Новый адрес страницы:
https://tannarh.wordpress.com/2016/07/14/сюжеты-тоталитаризма/

Tannarh
СЮЖЕТЫ ТОТАЛИТАРИЗМА

Артхаусное кино часто упрекают в отсутствии внятного сюжета, однако именно это и роднит его с реальной жизнью. Жизнь в самом широком смысле этого слова вообще лишена сюжетности, хотя отдельные биологические субъекты могут иногда придавать своему существованию какой-то особый смысл. Однако смысл — это не сюжет, а цель или зачастую всего лишь неуклюжее оправдание собственного бытия.

Жизнь бессюжетна и этим скучна, поскольку подавляющее большинство людей воспитываются на простых и понятных историях, в которых присутствует определенная последовательность событий, ведущих к желаемому результату. В детстве ребенку рассказывают сказки, затем их сменяют книги, фильмы и компьютерные игры, где сюжет является главным элементом, подчиняющим все остальные.

В этом нет ничего страшного до тех пор, пока люди не начинают переносить свои культурологические привычки на реальную жизнь. Ведь когда человек начинает верить в то, что у жизни тоже есть сюжеты или, что гораздо опаснее, один-единственный Великий Сюжет, открывается бездна, полная самых различных демонов и чудовищ, способных не только поработить человечество, но и даже уничтожить его.

Эволюция и история, как мы теперь знаем, не имеют ни сюжета, ни цели, ни смысла, поэтому любую картину мира, добавляющую сюжетность к биологическим и историческим процессам, следует считать искаженной. Типичной искаженной картиной мира в наше время является религия. Например, утверждение вроде «Христос пришел, чтобы искупить грехи человечества» — это сюжет, породивший множество других сюжетов, затмивших реальность в головах некоторых христиан вплоть до полного отрицания действительности. В схожих искаженных картинах мира живут теософы, эзотерики и сектанты, рассуждающие о Великих Учителях, духовной эволюции человечества и спасении избранных. Данные сюжеты так же не имеют никакого отношения к реальности.

Другой, не менее очевидный пример, — альтернативная история, сторонники которой с маниакальным упорством пытаются структурировать мировую историю с помощью известного набора сюжетов. Например, альтернативщиков категорически не устраивает, что пирамиды на плато Гизы возникли в результате долгого «скучного» процесса социальной, политической и технологической эволюции древнеегипетского общества. Все это слишком похоже на артхаус, где фильм может идти восемь часов, а на экране так ничего и не взорвется. Поэтому альтернативщики придумали сюжет, а точнее сразу два: во-первых, пирамиды построили инопланетяне, а, во-вторых, ученые это скрывают благодаря существующему всемирному заговору «официальной науки» против «неудобной» Истины.

Хорошие сюжеты всегда должны строиться вокруг борьбы двух непримиримых сторон: Бог и Дьявол (христианство), правоверные и неверные (ислам), Белое Братство и Черная Ложа (теософия), арийские и семитские народы (нацизм), капитализм и коммунизм (СССР), мировая закулиса и ее разоблачители (конспирология), сторонники палеоконтакта и официальная наука и т.д. Всякий раз, когда речь заходит о борьбе «добра» со «злом» в рамках черно-белого мировоззрения, мы должны понимать, что имеем дело с искаженной картиной мира, построенной вокруг очередного сюжета, навязанного реальности.

Благодаря простоте искаженные картины мира часто используют в своих целях тоталитарные режимы. Например, миф о неизбежном наступлении коммунизма в результате развития общества позволил советской пропаганде создать сюжет о борьбе с капитализмом, во имя которой просто-таки необходимо жертвовать комфортом, свободой, а если партия прикажет, то и жизнью. Понятное дело, что ни тем, ни другим, ни третьим сами советские руководители никогда не жертвовали и не собирались.

В современных условиях, когда у большинства людей развитых стран есть постоянный доступ к самой разной информации, тоталитаризм действует немного мягче, но по-прежнему весьма примитивно. Работа ведется по нескольким направлениям, иногда последовательно, но зачастую одновременно.

Во-первых, высмеивается и целенаправленно маргинализируется современное бессюжетное искусство, например, западное. Так Малевич давно уже стал пугалом в среде доморощенных искусствоведов из подворотен, а слова «абстракционизм» и «постмодернизм» — едва ли не ругательствами.

Во-вторых, широкое распространение в подконтрольных государству СМИ получают всевозможные «альтернативные» и религиозные теории, приписывающие особый смысл существованию человечества вообще и проживающим на определенной территории людям — в частности (народ-богоносец и т.п.).

