Новый адрес страницы:
https://tannarh.wordpress.com/2013/04/24/мандала-жизни/

Tannarh
МАНДАЛА ЖИЗНИ

Говорят, жители древнего Аркаима регулярно сжигали свой город и переселялись на новое место, а вернувшись спустя много лет отстраивали все заново в первозданном виде. Буддийские монахи могут неделями создавать сложные мандалы, чтобы потом уничтожить их за несколько секунд. Дети строят башни из кубиков и ломают их без горечи утраты. Здесь мы сталкиваемся с мировоззрением чуждым современному человеку, живущему в обществе потребления и накопительства. Подобное поведение кажется безумным, глупым или попросту наивным. Почему? С каких это пор мы стали эталоном благоразумия и человечности? Или мы просто провозгласили себя мерой всех вещей, не имея на то ни малейших оснований? Это, конечно же, риторические вопросы. Мы бездумно верим в прогресс и, как следствие, в то, что мы находимся на вершине исторического процесса. Сегодня гордиться своей религией или национальностью стало немодно, поэтому мы придумали прогресс, чтобы гордиться хоть чем-нибудь. Большую часть жизни мы нажимаем на кнопки и водим пальцами по сенсорным экранам, а на это способна любая обезьяна. Единственное отличие в том, что обезьяны не возомнили себя вершиной эволюции.

Буддисты полагают главным «грехом» веру в существование собственного «Я». Из этой веры рождается еще более опасная вера в «Моё», из которой возникает желание обладать чем-то или кем-то, неудовлетворенность, пресыщение, страдания и вечный круговорот в сансаре. Но если «Я» порождает «Моё», то возможен ли обратный процесс, чтобы из «Моё» родилось «Я»? Трудно сказать. Как правило, дети счастливее взрослых, буддийские монахи умиротвореннее офисных работников, а жители древнего Аркаима скорее всего не завидовали друг другу и не воровали вещи, обреченные на уничтожение в огне ритуального пожара. Их вообще не интересовало накопительство, ставшее основой современной цивилизации. Уничтожая плоды собственного труда, они контролировали «Моё», не давая ему перерасти в чудовищное «Я», возомнившее себя центром и главным смыслом мироздания.

Мы можем оправдать ребенка, ломающего игрушки, назвав его разум недоразвитым, поведение буддийских монахов объясняется религиозной традицией, а строителей Аркаима легко обозвать дикарями, не имевшими ни малейшего представления о частной собственности. Строить свой дом, чтобы сжечь его — вершина идиотизма. Какой разумный человек будет заниматься этим? Мы находимся в плену иллюзии, будто вещи принадлежат нам, словно внутренние органы тела. Древний арий сжигал свой дом и продолжал жить дальше, а мы стонем под гнетом вещей и умираем, лишаясь всего.

Мы постепенно вросли в общество потребления, пропитавшись его ядами и рекламой недостижимого счастья. Накопительство составляет нашу суть, и мы даже не замечаем, как стали его рабами. Ты можешь увидеть в моих словах противоречие, ведь общество потребления требует от нас выбрасывать вещи как можно чаще, чтобы покупать все новые и новые безделушки. Я представлю тебе два возражения, которые кажутся мне наиболее убедительными. Во-первых, даже если человек меняет смартфон каждые полгода, он по-прежнему остается обладателем этого средства коммуникации как некоей абстрактной идеи. Иными словами, он может выкинуть телефон, чтобы купить новый, но он не способен избавиться от этой вещи навсегда, то есть просто перестать использовать телефоны в повседневной жизни.

Второй мой аргумент находится прямо перед твоими глазами и называется «компьютер». Изобретение этой машины стало возможным только в нашу эпоху музеев, архивов и биографий, поскольку она воплощает в себе идею накопительства как единственного достойного занятия для человека. Мы пишем тексты, сохраняем фотографии, качаем из интернета фильмы, музыку и книги, делаем резервные копии и распихиваем их по облачным хранилищам, чтобы не дай бог не лишиться своей личной истории. Крах жесткого диска равносилен для нас уничтожению индивидуальности. Мы боимся потерять мусор нашего прошлого, предавая ему больше значения, чем настоящему и будущему. Мы пишем в социальные сети и блоги, которые обещают хранить наши данные «до тех пор пока не погаснет солнце и еще восемь минут». Внезапное отключение от Интернета вызывает неконтролируемый приступ паники: кто я? Кто я без всех этих записей, фотографий, прочитанных книг и просмотренных фильмов, без компьютера, смартфона и вообще без вещей, кто я без навязанного мне воспитанием мировоззрения, религии, привычек, комплексов, стереотипов и заблуждений? Кто я?

