Новый адрес страницы:
https://tannarh.wordpress.com/2014/08/11/миф-об-эгоистах/

Tannarh
МИФ ОБ ЭГОИСТАХ

Я старался только ни на кого из них не глядеть; принимал независимейшие позы и с нетерпеньем ждал, когда со мной они сами, первые, заговорят. Но, увы, они не заговорили… Я презрительно улыбался и ходил по другую сторону комнаты, прямо против дивана, вдоль стены, от стола до печки и обратно. Всеми силами я хотел показать, что могу и без них обойтись; а между тем нарочно стучал сапогами, становясь на каблуки. Но все было напрасно. Они-то и не обращали внимания.

Ф.М. Достоевский «Записки из подполья»

Миф об эгоистах сделался чрезвычайно популярным в последнее время. В эгоизме обвиняют всех, кого не лень, будто любовь к себе есть страшное преступление и грех. Допустим, что так, но ведь беда-то современного человека в том и заключается, что особой любви к себе он не испытывает и эгоистом по большей части не является. Сам собой напрашивается вопрос: как же так, ведь все вокруг только и говорят, что мы живем в эпоху разгульного индивидуализма и гедонизма, разве нет? Все верно за одним маленьким уточнением: показного индивидуализма и показного гедонизма. В этой крохотной мелочи и кроется ключ к разгадке сегодняшнего мифа об эгоизме. Я, конечно же, не берусь утверждать, будто эгоистов вовсе не существует, разумеется, они есть, правда их намного меньше, нежели принято думать, и находятся они зачастую совсем по другую сторону баррикад.

Настоящий эгоист суть личность неприметная, такую личность трудно разглядеть, поскольку кроме собственной персоны у нее нет никаких иных интересов, увлечений или занятий (см. эпиграф), и лишь в общении он превращается в редкостную занозу, от которой хочется побыстрее избавиться. Короче говоря, себялюбец чаще блистает в свете воображаемых софитов, нежели в присутствии реальных зрителей. Так называемые массовые «эгоисты» по сравнению с ним и не эгоисты вовсе, эгоизм у них показной, своеобразная дань духу времени, популярная лишь до поры до времени. Массовый человек, конечно, бывает порой инфантилен, однако не следует путать это с подлинным эгоизмом, поскольку отличия слишком существенны, чтобы их игнорировать.

Откуда пошел современный миф о повсеместном засилье эгоизма и эгоистов догадаться не трудно. На любом суде смотреть следует сначала на обвинителя и лишь потом уже на обвиняемого, особенно когда кто-то берется голословно обвинять едва ли не все человечество сразу. И кто же наши обвинители? Приглядевшись к ним поближе, мы с легкостью сможем выделить три основные категории, порой весьма тесно переплетенные, однако обладающие весьма характерными чертами.

В первую категорию попадают религиозные фанатики, исповедующие так называемое «народное христианство» — ту самую дикую смесь ритуальной магии, идолопоклонничества и агрессивной необразованности, которую многие привыкли путать с христианством, основанном на учении Христа. Люди эти полагают себя искренне и истово верующими и вместе с тем даже часа не могут прожить, не нарушив какую-нибудь заповедь: они постоянно упоминают имя Бога всуе, злословят на ближних и судят окружающих так, словно спихнули Господа с небесного трона и уселись на его место. Для них религия — это своеобразный способ выделиться из толпы и возвыситься над ней хотя бы в собственных глазах. А поскольку никакими выдающимися духовно-нравственными талантами они не обладают, единственным выходом для них остается представлять окружающих намного хуже (и ниже себя), нежели обстоят дела на самом деле.

Подаст такой человек нищему копеечку, хотя мог бы и червонцем облагодетельствовать, и убеждает себя потом, что другие и копейки не дадут, потому что все вокруг эгоисты, пекущиеся исключительно о собственном брюхе. Оттого эти «благодетели» никогда не принимают участия в деятельности благотворительных фондов, предпочитая подавать на улицах «нищим», работающим под крышей бандитов. Вот такое получается милосердие: бандиту подам, а больному ребенку — нет, чтобы со своей копеечкой не потеряться на фоне чужих червонцев. Люди, как известно, судят о других по себе и страсть как любят обвинять других в собственных грехах, поэтому нет ничего удивительного в том, что настоящие эгоисты чаще попадаются среди вот таких людей, а не среди тех, кого они берутся судить со своей колокольни.