В-третьих, в сознании массового человека всеми способами дискредитируются области научного знания, в которых утверждается случайность появления Вселенной, жизни и человека. Под ударом, как правило, оказываются теории абиогенеза, дарвиновской эволюции и самоорганизации материи, исключающие необходимость вмешательства и контроля со стороны высших сил. Тоталитарные режимы одержимы идеей контроля, поэтому любые стихийные процессы, воспринимаются ими как потенциально опасные.

В-четвертых, распространяются всевозможные конспирологические теории, призванные убедить людей в том, что на Земле давно идет невидимая борьба между «хорошими» (правильными, духовными) людьми и их «плохими» (неправильными, бездуховными) врагами, причем «плохие» пытаются не только победить «хороших», но и всячески развратить их, лишив «духовности». Соответственно, любой, кто не разделяет ценности и духовность «хороших», автоматически становится их врагом со всеми вытекающими последствиями.

В-пятых, поведение сторонников иных точек зрения и назначенных во враги лидеров иностранных государств преподносится в тоталитарных СМИ как ошибочное, глупое и даже безумное в противовес абсолютно правильным и логичным решениям национального лидера, озабоченного спасением своей страны. У массового потребителя пропаганды намеренно создается впечатление, будто весь остальной мир сошел с ума и движется по пути полного самоуничтожения.

И, в-шестых, происходить героизация верховной власти, которая готова бесстрашно бороться с мировым злом во всех его проявлениях во имя счастья и процветания своего великого самобытного народа. Причем власть присваивает себе неограниченное право контролировать граждан, дабы своевременно очищать и ограждать общество от многочисленных внутренних врагов.

Таким образом создается классический сюжет с героем (власть), злодеем (Запад, США, терроризм, нужное подчеркнуть) и красавицей (народ), которую необходимо спасти. На его основе формируется искаженная картина мира, обязательная для всех граждан тоталитарного государства, а все прочие политические картины мира объявляются ошибочными, ложными или преступными. В данной модели главной задачей власти является не улучшение жизни народа, а его постоянная и неусыпная защита от бесчисленных недругов — ничего другого народ требовать от власти не в праве, поскольку находится в ужасающем положении, и только полная сосредоточенность власти на борьбе с врагами может спасти страну от порабощения и уничтожения враждебными силами.

В отличие от недавнего прошлого, современные тоталитарные режимы прекрасно уживаются с религиозными организациями, при условии, что те полностью встраиваются в государственную структуру и выполняют в ней сугубо идеологические функции. Религия обеспечивает тирана дополнительным сюжетом, легитимизующим его власть в глазах верующих, а в обмен власть защищает «религиозные чувства» своих сторонников от любой критики в их адрес. В результате, тиран становится не просто хитрым и агрессивным приматом, оказавшимся на вершине иерархической пирамиды благодаря собственной жестокости, высокой приспособляемости к сложившимся условиям и случайному стечению обстоятельств, а «помазанником божиим», избранным самим Проведением для осуществления великой миссии по спасению вверенного ему Господом народа.

В рамках такой картины мира дарвинизм становится слишком неудобной концепцией, позволяющей образованным людям смотреть на любого национального лидера, патриарха или местного царька как на обычного доминантного самца с заурядным набором мотивов и целей, подробно описанных в любой толковой книге по этологии человека. Отсюда происходят постоянные нападки на Дарвина в подконтрольных государству СМИ и стремление если не изгнать дарвинизм из школы совсем, то хотя бы низвести его до уровня заурядной теории в ряду многих других.

При современном тоталитаризме научное мировоззрение становится эзотерическим, то есть скрытым от внимания широких слоев общества за мишурой религиозных и антинаучных домыслов, заполняющих информационное пространство и головы простых людей. Государство стремится поставить пропаганду науки под жесткий контроль, безжалостно уничтожая любые благотворительные фонды и НКО, занимающиеся популяризацией научного взгляда на мир, в котором тиран — всего лишь примат, подчиняющийся биологическим законам, как и все остальные. Тиран должен быть всегда над законом, а над тираном — только Господь Бог. Отрицать Бога (режиссера, автора пьесы) — значит отрицать право тирана (главного героя) на неограниченную власть, именно поэтому при современном тоталитаризме за фразу «Бога нет» вполне можно получить реальный тюремный срок.