Есть три самых страшных слова, образующих фразу более неприличную в современном обществе, чем любое матерное ругательство или неполиткорректное оскорбление. На с детства учат избегать этих слов, табуированных угрозой плохой оценки в школе и институте, но именно в них заключается путь к нашему спасению от иллюзий, поработивших наше сознание. Именно поэтому современное общество заставило нас бояться и стыдиться этих слов, чтобы мы поддерживали своим страхом заблуждения, пропагандируемые в наши дни. Мы все знаем эти слова, но никогда не произносим их вместе, потому что в них заключается правда. Это самый честный ответ и звучит он так: Я НЕ ЗНАЮ.

Как возникла Вселенная? Я не знаю. Что такое человек? Я не знаю. Существуют ли инопланетяне? Я не знаю. Нам говорят, что не знать — это стыдно, и предлагают поверить в какую-нибудь гипотезу, концепцию или религию, как в истину последней инстанции, чтобы мы прикрывали этими фиговыми листками свое незнание и строили из себя великих мыслителей, у которых на все имеются готовые ответы. Но в действительности, лишь один ответ будет по-настоящему честным: я не знаю и не хочу пересказывать вам теории, в которые не верю, чтобы поддерживать всю эту систему взаимной лжи и уступок.

Здесь ты можешь возразить мне, что некоторые вещи, как например вопрос о появлении Вселенной, действительно пока недоступны нашему разуму, однако есть истины, знанием о которых мы можем обладать. Классический пример — утверждение о том, что 2х2=4. Это истина, поэтому было бы верхом глупости говорить, будто не знаешь правильного ответа. Но я взаправду не знаю «правильного» ответа. Давай разберемся: дважды два равно четырем потому и только потому, что люди однажды договорились вести исчисления в десятеричной системе, однако в во всех прочих системах исчисления данное утверждение является не истинным, а ложным. Мало того, большинство людей верят в истинность этого математического выражения лишь потому, что убеждены в существовании однородных объектов, которые можно складывать или умножать. Все это лишь абстракция. Попробуй умножить два огурца на два помидора, и у тебя просто закипят мозги.

Ты убежден в том, что сам управляешь своей жизнью. Тебя заставили в это поверить, ведь нет раба лучше, чем возомнившего себя свободным. Я могу долго приводить логические выкладки, аргументы и примеры из умных книг, чтобы убедить тебя в обратном, чтобы объяснить тебе, насколько глубоко общество потребления пустило в тебе корни, превратив тебя в машину для накопления мусора. Я могу потребовать от тебя невозможного или попросту оставить тебя в покое, заявив, что твоя судьба меня ни капли не волнует. Однако это было бы несправедливым по отношению к тебе, ведь вполне вероятно, что на самом деле ты более свободен, чем я. Сделай простую вещь, подобно жителю древнего Аркаима, сжигающему свой дом, подобно буддийскому монаху, стирающему мандалу или подобно ребенку, разрушающему дом из кубиков, отформатируй жесткий диск вместе со всеми резервными копиями. Отформатируй диск и начни все сначала. Удали все записи со стены Вконтакте и начни сначала. Выброси в окно все, что лежит у тебя в карманах и начни сначала.

Сотри свою личную историю и начни сначала.