Вторая категория плотно примыкает к первой — к ней относятся всевозможные ура-патриоты, борцы за народное счастье и фанатики-идеалисты, то есть люди по каким-то причинам не наигравшиеся в войнушку в детстве и желающие перенести свои забавы во взрослую жизнь. Однако окружающие отчего-то не спешат играть в их игры, из-за чего патриоты и борцы часто обвиняют их в эгоизме, дескать, обыватели трясутся за свою шкуру вместо того, чтобы умирать за родину-мать или за очередную бредовую идею всеобщего принудительного осчасливливания. Сами борцы за народное счастье всецело и безоговорочно готовы пожертвовать ради своих идей комфортом (чужим), благополучием (чужим), здоровьем (чужим) и даже жизнью (разумеется, чужой). Проблема в том, что другие не хотят, чтобы их благополучием и жизнями жертвовали, и справедливо предлагают фанатикам «гулять на свои», отчего в тех просыпается страшный эгоизм, потому как свои здоровье и благополучие им намного дороже миллионов чужих жизней.

Третья категория, строго говоря, и не категория вовсе, а просто прибежище для всякого рода обиженных жизнью личностей, которые отчего то считают, что окружающие должны о них заботиться и выполнять все их прихоти. Не получив желаемого, они тут же встают в позу и начинают обвинять всех в эгоизме. Для них эгоистом является всякий, кто уделяет себе больше внимания, чем им. Себялюбие этих людей настолько велико, что они даже не замечают его, многим из них даже в голову не приходит, что у окружающих могут быть какие-то свои занятия и интересы. Как правило, таких людей все игнорируют, хотя ближе к старости они становятся невыносимо навязчивы и занудливы в деле выпячивания собственного «Я».

В основном три вышеперечисленные категории и куют современный миф о массовом эгоизме с помощью СМИ и Интернета, а иногда и с высоких партийных трибун. В конечном итоге, все их претензии к окружающим сводятся к тому, что другие предпочитают поступать по-своему, вместо того, чтобы подчиняться всевозможным фанатикам, идеалистам и капризным себялюбцам. Отсюда и бесконечный поток обвинений, лжи и клеветы, коим они поливают «неблагодарное человечество», отчего-то презревшее их гениальность и непогрешимую правоту. Нет ничего ядовитее на свете, чем человек жаждущий чужого подчинения и не умеющий при этом ни властвовать, ни повелевать.

Разобравшись с обвинителями, обратим пристальный взор на обвиняемых, то есть на того самого затюканного, осмеянного и оболганного массового человека, который всего лишь хочет жить и быть счастливым, в то время как от него требуют героической смерти и страданий. Бесспорно, человек имеет право на счастье, и не какой-нибудь там абстрактный идеальный человек, порхающий в бредовых фантазиях боговеров и идеалистов, а самый что ни на есть конкретный уже существующий человек: друг, сосед, сослуживец или вовсе случайный попутчик. Вот он-то со всеми своими изъянами, недостатками, заблуждениями и банальными желаниями и именно что имеет, потому что практика показывает, что только такой человек и умеет быть счастливым. У идеалистов и самозваных исправителей человечества со счастьем как-то отношения не складываются. Нет, в теории они знают как стать счастливыми и всех остальных заодно осчастливить; они вообще все знают, но только в теории, потому как на практике мало чего могут и умеют, а говоря откровенно, вообще ничего не могут и не умеют.

Присмотревшись к обывателям, мы вдруг увидим, что они вовсе не эгоисты и не убежденные себялюбцы, а люди в массе своей весьма альтруистичные и отзывчивые. Мало того, обывателей повсеместно призывают становиться эгоистами и себялюбцами, чему они с успехом сопротивляются, предпочитая следовать стратегии баланса общих интересов. Они отказываются выполнять заказ капиталистического общества на производство индивидуалистов — этих атомарных человечков, разумных потребителей и прочей теоретической чепухи, придуманной кабинетными учеными, узнающими о реальной жизни из книг и телевизора. На тысячу обывателей приходится в лучшем случае пара-тройка индивидуалистов, соответствующих стандартам современного общества, а эгоистов — и того меньше.

От массового человека в буквальном смысле требуют стать эгоистом, ему приписывают это качество и за него же порицают. Повсюду от рекламы до книг по популярной психологии мы встречаем один и тот же призыв: «Любите себя». Любите себя, потому что вы этого достойны. Любите себя, чтобы сделать свою жизнь лучше. Любите себя, чтобы исполнить свою мечту и т.д и т.п. Короче говоря, станьте уже, наконец, настоящими эгоистами, атомарными человечками, отсеченными от других людей стеной собственных желаний, обклеенной рекламными плакатами брэндов и товаров. Однако большинство людей устроены весьма паршивым образом: для того, чтобы почувствовать себя счастливыми, им необходимо видеть вокруг себя такие же счастливые лица.

Слишком много еще живет на планете людей, которые не могут кушать сочный мясистый гамбургер в окружении толпы голодных детей или заниматься сексом, пока за стеной алкоголик избивает свою мать, или ломиться на распродажу в магазин по телам упавших покупателей. В этом отношении человеческую природу трудно переделать: в США 62 миллиона людей участвуют в волонтерском движении в благотворительных и религиозных организациях, в Германии — треть населения, в Японии — 26%, во Франции — 20%.

