Новый адрес страницы:
https://tannarh.wordpress.com/2013/06/08/свободные-картины-мира/

Tannarh
СВОБОДНЫЕ КАРТИНЫ МИРА

Когда инструмент в совершенстве выполняет свою задачу, вы можете даже не замечать его присутствия, потому что он не перечит вам, не проявляет себя и не заставляет вас возиться с ним, когда вам совершенно не до этого. Инструмент служит пользователю, а не пользователь — инструменту.

Дэниел Роббинс

Свободная картина мира базируется на фактах и событиях индивидуального бытия. Преодоление метафизики, осуществленное Фридрихом Ницше и Мартином Хайдеггером, и крах метанарративов, описанный в работах Жан-Франсуа Лиотара, позволяют существенно разгрузить структуру свободной картины мира и облегчить процесс ее создания для конкретного пользователя. Больше нет необходимости в универсальных системах интерпретации реальности, призванных объяснить все на свете в рамках одной теории или парадигмы. Иными словами, человеку, который пьет воду из стакана, вовсе не нужно теперь верить в то, что этот стакан был послан ему Богом в качестве награды за праведную жизнь по законам христианской морали в мире, сотворенном Господом для удовлетворения насущных нужд человека. Теперь человек просто может выпить стакан воды, потому что хочет пить и у него есть такая возможность. Для выполнения этого простого действия не нужна идеологическая надстройка в виде религиозных или научных догм, искажающих восприятие окружающего мира. Жизнь любого человека, сколь бы сложной и многогранной она ни казалась стороннему наблюдателю, состоит из последовательности таких простых действий, формирующих личный опыт и модели поведения. Свободные картины мира призваны очистить повседневные события от налипшей на них метафизической грязи и вручить человеку право распоряжаться своим собственным умом (см. Открытый ум).

В свободных картинах мира событие свидетельствует о самом себе в контексте субъективного восприятия. Например, факт наличия пирамид на плато Гизы свидетельствует лишь о том, что они были построены. Утверждение «древние египтяне не могли создать эти сооружения, следовательно, их построили инопланетяне» не свидетельствует ни о чем, кроме мнения говорящего. В проприетарных картинах мира постоянно происходит смешение наличествующих фактов и в разной степени авторитетных мнений (см. Право на Реальность). Мир существует — это факт нашего повседневного опыта; мир создан Богом, потому что так написано в Библии, — это интерпретация факта, основанная на авторитете очередного «священного текста». Однако Библия является бесспорным авторитетом лишь в рамках христианской религии, для пользователей других мировоззрений словосочетание «Бог сотворил мир» может быть вообще лишено всяческого смысла. Господство проприетарных картин мира зиждется на фундаментальной подмене фактов их интерпретациями. Для христианина реальность не наличествует сама по себе, она постоянно истолковывается и извращается в его сознании. Таким образом, автомобильная катастрофа никогда не бывает просто инцидентом, который имеет место быть, но трансформируется в сознании христианина в «божью кару» или «свидетельство о падшести мира», то есть во что угодно, но только не в самое себя.

В свободной картине мира интерпретация, если в таковой вообще возникает необходимость, всегда вторична по отношению к событиям, случающимся с человеком или инициированным им. Вселенная существует, пирамиды были построены, автокатастрофа только что произошла. Для того, чтобы жить полноценной жизнью вовсе не нужно приписывать этим событиям надуманные поводы, вроде «божественной воли», «заговора демиурга» или «действия закона кармы». Свободные картины мира называться «свободными» потому что они освобождают не только самого человека, но и случающиеся с ним события от насильственного толкования, затемняющего их суть. Носители проприетарных мировоззрений думают, что интерпретируя мир они обретают над ним власть, однако отношения господства никогда не бывают односторонними, и зачастую хозяин зависит от своих рабов намного больше, чем они от него. Сегодня рабство кажется нам дикостью, но разве мы сами не являемся рабовладельцами и строгими надсмотрщиками над фактами, призванными служить возвеличиванию нашего Эго? В свободных картинах мира провозглашается свобода фактов от любых интерпретаций и посягательств на их наличествование, а так же равноправие человека и любых проявлений реальности. Человек имеет право делиться опытом с другими людьми, однако не может насильственным образом навязывать им свои интерпретации фактов.

Модульный принцип формирования свободных картин мира защищает их от догматизации и «священных воин». В них отсутствуют постулаты и правила, обязательные для всех пользователей, равно как и строгие санкции за нарушение внутренних правил игры. Если человек допускает наличие грубых ошибок в своем мировоззрении, то ответственность за последствия ложится на него. Поясним эту мысль на простом примере: разработчики LibreOffice предоставляют в ваше распоряжение текстовый редактор Write, но они не могут диктовать вам, что вы должны писать в нем: стихи или пopнoгрaфичecкиe рассказы. Если же вы пытаетесь использовать данную программу не по прямому назначению, например для рисования, то неудовлетворительные результаты являются следствием вашей ошибки, а не ошибками программистов. Пользователь волен распоряжаться свободной картиной мира по своему усмотрению до тех пор, пока он не пытается нарушить правила хорошего тона, принятые в сообществе ее разработчиков. Попытки разжигания настоящей «священной войны» считаются нарушением негласных законов добровольного сотрудничества и принятых правил ведения дискуссии.