Основой нашей цивилизации является потребление. Чтобы потреблять, человек должен приобрести страсть к накопительству. Накопительство рождается из веры в возможность обладания чем-то или кем-то, а обладание вырастает из слепой убежденности в существовании «Я». Потребительство и индивидуализм неразрывно связаны, и уничтожение одного неизбежно приведет к гибели другого. Сегодня обывателей пугают крахом цивилизации и возвращением дикости. Но разве не из дикости родилась цивилизация и не дикость ли она порождает сегодня? Вы хотите сохранить нашу цивилизацию? Подавляющее большинство не задумываясь ответит на этот вопрос положительно, но если вопрос конкретизировать, то у некоторых постепенно начнут включаться мозги. Вы хотите сохранить выхлопные газы? Вы хотите сохранить разливы нефти в океане? Вы хотите сохранить ядерные отходы? Вы хотите сохранить «Аншлаг» и «Дом-2»?

Слепая вера в современную цивилизацию рисует в нашем воображении картину всеобщего счастья и благоденствия, до которого остается всего ничего, но чем пристальней мы начинаем вглядываться в подробности, тем отчетливее понимаем, что лишь незначительная, ничтожная часть достижений нашего мира действительно вызывает уважение и желание передать ее потомкам как дар, а не проклятие. Но мы все равно боимся потерять эту цивилизацию и точно так же нас пугает перспектива лишиться смартфона или всех данных на жестком диске компьютера. В конечном итоге мы отказываемся верить в собственную смерть и одновременно придаем ей гротескно-преувеличенное значение. Мы пытаемся избежать неизбежного. Мы мечтаем купить то, что не продается. Мы верим в значение бессмысленного и отрицаем важность проживаемого. Мы ищем в окружающем нас мире то, что находится в нас самих.

Написание текстов — все тот же синдром накопительства, убивающий живую речь и живое знание. Мы стремимся писать как можно больше, не важно о чем, лишь бы накручивать этот воображаемый счетчик килобайт, стимулирующий наше чувство собственной важности. Написание текстов столь же бессмысленно, как и их чтение. Сократ, Будда и Христос никогда ничего не записывали, храня тайну устной речи, и в этом их сила, с легкостью опрокидывающая небоскребы из пыльных томов и невидимые башни электронных библиотек. Лучшее, что я могу сделать, — стереть этот текст после того, как закончу его, но я не сделаю этого, потому что я такой же раб накопления и потребительства, как и ты. Единственное, что может оправдать меня в твоих глазах, это вера в бессмысленность букв и их неуемного сочетания. Рано или поздно каждый Аркаим будет разрушен — по воле его создателей или вопреки ей.

Tannarh, 2013 г.
Из личной переписки с V.

avatar
tannarh • 17:19,
Лингвистический наркоман - это неполлиткорректный синоним графомана.
avatar
Jonathan • 18:54,
я имел в виду немного другое - зависимость от сочетаний буковок и сообщаемых ими смыслов. в этом смысле я тоже л.н., хотя пишу мало
avatar
tannarh • 19:17,
Временами думается, что никакого смысла эти буковки никому не давно уже сообщают, а все смыслы читатель извлекает из пыльного чердака своей памяти, неустанно перелопачивая скопившийся там мусор в поисках чего-нибудь "вкусненького", или может этот мусор преет сам по себе, пованивая иногда для разнообразия всяческими "глубокими смыслами" и "великими прозрениями".
avatar
Jonathan • 19:53,
да, ИМХО именно так. выжать еще капельку удовольствия из новых сочетаний буковок. впрочем это относится не только к буковкам и их сочетаниям. ум всегда найдет как понаркоманить sad
avatar
tannarh • 21:45,
Кто-то видит смысл в буковках, кто-то не видит смысла, а монах Ли Бо пылесосит свою хижину)
avatar
Jonathan • 22:02,
а то то едет на випассану )
avatar
tannarh • 13:11,
Что нельзя стереть, то можно выкинуть.
vezun1969
vezun1969 • 19:18,
Мне нравится выдергивать понравившиеся фрагменты твоей писанины, переводить их на английский и совершенствовать свою память.... Only very naive people may think that the ideology of consumption begins with advertising and ends in the near the supermarket. Consumerism has become total fetish determining people's lives from birth to death. ну и т. д. для чего еще? даже не знаю... порой спорно, порой просто гониво, но все же намного лучше из того, что услужливо предоставляет инетека. Это честно.
avatar