Тоталитарный режим признает лишь ту науку, которая способствует увеличению его военной мощи и контроля над населением, однако ничто не мешает ему запретить или хотя бы ограничить распространение информации о «вредных» научных теориях, противоречащих религиозной картине мира, обожествляющей власть в рамках господствующего Сюжета о неслучайности всех мировых событий, включая господство тирана. Отсюда следует, что одним из эффективных средств борьбы с тоталитарной идеологией за умы граждан является популяризация научных теорий и концепций, опровергающих искаженную тоталитарную картину мира.

Необходимо отучать людей верить в реальность придуманных кем-то в своих корыстных целях сюжетов, будь то конспирология, мировая борьба «добра» со «злом» или богоизбранность власти. Мир — не театр, а люди в нем — не актеры, разыгрывающие заранее написанную для них пьесу. Вселенной управляют безликие и безразличные к человечеству процессы, и любой жадный до власти примат остается приматом в независимости от того, какое место он сумел занять в общественной иерархии.

Tannarh, 2016 г.

avatar
sheshnev • 15:45,
Как то по Вачовски все...Убить верхушку? Попрет гнилушка. Не, ну их нах , НКО там всякие, и прочая. Это гнидота из саксонских дебрей пусть обрабатывает скальпы муслимов. Ну, а быдлу , то как в рукавичках держать изволити ? Пока Пу справляется - он молодец! Начнёт брюзжать , слепят другого "суперхира"..:) Пока есть маза - поразвлекаемся строительством мостов и космодромов, дороги один ху... делать не сможем.
avatar
tannarh • 13:55,
Братия и сестры Вачовски...
avatar
Кудо • 21:55,
Раз уж разговор зашел о артхаусе мой список просмотренных:Контроль,Сталкер ,Догвилль,Страх и ненависть в Лас-Вегасе,Джо,Мад ,Неуместный человек ,Антихрист,Волчок,Левиафан,Меланхолия,Зоводной апельсин.
Ну как то так)
avatar
tannarh • 13:54,
Я имел в виду скорее фильмы Энди Уорхола, который мог несколько часов показывать, как человек спит.

ЗЫ. Алехандро Ходоровски "Фандо и Лиз", "Крот" и "Священная гора".
avatar
Кудо • 01:25,
оценим! ok
avatar
Кудо • 21:59,
Аплодирую стоя , кто пишет подобные статьи! hands
avatar
sartaal • 01:26,
Спорим, вы даже не встали со стула а просто поставили смайлик! tongue
avatar
Кудо • 01:26,
Спорим, что встал ) tongue
avatar
sheshnev • 03:43,
Священную гору глянул после прочтения рецензии на сайте Меренкова Cultcinema
. Кстати, уникальный ресурс рецензий на весь спектр патологического (гениального), шизофренического и трэшевого кино.
avatar
tannarh • 14:22,
Я, кстати, никогда не понимал смысл всех этих рецензий. Если я еще не видел фильм, то какое мне дело, что о нем думает кто-то другой? А если уже видел, то тем более? Я больше верю в Имхонетовскую систему подбора по схожести оценок, я там оценил столько книг, что в рекомендациях в основном попадаются толковые вещи.
avatar
Кудо • 20:30,
Оценим!
avatar
sheshnev • 16:40,
В силу удаленности своего места проживания от культурных очагов , и отсутствия в окружении людей , хотя бы мельком видевших арт-хаус 70х, подобные ресурсы , неплохо помогают восполнить культурологические пробелы. Аццким оказалось знакомство с творчеством Пазолини. Однозначно, " Сало " - в костер.) Буффонада Ходоровски на - канал Культура , срочно.
avatar
tannarh • 17:53,
Это Пазолини надо на канал "Культура" - в прайм-тайм и без купюр.
avatar
Кудо • 00:52,
Смотрю Век Адалин, братишка тебе стоит глянуть! smile То, что я спрашивал когда то! По поводу бессмертия и как жить итд.
avatar
Кудо • 02:11,
Фильм говно, можно не смотреть ! За столько лет прожитых смертей и потерянной любви при этом знать , что ты бессмертная и не стать циником это просто чушь для неженок .По мне так Дориан Грей куда лучше сыграл и показал образ бессмертного!  dry
avatar
tannarh • 14:51,
Есть такой документальный фильм Рэя Мюллера "Прекрасная и ужасная жизнь Лени Рифеншталь", где 90-летняя старушка Лени без всякого цинизма и с комсомольским задором вертела Мюллера на х...ю с его документами и историческими фактами, а померла в 101 год с молодым 60-летним хахалем. Ей бы еще лет сто прожить...
avatar