Требование постоянной готовности к «священной войне» входит в базовый набор практически всех проприетарных картин мира. Христианина могут призвать на борьбу с «еретиками» и «грешниками», мусульмане-фундаменталисты постоянно враждуют с неверными, ученые борются с распространением религиозных и мистических доктрин, и каждый считает, что именно он сражается на стороне «добра» и «истины». В свободных мировоззрениях нет «истин», за которые нужно уродовать, калечить и убивать других людей. То, что на первый взгляд может показаться «священной войной», на самом деле таковой не является. Наглядный пример из мира Linux: противостояние пользователей GNOME и KDE, которое в шутку называют иногда «священной войной». В действительности, здесь отсутствует главный элемент любой «священной войны», а именно утверждение однозначной и неоспоримой истинности позиции одной из сторон. KDE не является «ересью» по отношению к GNOME и наоборот, речь здесь идет о вкусах и предпочтениях пользователей, а не о степени близости к «истине».

Другая отличительная черта свободных картин мира заключается в том, что можно метафорически назвать «доступностью исходных кодов для конечных пользователей». Иными словами, человек имеет право не только использовать свободное мировоззрение, но и знать, как оно функционирует. Обратное мы наблюдаем в проприетарных картинах мира, скажем основные положения христианской религии выводятся из «божественного откровения»: Бог так сказал и не вашего ума дело, почему он это сделал. Любое откровение — это в сущности закрытый код, и рядовому пользователю запрещено в нем копаться, задавая неудобные вопросы «почему именно так?», «для чего это нужно?» и «как это работает?». В чем-то откровение похоже на ядро Windows — вам дают его, чтобы вы подстраивались под него, а не меняли его для своих насущных нужд. С этой точки зрения свободные картины мира абсолютно прозрачны для пользователей: вы всегда можете узнать, что и как в них устроено, для каких целей применяются те или иные модули и при желании вам предоставляется право изменять и улучшать их, равно как и делиться своими наработками с остальными.

Классический пример: молитва и медитация. В христианстве вы обязаны молиться по установленным кем-то формулам, значение которых вам не всегда понятно. Молитвы собственными словами допускаются, но не приветствуются. В случае с медитацией вы получаете знания о том, как она работает, ведь без понимания сути медитативных практик их использование малоэффективно, хотя и возможно. Поскольку у вас есть доступ к этим объяснениям («исходным кодам»), вы можете удобным для вас образом модифицировать практику медитации, ориентируясь в первую очередь на результат, а не на соответствие одобренным внешними инстанциями образцам. Проще говоря, молитва — это программа, которая однажды сработала на компьютере древнего программиста, и теперь все его последователи должны пытаться выполнить ее на своих машинах, игнорируя произошедшие с тех пор изменения в аппаратной конфигурации и программном обеспечении. Это похоже на попытку запустить приложение для Windows 98 в Windows 8 просто щелкая по нему мышкой — можно провести за этим занятием всю жизнь, ни на шаг не приблизившись к успеху. С другой стороны, медитация — это сборка программы из исходников под конкретное железо и ось. Если не запустится с первого раза, то всегда можно прочитать инструкцию и поправить исходники, было бы желание.

В отличие от проприетарных картин мира, свободные мировоззрения создаются не «богами» и их полномочными представителями на Земле, а самими пользователями. Они представляют собой плоды коллективного творчества, где ссылки на «божественное откровение», «невыразимую истину» или «фетву главного программиста» считаются багами и быстро исправляются. В свободных картинах мира ценится простота и элегантность кода, а не степень его соответствия древним учебникам по программированию, переведенным с архаичных языков c единственной целью заработать на проведении платных курсов «истинного программирования». Зачастую в проприетарных картинах мира никто вообще не занимается очисткой и оптимизацией кода, полагая древность главным его достоинством. Представьте, что вам предлагают установить на компьютер операционную систему, которая была создана две тысячи лет назад и с тех пор не обновлялась, если не считать пару драйверов, написанных для таких же древних видеокарт. Однако некоторые с удовольствием инсталлируют подобные «программные продукты» в свой мозг, и потом удивляются, почему они начинают сильно глючить при любой попытке взаимодействия с окружающей действительностью. Строго говоря, христианство сегодня функционирует не в реальном мире, а в эмуляторе, созданном для нее западноевропейской культурой, за пределами которой оно просто неработоспособно.

Проприетарные картины мира можно сравнить с динозаврами, обреченными на вымирание. Будет ли этот процесс происходить медленно, подчиняясь естественным законам эволюции, или их гибель станет результатом какого-либо катастрофического события — пока не ясно. С уверенностью можно сказать лишь одно: гибель огромных неповоротливых ящеров открыла дорогу для развития теплокровных существ, заселивших впоследствии всю планету, и, возможно, в будущем свободные картины мира проделают точно такой же путь, совершив кардинальный переворот в сознании людей, которые будут считать нашу эпоху чем-то вроде эры динозавров — не вершиной развития человечества, но всего лишь ступенью на пути вверх.

avatar