой) это матрица !
avatar
Sietena • 13:49,
Твоя маленькая кнопочка, лучшая память о тебе)
avatar
Кудо • 23:45,
Я с начала прочитал твоя маленькая попочка, а потом подумал да в роде у мне и не маленькая и при чем тут попочка))) Что у тебя нового?
avatar
Sietena • 22:34,
Ахах)) Буду теперь знать, что не маленькая)) Да, у меня много перемен) Вот еще ты тут захандрил. Твое настроение мне определенно не нравится в последнее время. Вроде бы для кризиса среднего возраста рановато  huh
avatar
Кудо • 17:12,
милая моя подруга, временами я просто бываю не много пессимистичен) я рад что у тебя в жизни происходят перемены, надеюсь только в лучшею сторону!?
avatar
Sietena • 19:31,
В лучшую) Но вот пессимизм тебе не к лицу. Ну, чего ты захандрил-то? Все ведь  твоих руках. Верти жизнью как нравится)
avatar
Кудо • 02:04,
Если честно мне просто скучно( Иногда бывает что просто все за*бало... вот я и играю в пессимиста ! Я рад что у тебя все тип топ) Потом как нибудь более подробнее расскажешь !
wink
avatar
tannarh • 14:07,
Да куча народа оставила о себе память, ничего не написав: Будда, Сократ, Христос. Герострат, опять-таки.
avatar
Кудо • 23:48,
Может я стану как Александр или Тулии ,а может как оба взятые,  а может вообще как бомж)) Не бомжом точно не буду зенит говно)) А так то да... Как пелось в одно хорошем мультфильме : "Эх жизнь моя жестянка , да ну ее в болото"  smile
avatar
Кудо • 23:49,
Давай про старые добрые норвежский кланы напиши,)
avatar
tannarh • 09:32,
Я не понял, кто из нас по фьордам шляется? biggrin
avatar
Кудо • 17:15,
Брат мой, шляюсь то я, споров нет, но мастер пера это ты! Так что слово за тобой наш волшебник!
avatar
tannarh • 18:07,
Мастеров пера в Интернете как собак нерезаных, а вот чего действительно не хватает - это путевых заметок тру-очевидцев в духе дедушки Лавкрафта, типа "Тени кровавых фьордов" или вроде того.
avatar
Кудо • 21:02,
Ну не буду к тебе подлизываться, но ты Лучший мастер пера которого я читал, сам Олегыч позавидовал бы) Да там мало что про вампиров расскажут , а вот про драугоров и эльфов с троллями это пожалуйста  ! А самое смешное, то что, для них вампиры это сказка , а вот драуги и всякая мифическая тру братва это бля реально существует)
avatar
tannarh • 18:58,
Несомненно, это один из самых объективных и не предвзятых комментариев на этом сайте. Беда в том, что если даже человеку, исходившему фьорды вдоль и поперек ничего не известно о норвежских вампирах, то что могу знать о них я?
avatar
sartaal • 23:36,
А по мне так самые объективные комментарии в разделе про вампиров.
avatar
Кудо • 02:07,
Иногда мы говорим такое, что сами бывает, поражаемся!  happy
avatar
Sietena • 20:43,
Это моменты просветления  biggrin
avatar
Кудо • 00:22,
Да услышат тебя Боги! Я  был бы  рад)
avatar
Кудо • 02:06,
Ты создал целый мир - сможешь создать и их!  smile
avatar
sartaal • 11:10,
Жду про дао-какао статью.
avatar
tannarh • 09:31,
Жить после 30 вообще неприлично. Но простительно. А вот после 60 и неприлично и непростительно.
avatar
Кудо • 17:17,
Смотря как жить, если в смертном теле, то лучше конечно до чахлости уйти к Богам, а если в бессмертном.....  smile
avatar
sartaal • 21:58,
tannarh вы как то упоминали что разбираетесь в фотошопе. Хотел сделать заливку букв на картинке а мне cs6 пишет что недостаточно непрозрачных исходных пикселей.Как можно устранить эту проблему?
avatar
tannarh • 12:39,
Альфа-канал у изображения есть? Если нет, то добавить. Если есть, тогда Гугл.
avatar
sartaal • 15:23,
А вот еще вопрос. Можно ли сделать так что источник клонирования штампа не будет съезжать с места вслед за самим штампом? Хочется эффект как от заплатки.
avatar
tannarh • 09:34,
Можно еще назначить нужный паттерн для кисти.
А вообще я Фотошоп шесть лет назад снес, и CS6 для меня темный лес.
avatar
sartaal • 11:07,
Ахахаха а я вообразил будто вы cs6 от и до знаете.
avatar
tannarh • 11:21,
Воображение - страшная сила.
avatar
sartaal • 12:54,
сам разобрался
avatar
Кудо • 02:10,
Кто смотрит сериал" Острые козырьки" если вдруг не кто не смотрит, то советую !
avatar
sartaal • 11:46,
Ганибал смотрел.Когда он готовит кого то сразу есть охото.
avatar
Кудо • 00:26,
Да Lecter это классика) Жду новый сезон и актеры отличные и сериальчик по душе) А вообще мой тру( это пираты и их жизнь) Советую " Черные паруса"
avatar
Sietena • 20:46,
Надо глянуть
avatar
Кудо • 00:30,
Глянь ,глянь только там про ирландскую мафию, а точнее про" пэйви" если тебе конечно будет интересно,но на мой взгляд сериал рассчитан на мужскую аудиторию ! Ты грошовые ужасы посмотрела!?
avatar
Sietena • 12:14,
Грошовые у меня не пошли, а вот козырьки ничего так.
avatar
Кудо • 02:18,
Что значит не пошли???? Это же не игра ???
avatar
sartaal • 12:27,
Особенно доставил момент когда Франкенштейн пытался убить свое творение которая танцевала с Дорианом Греем,красивая сцена.
avatar
Кудо • 02:17,
Да франки они конечно тут поставили каким то неудачником и маменькиным сынком)) Мне кажется это ошибочное мнение ! Да плюс потом еще весь этот феминизм так и прет на ружу, мне по нраву момент с ведьмой и американцем когда они по пустыне бродили)
avatar
sartaal • 17:29,
А вот в ганибале момент не понравился.Когда он в конце 2 сезона пререзал горло той девушке. Видно было что она уже мертва,и тем не менее в 3 сезоне она жива.
avatar
Кудо • 22:21,
Абигейл? Если ты про нее , то она такая же как и Лектер, ее папаша жрал мясо людей и кормил им свою дочку! Я если честно не помню того момента ((
avatar
sartaal • 01:44,
Да Абигейл. Между прочим папаша ей только про оленей рассказывал,а доктор Лектер "лечил" ей мозги грибочками. Да так лечил что она поехала. Вот и стала маньячкой.
avatar
Кудо • 23:47,
wacko
avatar