А что насчет остальных, так ли эгоистично их поведение, как нам кажется на первый взгляд? Скажем, молодая женщина, которая трудится на двух работах, чтобы всегда выглядеть модно и стильно, старается для себя или для окружающих? Разве прохожим не приятно смотреть на летние улицы городов, заполненные молодыми здоровыми и красивыми людьми? Пусть каждый из них старается для себя, но при этом он вносит лепту в общее восприятие городского пейзажа.

Самая большая глупость, которую я слышал на сей счет, заключается в мысли, будто люди стараются выглядеть красиво, чтобы вызывать у окружающих зависть. На самом деле они осознанно или неосознанно преследуют две цели: привлечение противоположного пола и обозначение своего статуса в глазах окружающих. Это не эгоизм, а самая большая ярмарка авансов на свете. Вид красивой девушки доставляет удовольствие все парням, а не только тому, кто согласился оплачивать ее капризы. Да и сам этот молодой человек качает мышцы вовсе не для того, чтобы на него с завистью пялились хилые парни с сомнительной половой ориентацией, хотя по всей вероятности доставляет своим видом удовольствие и им тоже.

Человек не выносит подле себя хмурых скучающих физиономий, поэтому каждый из нас хотя бы раз в жизни слышал вопрос «чего такой кислый?» или задавал его приятелям. Не потому что нас как-то особенно интересуют чужие проблемы, но исходя из древнего инстинкта, подсказывающего нам, что тревожное состояние хотя бы одного члена группы может свидетельствовать о надвигающейся угрозе или болезни, представляющей опасность для всех. Хорошее настроение свидетельствует об отсутствии угрозы, поэтому даже в тех подростковых компаниях, где власть лидера зиждется на грубой физической силе, не любят тех, кто долго обижается на тумаки и подначки.

Люди, которым нравится находиться в центре общего внимания, стараются больше для окружающих, чем для самих себя. Кстати, именно этого не могут понять религиозные фанатики, ура-патриоты и себялюбцы, страдающие от одиночества. Всем этим комикам, кинозвездам и телевизионным экспертам приходится очень много работать, чтобы на них обратили внимание, и работать еще больше, чтобы сохранить интерес публики на мало-мальски значительный срок.

Настоящие эгоисты всегда совершают одну и ту же ошибку, выдающую их с головой: они думают, что могут брать у других, ничего не отдавая взамен. Люди не любят эгоистов не из-за их нарциссизма, а потому что те нарушают баланс интересов и взаимопомощи. Настоящий эгоист — это аномалия, черная дыра, пожирающая все, что в нее попадает. Эгоист быстро оказывается в изоляции, поскольку люди понимают, что на него бессмысленно тратить силы и время — отдачи не будет ни сразу, ни потом. Тут обычно появляется какой-нибудь критик и заявляет, что негласное обязательство взаимопомощи подразумевает наличие неосознанных эгоистичных мотивов у всех людей. В действительности, наличие некоторых эгоистических мотивов не делает еще человека эгоистом, подобно тому, как наличие рук не делает меня пианистом, хотя при желании я могу наиграть простую мелодию одним пальцем. Не следует судить о целом лишь по одной его части.

Таким образом современный миф о повсеместном засилье эгоистов содержит в себе весьма комичный парадокс: он возник и поддерживается благодаря усилиям ничтожной группы самих эгоистов (религиозных фанатиков, фанатиков-идеалистов и закомплексованых себялюбцев), отторгнутых обществом, которое они теперь всячески пытаются очернить, делая вид, будто они сами отвергли недостойное их общество жадных, эгоистичных, бездуховных людишек. Слишком гордые, чтобы просить о помощи, и слишком слабые, чтобы иметь возможность бескорыстно помогать другим, они просто переложили вину за собственное маргинальное положение на окружающих, обвинив их в собственных грехах и недостатках. Слишком склочные и надменные, чтобы иметь друзей, они с готовностью рассуждают о повсеместном отчуждении и одиночестве современного человека. Слишком ленивые и безвольные, чтобы добиться какой-нибудь цели, они кричат о поразившей всех апатии и тотальном нигилизме. Слишком глупые, чтобы разглядеть собственные комплексы и недостатки, они щедро раздают диагнозы окружающим, вешая на них самые нелепые ярлыки. Слишком трусливые, чтобы верить во что-то, не опасаясь насмешек, они берутся проповедовать людям любую чепуху. Слишком зацикленные на себе, они глядят на мир и повсюду видят самих себя, и оттого мир кажется им мрачной гнилой клоакой, в которой копошатся жалкие ничтожества, проживающие свои никчемные жизни без смысла и цели. Таков вкратце современный эгоист — бездомный пес, глядящий на людей из грязной подворотни собственного вымышленного величия.

Tannarh, 2014 г.

avatar